Тема: «Позиционные изменения согласных звуков».
Цель: ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков и осмысление их учащимися.
Задачи.
Образовательные:
- углубление знаний учащихся о позиционных изменениях звуков;
- ознакомление с позиционными изменениями согласных звуков (оглушением, озвончением, слиянием, выпадением, смягчением);
- формирование умения определять вид позиционного изменения;
- формирование надпредметных навыков учебной деятельности (умения сравнивать, обобщать, выдвигать предположение, осуществлять доказательства и проверку);
- развитие коммуникативных способностей учащихся.
Воспитательные:
- формирование умения вести деятельность, в том числе и познавательную, в коллективе, умения сотрудничать.
Методы: иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, частично-поисковый.
Ход урока.
I этап.
Повторение понятия «позиционное изменение».
Наша устная речь представляет собой поток звуков. Эти звуки изучаются в особом разделе языка – фонетике.
Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.
Соединяясь, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.
Вопрос классу:
Как называется такая позиция? (Сильная).
Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.
Вопрос классу:
Как называется такая позиция? (Слабая).
Вопрос классу:
Вспомните, пожалуйста, ребята, как называют изменения звуков в слабой позиции. (Позиционные изменения).
Они происходят как с гласными, так и с согласными звуками.
II этап.
Целеполагание.
Тема нашего сегодняшнего урока – «Позиционные изменения согласных звуков.
Цель – выяснить, какие изменения происходят с согласными звуками, научиться их различать и узнавать.
III этап.
Объяснение нового материала с использованием презентации.
IV этап.
Фронтальный опрос.
??? Со сколькими позиционными изменениями мы с вами познакомились?
??? Помогают ли названия изменений понять их суть?
??? Что запомнили о каждом процессе?
???.Есть ли между некоторыми из них что-либо общее?
(Важно обратить внимание на то, что в большинстве случаев согласный заменятся на парный звук).
V этап.
Тренировочные упражнения.
Упражнение № 57 (учебник русского языка для общеобразовательных учреждений, авторы С. И. Львова, В. В. Львов)
Упражнение № 61
Работа с иллюстрациями. Определение изображённого художником позиционного изменения и аргументация своего мнения.
VI этап.
Экспертиза знаний по теме урока. Выполнение теста.
Форма работы – индивидуальное выполнение задания за компьютером.
Выставление оценок.
VII этап.
Домашнее задание. Параграф № 8. Далее по выбору:
- упражнение № 66;
- создать свои иллюстрации позиционных изменений согласных звуков.