«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский
1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин.
Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.
Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно-терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. Это актуальная задача может решаться уже в начальной школе.
С воспитанием в нас закладывается, что различных людей нужно воспринимать такими, какие они есть, со своими традициями, обычаями, стереотипами поведения. Однако в реальной жизни часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность.
Итогом моих размышлений по проблемам воспитания толерантности стала разработка, апробация и внедрение в школьную жизнь курса «Школа толерантного взаимодействия». Данный курс содержит программу занятий, которые включают в себя информационные, практические, мониторинговые и социально-значимые виды деятельности.
Основная цель курса
- содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей младшего школьного возраста;
- способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.
Программа «Школа толерантного взаимодействия» включает 4 больших блока. Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность, цель и специфику.
Программа проверена в практике работы с учащимися младших классов средней школы № 32 г.Твери в период с 2005 по 2009 годы.
Программа дает материал для проведения разнообразных праздников. развлечений, викторин, опытов и экспериментов – всего того, чем наполнена жизнь современного школьника.
Формы работы с учащимися:
А) индивидуальная
Б) групповая
В) фронтальная
Предпочтительны следующие методы работы:
- Поисково-экспериментальный
- Продуктивный
- Проблемный
В ходе реализации программы используются дидактические игры, наблюдения, упражнения, трудовая деятельность, праздники, развлечения, индивидуальные беседы.
1 блок – образовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед. Приведу лишь некоторые обсуждаемые темы:
№ п\п | Название занятий | Основная цель |
1. | Кто я такой? | Развить самосознание детей. Систематизировать знания детей о себе(ф.и.о., дом.адрес, национальность и пр.) |
2. | Мальчики и девочки. | Закрепить у детей понимание различий полов, сформировать правильное отношение к различиям во внешнем облике и поведении. |
3. | Я среди людей. | Развить представление о ходе развития человека, показать взаимозависимость отношений. |
4. | Привычки хорошие и плохие. | Раскрыть значение слова «привычка», развить способности к анализу и сравнению, способность к самооценке. |
5. | Зачем нужны правила? | Развить у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять. |
6. | Нарочно и нечаянно. | Развить нравственные чувства – сожаление, сочувствие, сформировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнеров. |
7. | Учусь прощать. | Научить детей не обижаться по пустякам, различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подвести к пониманию слов «миролюбивый», «обидчивый». |
8. | Учусь думать и поступать по-своему. | Развить в детях чувство собственного достоинства, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками, стремление радоваться успехам другого. |
9. | Зачем нужен друг? | Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях. |
10. | Учусь сочувствовать. | Закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь. |
11. | Почему бывают драки? | Сформировать у детей навыки общения, развить понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников, воспитать привычку достойно вести себя в конфликтной ситуации. |
2 блок – эмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:
«Дружба начинается с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
«Тренируем эмоции»
Школьники должны попробовать:
- нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;
- улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;
- позлиться, как человек, которого ударили;
- испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.
Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.
3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый). Ведение личного «Дневника роста», наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Так успешность социальных контактов я отслеживаю вот в такой таблице :
Критерии | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка |
Общительный, легко контактирует с детьми | ||||
Мало инициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети | ||||
Сфера общения ограничена: контактирует только с некоторыми ребятами | ||||
Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт | ||||
Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один «другие дети равнодушны к нему» | ||||
Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится с ними и обижает их |
Примечание: Условные обозначения
- высокий уровень
- средний уровень
- низкий уровень
4 блок – социально-значимый (деятельный) предполагает участие детей в социальных проектах, акциях социально-нравственной направленности: «Помоги детям из детского дома», «Поздравь ветерана», «Ярмарка благотворительности», где каждый школьник может реализовать себя в любом виде деятельности, проявить свои возможности и творческие способности.
Как видно из выше изложенного, данная программа нацелена на последовательное введение младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и обогащает опыт толерантного взаимодействия.
Я надеюсь, что предлагаемая мной программа будет способствовать воспитанию социальных чувств и формированию умения достойно жить, развиваться и чувствовать себя Человеком детей младшего школьного возраста. Хотелось бы, чтобы взросление учащихся ложилось на здоровую почву и собственное нравственное « толерантное кредо» появилось у ребенка на основе общечеловеческих ценностей.
Толерантность важна в индивидуально-личностном развитии, в социализации и обучении. Принцип толерантности в образовании дает возможности личностного самообразования, активное усвоение разных способов познавательной деятельности, открытость новым образовательным возможностям. И может быть, толерантность займет свое место в жизни детей уже и в наши дни.
Список литературы:
- Антонова Т.В. Как помочь ребенку войти в современный мир. М., 1981 г.
- Бузи Р.С. Година Г.Н. Воспитание нравственных чувств у детей. М., 1989 г.
- Гришин Д, Терентьев А. Уроки нравственности. Тула,1973 г.
- Декларация прав ребенка. Основные международные документы. М.,1992 г.
- Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. М., 1996 г.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. М., 1994 г.
- Козлова С.А. Программа социального развития ребенка «Я – человек».М., 2004 г.
- Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет.М., 2007 г.
- Паламарь Л. Мудрость общения – как построить свое Я. М., 1991г.
- Эрик Эриксон. Детство и общество. С-Пт., 2000г.