Разработка урока "Закрепление знаний таблицы умножения". Математика. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Математика 3 класс. Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.

Цели:

  1. Закреплять знание таблицы умножения, названия компонентов и результатов действия умножения и деления; совершенствовать умения решать задачи, находить и сравнивать площади прямоугольников; познакомить с историей вычислительной техники.
  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность и умение рассуждать.
  3. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, умение вести себя в общественном месте.

Оборудование: Презентация с изображением вычислительной техники, презентация таблицы умножения. Картинки с изображением древней пещеры, древней Греции, дворца, современной школы, космической тарелки. Билеты «Русское лото», карточки. Калькуляторы, счёты, логарифмические линейки, компьютеры.

Ход урока

Организация начала урока.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Не минуты не теряем.

Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Таблицу каждый должен знать
Обязательно на «5».

Устный счёт.

(Перед каждым учеником лежит билет «Русское лото».)

   6      10       30     48         72    
  12   32       60       87  
3     27     45     77  
  13 24       50        
8 17   35   55     80
2   28   42   63   90

У. Сегодня у нас очередной номер тиража «Русское лото». Вам необходимо вычеркнуть правильно числа в билете. Желаю успеха.

  1. Увеличь 9 в 3раза.
  2. Увеличь 7 на 6.
  3. Уменьши 24 в 3 раза.
  4. Уменьши 32 на 4.
  5. Найдите произведение чисел 6 и 5.
  6. Найдите частное чисел 18 и 6.
  7. Найдите сумму чисел 8 и 9.
  8. Найдите разность чисел 40 и 8.
  9. На сколько 70 больше 10?
  10. Во сколько раз 5 меньше 50?

У. Всех, кто правильно справился с заданием, приглашают в музей вычислительной техники. В этом музее есть все устройства, на которых когда-либо считали люди. А вы хотите узнать, на чём считали люди в разные времена?

Д. Да.

У. Ребята, а вы пригласите с собой остальных детей?

Д. Да. Ведь им тоже хочется побывать в музее.

Сообщение темы и целей урока.

У. Сегодня нам предстоит закрепить знание таблицы умножения и деления, показать знание правил о связи между компонентами умножения и деления, познакомиться с историей вычислительной техники.

Узнать историю вычислительной техники нам поможет экскурсовод этого музея Ермакова Юлия.

Закрепление пройденного материала.

На доске: картина древнего мира.

У. Входим в музей и сразу попадаем в древний мир. Люди жили тогда в пещерах. Ой, как хочется заглянуть в пещеру и посмотреть, как считали первобытные люди. Но мы можем это увидеть, если решим задачу.

Женщины и дети отправились за кореньями. Женщин 18,а детей в 2 раза меньше.

Д. Мы не можем решить задачу, так как в ней нет вопроса.

У. Кто поможет составить вопрос?

Д. – Сколько детей отправилось за кореньями?

– Сколько всего человек отправилось за кореньями?

– На сколько больше отправилось женщин, чем детей?

– На сколько меньше отправилось детей, чем женщин?

У. Открываем тетради, записываем число, классная работа и оформляем задачу в тетрадь. Каждый выбирает свой вопрос и самостоятельно решает задачу.

Дети решают задачу.

У. Вы правильно справились с заданием и можете посетить 1 зал музея.

(Экскурсовод знакомит с 1 залом «Счёт на камнях» Приложение 3)

На доске: картина древней Греции.

У. Жизнь шла вперёд. Тогда люди изобрели устройства, помогающие считать быстрее. Чтобы узнать о некоторых из них, мы должны заглянуть в древнюю Грецию и найти потерянные числа.

У. Вы правильно справились с заданием и вас приглашают во 2 зал музея.

(Экскурсовод знакомит со 2 залом «Абаки»)

На доске: картина дворца.

У.Что мы видим? Люди стали строить красивые дворцы. Чтобы заглянуть туда и узнать о следующем счётном устройстве вы должны выполнить следующее задание.

Постройте прямоугольник со сторонами 2см и 3см. Найдите периметр и площадь прямоугольника. Разделите одним отрезком прямоугольник на два прямоугольника. Что вы можете сказать о площадях полученных прямоугольников, не вычисляя их?

Д. Они одинаковые или разные. Это зависит от построения.

На партах: прямоугольники.

У. А теперь задача на логическое мышление. Перед вами лежат прямоугольники. Разделите их одним отрезком на две геометрические фигуры так, чтобы не получилось два прямоугольника.

Д. Разные по площади четырёхугольники, равные по площади четырёхугольники, треугольник и пятиугольник, треугольник и четырёхугольник, два равных по площади треугольника, прямоугольник и квадрат.

У. Молодцы! Вас приглашают в 3 зал музея.

(Экскурсовод знакомит с 3 залом «Логарифмическая линейка»)

Физкультминутка.

Закрепление пройденного материала. 

Д. Чтобы попасть в 4 зал, вы должны найти 2 лишних числа в каждой строчке.

А) 7, 28, 3, 4, 56, 8 (28, 56 – двузначные)

Б) 55, 38, 22, 77, 32, 88. (38 и 32 – не состоят из одинакового количества десятков и единиц)

В) 28, 31, 54, 66, 20, 17, 86. (31 и 17 – нечётные, 28 и 20 – одинаковое число десятков, 66 и 86 – одинаковое число единиц)

У. Молодцы! Вас приглашают в 4 зал.

(Экскурсовод знакомит с 4 залом «Арифмометры»)

На доске: картина современной школы.

У. Мы попадаем в современный мир, в котором мы живём с вами. Но ученик у доски испытывает трудности. Поможем ему?

Д. Да.

У. Сейчас вы должны вспомнить названия компонентов при делении и умножении и подсказать, как их находить.

Х·4=28
Х:2=6
16:Х=8

Д.

  1. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.
  2. Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
  3. Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.

(Дети решают уравнения в тетрадях.)

У. Вы помогли ученику и теперь можете узнать, какое счётное устройство создали позже. Вас приглашают в 5 зал.

(Экскурсовод знакомит с 5 залом «Калькулятор»)

На доске: картина летающей тарелки.

У. Что же было создано потом? Ребята, инопланетяне приглашают нас на Луну и сообщают следующие сведения. На уроках физики в старших классах вы будете изучать силу тяжести очень подробно, но мы сейчас тоже познакомимся с ней. Слушайте. На Луне сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле. Следовательно, на Луне вы весили бы в 6 раз меньше. Знаем, что Ваня весит 30кг. Сколько он будет весить на Луне?

Д. 5 кг.

У. А сколько будете весить вы на Луне?

(Ответы детей)

У. Молодцы! Вас приглашают в 6 зал.

(Экскурсовод знакомит с 6 залом «Компьютер».)

Дети после 6 зала сдают таблицу умножения на компьютере. После того, как каждый сдаст таблицу, самостоятельно в тетрадях выполняется задание№6 стр.67.

Подведение итога урока.

У. Молодцы! Вам понравилась экскурсия в музей вычислительной техники? Что вы запомнили? Кому помогали? Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

Д. Большое спасибо.

У. Ребята, учёные не перестают думать и создают всё новые и новые приборы. Я надеюсь, что музей вычислительной техники когда-нибудь пополнится приборами и машинами, которые создадите вы.