Осенние изменения в природе

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся об осенних изменениях в природе. Учить работать в группах
  • Развивать логическое мышление, память, внимание, умение работать в группе, творческие способности, речь.
  • Воспитывать любовь к природе, взаимопомощь при совместной работе.

Оборудование. Использование компьютера и демонстративного экрана.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа. Постановка темы и цели.

Учитель. Сегодня, мы повторим и обобщим всё, что изучали на последних уроках окружающего мира. Какую тему мы прошли?

Дети. Осень в природе.

Учитель. Назовите осенние месяцы.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель. Какие ещё есть времена года?

Дети. Зима, весна, лето.

Учитель. Почему происходит смена времён года?

Дети. Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. Посмотрите на экран, где очень хорошо видно, как Земля вращается вокруг Солнца.

Учитель. А на этой схеме видно, что в результате вращения Земли вокруг Солнца происходит смена времён года.

C:\Users\Гуля\Desktop\image.jpg

Учитель. Тема нашего урока на экране. Прочитайте, пожалуйста, что написано.

C:\Users\Гуля\Desktop\untitled.jpg 

Дети. Осенние изменения в природе.

Учитель. На какие две части делим природу?

Дети. Живая и неживая природа.

Учитель. Назовите примеры сначала живой, а потом неживой природы.

Дети. (называют примеры)

III. Организация работы в командах.

Учитель. Работать мы сегодня в командах, как уже это делали. (Ученики сидят по 5 человек у двух рядом сдвинутых парт). Сначала выберем капитанов.

Дети. (Каждая команда выбирает капитана своей команды).

Учитель. Выбранные капитаны встаньте с мест. Капитаны отвечают за чёткую работу своей команды. Есть команда, капитан. Надо назвать название каждой команды. У вас на столах конверты с заданием – загадкой. Капитан читает, вы все вместе обсуждаете. Отвечает тот, кого назначит капитан. Отгадка и есть название команды.

Загадки.

Всё лето над нами
О чёт-то шептали
К зиме под ногами
Они зашуршали. (листья)

Записал художник кистью
Яркой осени красу.
Что за дождь из жёлтых листьев
Ветры по лесу несут? (листопад)

Тучи серые несу
Над землёю вязкой,
И рисую я в лесу
Золотою краской. (осень)

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
И в тучах прячется во мгле
Только ноги на земле. (Дождь)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)

(Капитаны читают загадку, идёт обсуждение. После разгадывания учитель ставит лист с отгадкой на подставку на столе).

IV. Работа с таблицами.

Учитель. Ребята, сейчас вы будете отвечать на вопросы по теме. Посмотрите на экран, перед вами таблица. Точно такая же у каждого. Это таблица с вопросами в первой графе. Вторая – это индивидуальные ответы. Третья – это групповые ответы.

Вопросы Индивидуальные ответы Групповые ответы
1. Как изменяется температура с приходом осени?    
2. Какие осадки выпадают осенью?    
3. Какие изменения происходят осенью с растениями?    
4. Какие изменения происходят осенью в жизни животных?    
5. Какие виды труда выполняют люди с приходом осени?    

Учитель. Прочитайте вопросы.

Дети. (Читают вопросы, один из учеников вслух.)

Учитель. Даю вам 5 минут для того, чтобы вы каждый самостоятельно коротко ответил на вопросы в графе индивидуальные ответы.

Чтобы лучше вам работалось, включу музыку Чайковского «Времена года». Как только музыка прекратит звучать, вы прекращаете работу.

(Учитель помогает ученикам)

Учитель. Теперь задача каждой команды обсудить и записать групповой ответ на каждый вопрос в графе - групповой ответ.

Капитаны должны чётко организовать работу и назначить, кто будет отвечать.

Дети. (Идёт обсуждение в командах. Заполняют графу – групповой ответ)

Учитель. На первый вопрос отвечает команда Туман.

Все внимательно слушают, если надо добавляют, но не повторяются.

(5 команд – 5 ответов)

V. Физминутка.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

VI. Работа по выделению явлений характерных для осени. (фронтальная работа)

Учитель. Продолжаем работу. Смотрим на экран.

  1. Световой день становится короче ночи.
  2. Вода в реке прогревается.
  3. Моросит холодный дождь.
  4. Начинают улетать ласточки.
  5. Листопад у лиственных деревьев.
  6. Ночь становится короче светового дня.
  7. Небо часто затянуто слоистыми облаками.
  8. Изменение окраски листьев.
  9. Исчезновение насекомых.

Здесь даны природные явления. Прочитайте про себя. Вы должны будете выбрать те явления, которые характерны осенью. Назовите то, что нам не подходит.

(С экрана убираются лишние явления.)

Учитель. А теперь читаем, что осталось.

VII. Решение кроссворда.

Учитель. Смотрим на экран. Сейчас вы будете отгадывать кроссворд. У каждой группы на столе кроссворд. Я буду читать вопросы, а вы отгадывать.

Кроссворд.

C:\Users\Гуля\Desktop\image-1.jpg

  1. Что собирают люди осенью?
  2. Какое хвойное дерево сбрасывает листву осенью?
  3. Какие изменения происходят с животными в конце осени?
  4. Какие осадки чаще всего выпадают осенью?
  5. Как называют явление – сбрасывание листвы?
  6. Какое осеннее изменение у домашних животных подтверждает, что они произошли от диких?
  7. Что изменяется у листьев лиственных деревьев осенью?

Учитель. Посмотрите на экран и проверьте свои ответы.

VIII. Подведение итогов.

Учитель. О каком времени года мы сегодня говорили?

Кто из вас после этого урока больше полюбил осень?

Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке и показали свои хорошие знания по теме.

Презентация.