Проблема.
Мы радуемся зеленой траве, поющим птицам, первым весенним цветам - всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся всем тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитать отзывчивого и доброго ребенка, нужно свою душу наполнить добром, счастьем и мечтой.
Мечта нашего педагогического коллектива растить отзывчивых, добрых милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Формирование осознанно- бережного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому, закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте у ребенка в процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать начала экологической культуры.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому, важно дать детям правильное миропонимание: все живое на земле находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот закон относится ко всем. Его надо знать, по нему нужно жить. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.
В реальных жизненных ситуациях дети поступают не так, как утверждают, а часто действуют по привычке, не задумываясь о последствиях своих поступков.
Среди причин неправильного отношения к природе можно выделить:
- недостаток знаний о растениях как живых существах;
- низкий уровень наблюдательности;
- несформированность эмоционально-чувственного положительного опыта взаимодействия с природой;
- отрицательный пример взрослых.
Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно- бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей и других членов семьи помогут предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому. Очень важно воспитать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием», понимающую законы природы и осознающую себя частью природы. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.
Цель проекта:
- формирование экологического сознания дошкольников через участие в труде по озеленению территории детского сада;
- содействие созданию единого, мощного творческого коллектива из педагогов, родителей и детей детского сада.
Задачи проекта:
- дать детям конкретные представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова.
- Расширить знания о многообразии растительного мира.
- Обобщить знания о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды.
- Формировать конкретные умения и навыки по высадке и уходу за растениями.
- Совершенствовать эмоциональную отзывчивость к природе, красоте цветов и растений, вызвать желание отобразить это в творческой деятельности.
- Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей.
- Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
Организация деятельности участников проекта.
В данном блоке проекта расписываем роль, должность, квалификационный и образовательный уровень каждого участника.
Содержание экологического образования.
Наш детский сад работает по парциальной программе С.Н. Николаевой «Юный эколог». Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно – правильное отношение детей к растительному миру строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней, и знании особенностей жизни роста и развития растения. Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растения.
В своем проекте мы хотим:
- расширить знания детей о растениях, которые их окружают, отметить их многообразие и приспособленность к сезонно меняющимся условиям неживой природы;
- развивать интерес к растительному миру, желание помогать взрослым и самостоятельно выращивать растения.
Экологическое сознание неотделимо от нравственного воспитания. Вся нравственная направленность должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний как любовь, волнение совести, переживание общения с природой. Самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.
Осознанно – правильное отношение к растительному миру будет осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения.
Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, цветы и леса, как мы любим саму жизнь».
Предполагаемые результаты проекта.
- В ходе реализации проекта у детей расширились знания детей о растительном мире, их особенностях и их значении в жизни человека и живой природы.
- Привили детям навыки правильного обращения с цветущими растениями и способами ухода за ними.
- Дети приобрели навыки умения работать в коллективе, увидели пользу общественно – полезного труда. Приобрели творческий опыт создания развивающей среды по экологическому воспитанию.
- Создание в средней, старшей, подготовительной группах детского сада мини – музеев «Растения – легкие Земли».
- Создание фотоальбома «Дружба и труд красоту нам создадут».
- Проведение экологического праздника «Бал цветов»
- Создание коллажей в средней, старшей, подготовительной группах «Цветущая клумба».
- Приобрели:
- саженцы цветущих кустарников (сирени, миндаля, курильский чай, спирея);
- совместно с родителями приобрели и посадили хвойные деревья и кусты рябины;
- луковицы, клубни многолетних цветущих растений (ирисы, флоксы, лилии и т.д.)
- Сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной работы. Повысили экологическую грамотность.
- 1 Пополнили методическим и дидактическим материалом базу детского сада (конспекты занятий, сценарии постановок экологического праздника и экологической сказки, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о растительном мире).
Календарный план реализации проекта «Мир похож на цветной луг»
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №144» г.Перми
Форма организаций детей | Название | Задачи | Дата | Участники: Возраст детей, должность педагогов, должность обслуживающего персонала, родители. | Ответственный |
Занятия по познавательной деятельности | Растения – легкие земли. | Уточнить знания детей о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям. Учить понимать происходящие в природе процессы. | Начало июля | В данных колонках расписана целевая группа (для кого будут проводиться мероприятия), их количественный состав и участники проекта, ответственные за запланированные мероприятия | |
Полевые и луговые цветы. | Расширить представление детей о цветах. Учить видеть и воспринимать красоту цветущих растений; беречь творения природы; стремиться вызвать чувства благодарности к природе за то, что она дарит нам красоту. | Начало июля | |||
Где растения любят жить? | Углубить представления детей о растениях, растущих в разных экосистемах. Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. Развивать интерес к растительному миру. | 3-я неделя июля | |||
Наблюдения. | 1. Летние и осенние цветущие растения на клумбах детского сада. | Закрепить названия цветов. Учить различать запахи цветов дать знания об уходе за цветами на клумбах. | Июль, сентябрь | ||
2. Сравнение пиона и лилии. | Учить сравнительному анализу: строение, окрас, запах; нахождение общих свойств. | Июль-август | |||
3. Деревья нашего участка. | Закрепить названия деревьев. Учить описывать деревья по плану. | Июль октябрь | |||
Экскурсии. | Лес летом. | Выявить причины сезонно – следственных изменений в жизни растений. Учить сравнивать растительный мир леса и территории детского сада. Вызвать у детей желание охранять природу, помогать ей (уборка сухих сучьев, деревьев…). | Июль-август | ||
Лес осенью. | Выявить сезонные изменения в жизни растений. Прививать интерес и любовь к природе родного края. Продолжить развивать умения наблюдать за изменениями в жизни растительного мира, устанавливать взаимосвязь этих изменений. | Конец сентября | |||
Творческая деятельность детей. | 1. Рисование «Луговые цветы». | Нарисовать картину цветущего луга. Учить любоваться цветущими растениями, видеть и воспринимать их красоту. | Начало июля | ||
2. Коллаж «Наша клумба». | Совершенствовать умения передавать красоту цветущих растений с помощью подручного материала: бисера, бус, ткани, ленточек, ниток, растений. Прививать умения любоваться красотой цветущих растений, беречь и охранять их. | Июль, сентябрь | |||
3. Аппликация «Осенний лес» | Научить передавать форму и строение цветов и деревьев через вырезывание и наклеивание. Учить любованию красотой. | Июль | |||
Праздники. | «День Земли». | Вызвать сильные положительные эмоции от красоты окружающей природы, желание ее беречь, сохранять, не засорять землю, показать способы вторичного использования бытовых отходов (баночки, бутылочки, пластиковые тарелочки, пакеты). | Июль | ||
«Лесные помощники» | Вызвать сильные положительные эмоции от красоты окружающей природы, закрепить знания о лекарственных растениях, их назначении, способах сбора и использования. | Начало октября | |||
КВН | «Мир похож на цветной луг» | Обобщить знания детей о закономерностях роста и развития растительного мира. Повысить уровень экологических знаний родителей. Вызвать положительные эмоции от совместной деятельности. | Конец сентября. | ||
Совместная работа с родителями. | 1. Изготовление плакатов на тему «Бережное отношение к растительному миру» | Вызвать у родителей желание сотрудничать с воспитателями и детьми. | Июль-август | ||
2. Подготовка и участие в экологическом празднике. | Помощь в организации праздника (пошив костюмов, изготовление атрибутов). Способствовать объединению семьи и детского сада. | Июль, Сентябрь. | |||
3. Создание мини – музеев в группах. | Показать разнообразие растительного мира. Учить беречь прекрасные творения природы – цветущие растения. | Октябрь | |||
Практическая деятельность | 1. Оборудование клумб, альпийской горки, рабаток. | Дать знания детям о разновидности форм цветников, о способах и этапах подготовки грунта; способствовать получению навыков работы с землей. | С 1 июля по 30 октября | ||
2. Посадка рассады цветов в открытый грунт. | Познакомить детей с приемами высадки. Уточнить знания детей о способах выращивания цветущих растений. Вызвать радость от совместной работы. Воспитывать ответственность, желание ухаживать за растениями, добиваться понимания значимости выполняемой работы. | Июль-октябрь |