Урок русского языка с использованием информационных технологий "Позиционные изменения согласных звуков"

Разделы: Русский язык


Тема: «Позиционные изменения согласных звуков».

Цель: ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков и осмысление их учащимися.

Задачи.

Образовательные:

  • углубление знаний учащихся о позиционных изменениях звуков;
  • ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков (оглушением, озвончением, слиянием, выпадением, смягчением);
  • формирование умения определять вид позиционного изменения;
  • формирование надпредметных навыков учебной деятельности (умения сравнивать, обобщать, выдвигать предположение, осуществлять доказательства и проверку);
  • развитие коммуникативных способностей учащихся.

Воспитательные:

  • формирование умения вести деятельность, в том числе и познавательную, в коллективе, умения сотрудничать.

Методы: иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, частично-поисковый.

Ход урока.

I этап.

Повторение понятия «позиционное изменение».

Наша устная речь представляет собой поток звуков. Эти звуки изучаются в особом разделе языка – фонетике.

Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.

Соединяясь, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.

Вопрос классу:

Как называется такая позиция? (Сильная).

Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.

Вопрос классу:

Как называется такая позиция? (Слабая).

Вопрос классу:

Вспомните, пожалуйста, ребята, как называют изменения звуков в слабой позиции. (Позиционные изменения).

Они происходят как с гласными, так и с согласными звуками.

II этап.

Целеполагание.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Позиционные изменения согласных звуков.

Цель – выяснить, какие изменения происходят с согласными звуками, научиться их различать и узнавать.

III этап.

Объяснение нового материала с использованием презентации.

Приложение № 1.

IV этап.

Фронтальный опрос.

??? Со сколькими позиционными изменениями мы с вами познакомились?

??? Помогают ли названия изменений понять их суть?

??? Что запомнили о каждом процессе?

???.Есть ли между некоторыми из них что-либо общее?

(Важно обратить внимание на то, что в большинстве случаев согласный заменятся на парный звук).

V этап.

Тренировочные упражнения.

Упражнение № 57 (учебник русского языка для общеобразовательных учреждений, авторы С. И. Львова, В. В. Львов)

Упражнение № 61

Работа с иллюстрациями. Определение изображённого художником позиционного изменения и аргументация своего мнения.

Приложение № 2.

VI этап.

Экспертиза знаний по теме урока. Выполнение теста.

Приложение № 3.

Форма работы – индивидуальное выполнение задания за компьютером.

Выставление оценок.

VII этап.

Домашнее задание. Параграф № 8. Далее по выбору:

  • упражнение № 66;
  • создать свои иллюстрации позиционных изменений согласных звуков.

Приложение 4

Приложение 5