Урок географии в 7-м классе по теме "Особенности природы Африки"

Разделы: География


Цели:

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний.
  • Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, дисками, дополнительной литературой. Совершенствовать умение устанавливать причинноследственные связи.
  • Развивать познавательный интерес и географическое мышление; создать условия для реальной самооценки учащихся.

Тип урока:обобщения, систематизации и проверки знаний с использованием ОЭР.

Форма урока: работа по группам.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование:

  1. Презентации (Приложение 1, Приложение 2).
  2. Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса».
  3. Персональный компьютер для каждого учащегося.
  4. Контурные карты.

Ход урока

I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель. Мы изучили особенности природы материка: ознакомились с географическим положением и историей исследования, климатом, рельефом, внутренними водами, природными зонами. Поэтому нам предстоит обобщить знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.

Разминка: Самое… Самое… (назвать и показать географический объект на карте)

  1. Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря.
  2. Самые «страшные» горы Африки.
  3. Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе.
  4. Самая «великая» пустыня.
  5. Самая крайняя северная точка Африки.

Кроссворд (Приложение 1)

II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.

Задание 1. Заочно путешествие по Африке. (Приложение 2)

Выбрав для себя любую поисковую задачу, класс делиться на группы (Слайд 2) и в течение 10 минут работают над выполнением заданий:

I группа – «Физикогеографы» (Слайд 3)

  1. Определите географическое положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Назовите и покажите крайние точки.
  2. Сравните размеры Африки с другими материками, как расположен материк относительно других материков.
  3. Определите, какие океаны и моря омывают материк.
  4. Назовите исследователей Африки, какой вклад они внесли в её изучение?

II группа – «Геологи» (Слайд 4)

  1. Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
  2. Какие участки земной коры молодые, а какие древние. Докажите свои утверждения.
  3. Какие полезные ископаемые размещены на территории материка, каково их происхождение?
  4. Какое значение имеют полезные ископаемые для стран Африки и мира?
  5. Какова взаимосвязь между использованием полезных ископаемых и охраной окружающей среды?

III группа – «Климатологи» (Слайд 5)

  1. Какие факторы оказывают влияние на климат материка?
  2. В каких климатических поясах расположен материк?
  3. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков.
  4. Какой из климатических поясов самый жаркий и сухой, почему? Докажите это.
  5. Почему суровая пустыня Намиб образуется на побережье Атлантического океана?

IV группа – «Гидрологи» (Слайд 6)

  1. Назовите и покажите самые крупные реки Африки.
  2. К бассейнам каких океанов они относятся?
  3. Согласны ли вы с утверждением, что реки – это отражение климата, докажите это на конкретных примерах.
  4. Назовите и покажите крупные озёра Африки, каково их происхождение?
  5. Какое значение имеют реки и озёра Африки?

V группа – «Биологи» (Слайд 7)

  1. Какие природные зоны находятся на территории Африки?
  2. Назовите самые главные черты каждой природной зоны, как растения и животные приспособились к жизни в них?
  3. Какие основные изменения происходят в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека? Каковы их последствия.
  4. Назовите основные экологические проблемы Африки. Какие возможные пути их решения вы можете предложить?

Проведение физминутки

При получении определённого сигнала учащиеся выполняют следующие действия:

  • лицом к ветру (дети поворачиваются в ту сторону горизонта откуда дует ветер);
  • ураган (все кружатся);
  • штиль (все сели).

Выступление специалистов поисковых групп.

Задание 2. Географическая карта.

На контурной карте цифрами обозначьте географические объекты (Слайд 8)

  1. Гвинейский залив;
  2. Восточно-Африканское плоскогорье;
  3. Остров Мадагаскар;
  4. Атласские горы;
  5. Эфиопское нагорье;
  6. Полуостров Сомали;
  7. Водопад Виктория;
  8. Мыс Рас-Хафун;
  9. Река Нигер;
  10. Озеро Танганьика.

Самопроверка атлас (Слайд 9)

Задание 3. Что такое? Кто такой?

  1. Намиб;
  2. Гепард;
  3. Папирус;
  4. Чад;
  5. Баобаб;
  6. Нигер;
  7. Килиманджаро;
  8. Окапи;
  9. Атлас;
  10. Оазис;
  11. Сомали;
  12. Калахари.

Задание 4. Итоговый тест.

Используя учебный диск «География материков и океанов для 7 класса», выполнение итогового теста, где каждый учащийся получает оценку.

III. Домашнее задание. Итог урока.

Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях путешествия.

Литература:

  1. Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. - 240.
  2. По материкам и океанам. Африка. Австралия. Антарктида. Составители: Н.П.Смирнова, АА Шибанова – М.: «Просвещение», 1988.
  3. Елисеева Р.М. География материков и океанов 7 класс (практическое пособие) – М.: Издат-школа, 1997.
  4. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов: 7 кл. – М.: Просвещение, 1995.
  6. Образовательный комплекс: География материков и океанов.В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы». М, «Дрофа», 1996