Цели:
- Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; обобщить материал как систему знаний.
- Формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: картами, дисками, дополнительной литературой. Совершенствовать умение устанавливать причинноследственные связи.
- Развивать познавательный интерес и географическое мышление; создать условия для реальной самооценки учащихся.
Тип урока:обобщения, систематизации и проверки знаний с использованием ОЭР.
Форма урока: работа по группам.
ТСО: проектор, экран, компьютер.
Оборудование:
- Презентации (Приложение 1, Приложение 2).
- Учебный диск «География материков и океанов для 7 класса».
- Персональный компьютер для каждого учащегося.
- Контурные карты.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель. Мы изучили особенности природы материка: ознакомились с географическим положением и историей исследования, климатом, рельефом, внутренними водами, природными зонами. Поэтому нам предстоит обобщить знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
Разминка: Самое… Самое… (назвать и показать географический объект на карте)
- Самая длинная река мира, несущая свои воды от экватора до Средиземного моря.
- Самые «страшные» горы Африки.
- Самое длинное озеро в мире, находящееся в разломе.
- Самая «великая» пустыня.
- Самая крайняя северная точка Африки.
Кроссворд (Приложение 1)
II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.
Задание 1. Заочно путешествие по Африке. (Приложение 2)
Выбрав для себя любую поисковую задачу, класс делиться на группы (Слайд 2) и в течение 10 минут работают над выполнением заданий:
I группа – «Физикогеографы» (Слайд 3)
- Определите географическое положение материка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Назовите и покажите крайние точки.
- Сравните размеры Африки с другими материками, как расположен материк относительно других материков.
- Определите, какие океаны и моря омывают материк.
- Назовите исследователей Африки, какой вклад они внесли в её изучение?
II группа – «Геологи» (Слайд 4)
- Каков общий характер поверхности? Чем его можно объяснить?
- Какие участки земной коры молодые, а какие древние. Докажите свои утверждения.
- Какие полезные ископаемые размещены на территории материка, каково их происхождение?
- Какое значение имеют полезные ископаемые для стран Африки и мира?
- Какова взаимосвязь между использованием полезных ископаемых и охраной окружающей среды?
III группа – «Климатологи» (Слайд 5)
- Какие факторы оказывают влияние на климат материка?
- В каких климатических поясах расположен материк?
- Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков.
- Какой из климатических поясов самый жаркий и сухой, почему? Докажите это.
- Почему суровая пустыня Намиб образуется на побережье Атлантического океана?
IV группа – «Гидрологи» (Слайд 6)
- Назовите и покажите самые крупные реки Африки.
- К бассейнам каких океанов они относятся?
- Согласны ли вы с утверждением, что реки – это отражение климата, докажите это на конкретных примерах.
- Назовите и покажите крупные озёра Африки, каково их происхождение?
- Какое значение имеют реки и озёра Африки?
V группа – «Биологи» (Слайд 7)
- Какие природные зоны находятся на территории Африки?
- Назовите самые главные черты каждой природной зоны, как растения и животные приспособились к жизни в них?
- Какие основные изменения происходят в природе Африки под влиянием хозяйственной деятельности человека? Каковы их последствия.
- Назовите основные экологические проблемы Африки. Какие возможные пути их решения вы можете предложить?
Проведение физминутки
При получении определённого сигнала учащиеся выполняют следующие действия:
- лицом к ветру (дети поворачиваются в ту сторону горизонта откуда дует ветер);
- ураган (все кружатся);
- штиль (все сели).
Выступление специалистов поисковых групп.
Задание 2. Географическая карта.
На контурной карте цифрами обозначьте географические объекты (Слайд 8)
- Гвинейский залив;
- Восточно-Африканское плоскогорье;
- Остров Мадагаскар;
- Атласские горы;
- Эфиопское нагорье;
- Полуостров Сомали;
- Водопад Виктория;
- Мыс Рас-Хафун;
- Река Нигер;
- Озеро Танганьика.
Самопроверка атлас (Слайд 9)
Задание 3. Что такое? Кто такой?
- Намиб;
- Гепард;
- Папирус;
- Чад;
- Баобаб;
- Нигер;
- Килиманджаро;
- Окапи;
- Атлас;
- Оазис;
- Сомали;
- Калахари.
Задание 4. Итоговый тест.
Используя учебный диск «География материков и океанов для 7 класса», выполнение итогового теста, где каждый учащийся получает оценку.
III. Домашнее задание. Итог урока.
Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях путешествия.
Литература:
- Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. - 240.
- По материкам и океанам. Африка. Австралия. Антарктида. Составители: Н.П.Смирнова, АА Шибанова – М.: «Просвещение», 1988.
- Елисеева Р.М. География материков и океанов 7 класс (практическое пособие) – М.: Издат-школа, 1997.
- Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
- Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов: 7 кл. – М.: Просвещение, 1995.
- Образовательный комплекс: География материков и океанов.В. Б. «Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы». М, «Дрофа», 1996