Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении длительного времени в педагогике господствовало убеждение, что на определенном этапе развития навыков, деятельность ребенка становится творческой. Но современные психолого-педагогические исследования (Т.Риасс, Н. Басина, Е.Храмцова и др.) доказывают, что у большинства детей в результате многочисленных упражнений, направленных на формирование навыков, вообще исчезает интерес к творческой деятельности [ 1], [ 2], [ 9], [ 12].

В настоящее время появился новый подход, при котором деятельность детей должна сохранять субъективный характер. Так Е.Соловьева считает, что хотя и "удалось оживить интерес детей к деятельности, сюжеты стали разнообразнее в группе, но достаточно однообразны для конкретных ребят. Проблема осталась: Полноценное творчество - это умение найти новую осмысленную целостность, а вовсе не простое перебирание более или менее подходящих комбинаций". Поэтому создатели гуманистического центра "Театр" г.Екатеринбурга под руководством Г.Л. Риасс определяют ценность искусства в том, что только через произведения человек обретает новый способ видения окружающего нас мира, а "задача занятий искусством:в том, чтобы в ходе занятий дать детям возможность пережить мир по новому, увидеть его с иной точки зрения" [ 5], [ 9], [ 13].

О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие персонажи (медведь, заяц, собака и др.), которые оживают, говорят и необычность зрелища захватывает ребенка, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, и все возможно [ 10].

Психологами (М.В.Ермолаева, Г.А.Урунтаева и др.) доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка; рассказы о спектакле знакомым, родителям способствуют развитию речи и умению выражать свои мысли и чувства; передача в рисунке различных эпизодов спектакля, лепка фигурок отдельных персонажей и целых сцен, развивает художественно-творческие способности [ 3], [ 4], [ 8], [ 11].

Я считаю, что спектакль нельзя рассматривать, как простое развлечение; его воспитательное значение намного шире, ведь дошкольный возраст - период формирования вкусов, интересов, отношений к окружающему. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Моя многолетняя практика доказывает, что именно театр располагает возможностями воздействовать на зрителей целым комплексом средств художественных образов (персонажи, оформление, слово, музыка), которые вместе взятые (в силу образно-конкретного мышления дошкольника) помогают каждому ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияют на развитие художественного вкуса. Процесс наблюдений за детьми позволил мне выделить такой факт: самое яркое отражение спектакля проявляется в творческих играх, когда малыши устраивают театр, и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Такие игры развивают творческие силы и способности детей.

Итак, театр играет большую роль для всестороннего развития и воспитания детей, что в свою очередь и побудило меня пересмотреть, изменить систему работы по развитию творческих способностей дошкольников. Считаю, что современному педагогу следует знать и помнить, что "образование XXI века - это образование через ощущения; игра - метод развития ассоциативного мышления, при этом чувства становятся инструментом фантазии", а "если ребенок не может ни с кем поделиться миром своей фантазии, то этот мир, живущий внутри него, зачахнет" [ 6] , [ 7] , [ 9] .

В основе моего опыта лежат идеи гуманистического центра "Театр" г. Екатеринбурга, под руководством талантливого педагога и режиссера Г.Л.Риасс, работа музыкально-театральной студии "Сказка" под руководством М.Маханевой, этюды М. Чехова и М.И.Чистяковой, программа Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, С.И. Мерзляковой, М.В.Ермолаевой "Театр-творчество-дети" [ 6] , [ 14] , [ 15] , [ 16] , [ 17] .

Создатели гуманистического центра "Театр" - одни из тех, кто прокладывает путь к принципиально новой педагогике, перевороту нашего профессионального и человеческого сознания в понимании сущности феномена ребенка, процессов его развития, феномена самого творчества. С их точки зрения "важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиции, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат:в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный и эмоциональный контроль; также происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные, психические функции" [ 2] , [ 10] , [ 13] .

Авторская программа "Театр-творчество-дети" ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка и его неповторимую индивидуальность. В программе представлены воспитательные (на развитие эмоциональности интеллекта, коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра) и образовательные (связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре) задачи, систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности и их распределение в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства. Авторы основываются на необходимости развивать детей средствами театра (репетиции, этюды и т.п.) [ 14] .

Репетиции, работа над этюдами не менее важны, чем сам спектакль: идет последовательное знакомство детей с различными видами театра, происходит поэтапное освоение различных видов творчества по всем возрастным группам, совершенствуются артистические навыки дошкольников в плане переживания и воплощения образа, моделирования навыков социального поведения в заданных условиях. Поэтому приобщение ребенка к театрализованной деятельности требует целенаправленного руководства со стороны педагога, чтобы помочь раскрыть его потенциальные возможности, осознать необходимость работы над ролью, вести себя на сцене непринужденно, уметь передать сущность своего персонажа. Для чего и нужна специальная актерская тренировка на играх-занятиях, цель которых: помочь детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой) [ 2] .

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. Мое требовательное отношение к выбору произведения, его художественному оформлению, подготовке и проведению самого спектакля, не позволяет мне забыть, что детский спектакль - это первое приобщение дошкольников к театру и искусству в целом. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи. Я уверена, что кому посчастливилось в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет, а театр, как вид искусства, только наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Мною были определены следующие задачи:

- развитие интереса детей к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки;

- обучение дошкольников разыгрыванию несложных постановок по знакомым литературным произведениям, распределению между собой обязанностей и ролей, умению вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умению использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый и т.п.);

- включение в различные виды деятельности этюдов, театрализованных игр и упражнений, способствующих развитию памяти, мышления, внимания;

- подготовка необходимых атрибутов и декораций к будущему спектаклю.

Причем я целенаправленно решала ряд подзадач: создавать эмоционально - благоприятную обстановку, способствующую каждому ребенку обучаться с увлечением, развивать виды речевой деятельности (словарь, грамматический строй речи, диалогическую речь) и двигательную активность детей, формировать их готовность к школьному обучению.

Успешному решению всех задач способствовали созданная в группе предметно - развивающая среда, тесное сотрудничество с семьей (нетрадиционные родительские собрания, досуги, консультации, наглядность, конкурсы и др.), организация работы группового кружка "Буратино", целенаправленный отбор художественной литературы, изготовление различных видов театров, проведение комплексных и интегрированных занятий с участием сказочных героев, включением этюдов, психогимнастики и т.п. Я использовала такие средства как игровые приемы, ситуации с элементами театрализации (этюды), малые фольклорные формы (потешки, считалки, дразнилки и т.п.), упражнения психо- и дыхательной гимнастики, техники речи и т.д., направленные на создание в воспитательно-образовательном процессе непринужденной благоприятной обстановки.

Авторская программа "Театр-творчество-дети", работа музыкально-театральной студии "Сказка", мнение создателей гуманистического центра "Театр" позволили, как дополнение в мою работу, включить поэтапное использование отдельных видов творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) не только при подготовке к детским спектаклям, но и в режимных моментах, на занятиях, в организации индивидуальной работы с детьми и через кружковую деятельность.

Система работы по данной теме представляет собой взаимосвязанные этапы: создание в группе предметно-развивающей среды; диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей; организация специальных актерских тренировок на играх-занятиях для овладения средствами образной выразительности (позой, жестами, мимикой, интонацией, пантомимикой) через кружковую работу; использование театральных персонажей на занятиях и вне занятий; формирование произвольного поведения дошкольников в различных ситуациях.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что если взрослый устраивает спектакль и приглашает желающих детей играть в нем, то ребята начинают испытывать затруднения, ведь выход на сцену - это уже ответственность. С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности.

Поэтому свою работу начала с создания условий для театрально-игровой деятельности при активной поддержке родителей. Были сшиты наборы кукол, изготовлены ширма и сменные декорации, различные виды театров (теневой, пальчиковый, настольный, театр картинок, театры на фланелеграфе, ложках, палках, платках), маски-шапочки и т.д.; игровая среда пополнена наборами мелких игрушек и музыкальными инструментами.

Знакомство детей с разными видами театров начала в первой младшей группе (с 2 до 3 лет) и заметила, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, позволило мне в наблюдениях отметить, что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки ("Курочка Ряба", "Колобок", "Репка" и др.).

Поэтому во второй младшей группе, в результате проведенной педагогической диагностики, были выявлены склонности и способности каждого ребенка к театрально-игровой деятельности. Первоначальная диагностика показала: в группе есть малыши (45%) с достаточно развитой речью, стремящиеся в игре строить диалоги с игрушками и сверстниками, используя собственную фантазию. А есть и те (35%), кто в свободной игровой деятельности сопровождает движения игрушки песенкой, придуманной самостоятельно, и некоторые (20%) стремятся играть с музыкальными игрушками, импровизировать на шумовых музыкальных инструментах и всегда желают участвовать в хороводных музыкальных играх, быстро включаясь в песенные, игровые и танцевальные импровизации. Поэтому я объединила таких малышей в театральный кружок "Буратино" и кружковая работа осуществлялась мною через все виды театров, воздействующих на воображение дошкольников различными средствами: словом, музыкой, действием и т.д. (Приложение 1).

С учетом возрастной шкалы детей в последующей работе я определила ряд задач: пробуждение интереса к театрально-игровой деятельности, создавая необходимые условия; воспитание интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам, реквизиту; развитие умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях; использование импровизационных форм диалогов действующих лиц в хорошо знакомых произведениях; знакомство с приемами кукловождения и обучение сопровождению движений куклы речью, песенкой, танцами; поддержка стремления играть с музыкальными игрушками, импровизировать на детских музыкальных инструментах; развитие желания выступать и по собственной инициативе участвовать в песенных, игровых и танцевальных импровизациях.

На этапе работы с малышами при обучении их простейшим приемам кукловождения мною использовались резиновые, мягкие, пластмассовые игрушки, различные виды театров. Работу начинала со знакомства с куклами (подержать в руках, рассмотреть, поиграть с ними), задавая вопросы детям (например, из какой сказки куклы), и предлагая кому-нибудь рассказать эту сказку, а остальным - дополнить товарища. Отмечу, что никогда не заучиваю с детьми литературный текст. И этот прием использую для того, чтобы каждый ребенок мог проявить творчество, придумать диалог, найти выразительные интонации, то есть пытаюсь "разбудить" детскую фантазию через наводящие вопросы, не давая готового образца для подражания.

Применяю еще один методический прием: разучивание сценок маленькими фрагментами, что позволяет каждому попробовать себя во всех ролях. Затем спрашиваю: "Какой мишка больше понравился, Димин или Андрея? Чем понравился?". Ответы ребят отличаются разнообразием: "Андрей сердито рычал, как настоящий медведь, что я даже испугалась:", "Димин мишка рычал тихо, и мне совсем было не страшно, а весело:". Этот прием способствует не только развитию связной речи детей, самостоятельности их мышления, но и развивает умение выражать свою точку зрения, аргументируя ответ. После того, как все роли детьми были "испробованы", я предлагаю каждому самостоятельно выбрать себе понравившийся персонаж, и начинаем играть сказку...

В дальнейшей работе, чтобы способствовать развитию воображения, фантазии, речи дошкольников мною используется такой метод: выбор кукол из разных сказок, придумывание новой сказки с участием этих героев. Роль воспитателя выходит на первый план, ведь речь детей еще развита недостаточно, внимание неустойчиво, и крайне необходимы вопросы наводящего характера. Но как бы примитивны не были сочиненные малышами истории, я радуюсь любому проявлению творчества, стремлюсь, чтобы желание поиграть с куклой появилось у каждого из них, стараюсь создать атмосферу доброжелательности и взаимного доверия, одновременно решая воспитательные задачи. Только тогда ребенок сможет проявить свою фантазию и творчество, когда почувствует уважительное отношение к себе и своим способностям со стороны других: взрослых и ровесников. Разыгрывание подобных сказок духовно раскрепощает малыша, дает возможность поверить в свои силы.

Работа над этюдами (своеобразная школа постижения основ актерского мастерства) проводится во всех возрастных группах. Я использую этюды М.Чехова (на развитие внимания, веры, наивности, фантазии) и М.Чистяковой (на развитие памяти, выразительности жеста, тренировку отдельных групп мышц, выражение основных эмоций, воспроизведение отдельных черт характера). Этюды позволяют детям в игровой форме учиться выражать свои чувства, понимать чувства других людей, помогают избежать затруднений в общении со сверстниками и с взрослыми. Работа над этюдами, развивая ребенка, дает ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Большинство детей легко справляются с заданиями. А введение шумовых инструментов (бубен, барабан, колокольчики, погремушки и т.п.) обогащает сочиненные ребенком песенки новым звучанием, создает праздничную атмосферу, развивает музыкально-ритмические способности. Так гармоничное сочетание кукольного и драматического искусства, танцев, музыки и художественного слова совместно с развитием детского творчества позволяет дошкольнику осознавать свои возможности, чувствовать, что каждый может проявить себя в любом виде деятельности, привыкнуть к мысли, что любое проявление его творческих способностей найдет поддержку со стороны взрослых и сверстников. (Приложение 2).

Анализ результатов систематической работы с детьми показал, что постоянное участие моих воспитанников (театрализации, песенные и игровые представления) в традиционных мероприятиях ДОУ, в рамках конференций и творческих отчетов коллектива детского сада на уровне района и округа способствовали развитию творческих способностей (72% выпускников 2005, 2009гг. посещают кружки и студии дополнительного образования). Специальные актерские тренировки, игры - занятия помогли детям овладеть средствами образной выразительности (интонацией, мимикой, жестами и др.), что позволяет им артистично и эмоционально выступать на районных творческих конкурсах ("Супер-бабушка", "Солнца лучик золотой"), занимать призовые места на областных и всероссийских творческих конкурсах 2007-2010гг. (Настя Леухина, Полина Шакарова - выпускницы 2005г.). Отмечу, что готовность детей к школе - 100%, с заниженной самооценкой нет ни одного ребенка в группе, на 100% у воспитанников сформированы способности выражать эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и состояние другого человека.

Итак, развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства - занятие трудоемкое, но увлекательное и результативное. Поэтому считаю опыт работы доступным и возможным для применения в ДОУ.

Литература:

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры - занятия. - СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Вместе весело шагать // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №7.
  5. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968.
  6. Караманенко Т.Н. Кукольный театр в детском саду. - М.: Госиздат, 1955.
  7. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982.
  8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001.
  9. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №3.
  10. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  11. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  12. Соловьева Н. Театр кукол. - М.: Госиздат, 1960.
  13. Соловьева Е. Встреча в гостиной "Театра" // - Дошкольное воспитание. - 1998. - №4.
  14. Сорокина Н.Л., Миланович Л.Г., Мерзлякова С.И., Ермолаева М.В. Театр - творчество - дети // - Дошкольное воспитание. - 1996. - №8.
  15. Театр - творчество - дети. Этюды // - Дошкольное воспитание. - 1994. - №8.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, 1999.
  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 1990.