Учебные задачи:
- Учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать своё отношение к ним и их поступкам;
- Закрепить понятие “рассказ”.
- Учить выделять особенности рассказа;
- Учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения)
- Учит составлять план и пересказывать (подробно).
Учебные умения:
- Высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- Самостоятельно определять тему и жанр.
- Пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.
Учебный материал: рассказ В. Чаплиной «Мушка». Рассказ разделенный на части у каждого ребенка на столе.
Ход урока
Сегодня у нас важный и интересный урок. Без вас я не обойдусь. Вы должны быть внимательными, активными, помогать мне на уроке. Я прочитаю вам одну историю.
I. Чтение учителем рассказа В. Чаплиной «Мушка» (третью и четвёртую часть не читая).
Учитель. - Закончилась ли эта история?
Дети. Нет.
Учитель. - А какой может быть конец?
Дети. Большая собака укусила девочку. Люда встала и убежала от собаки. Наверное ей кто-нибудь помог.
Учитель. - Давайте узнаем ответ автора. Прочитайте продолжение рассказа самостоятельно.
Учитель. -Благополучно ли закончилась эта история?
Дети. Эта история закончилась благополучно. Девочку спасла её собачка.
Учитель. -Какой конец у этого рассказа?
Дети. Конец у этого рассказа хороший. Большую собаку увёл хозяин. Все полюбили Мушку.
Учитель. -Вы внимательно читали рассказ?
Дети. Да.
Учитель. -Какое мнение сложилось у вас о Мушке?
Дети. В начале рассказа собачка пугливая, трусливая. Всего боится. Все над ней смеялись. Называли её трусишкой. В конце рассказа её уже не называли трусишкой. Ведь она спасла свою хозяйку. Защитила её от огромной страшной собаки.
Учитель. -История понравилась?
Дети. Очень понравилась.
Учитель. -А кто написал эту историю?
Дети. Вера Чаплина.
Учитель. -О ком эта история?
Дети. – О Мушке. О девочке Люде и Мушке.
Учитель. - Кто помнит, как звали девочку?
Дети. Девочку звали Люда.
II. Работа в тетрадях.
Учитель. Откройте тетрадь №1.
-Как звали девочку?
Дети. Девочку звали Люда.
Учитель. -Как звали собачку?
Дети. Собачку звали Мушка. (на доску выставляются заменители персонажей)
Учитель. -Были ли другие персонажи в этом произведении?
Ответы детей. Да были другие персонажи. Большая собака. Ребята. Хозяин огромной собаки.
Учитель. -Кто из героев понравился?
Дети. Собака.
Учитель.-Как её звали?
Дети. Её звали Мушка.
Учитель.-Чем она тебе понравилась?
Дети. Она защищала девочку.
Мушка была очень маленькая , но старалась защитить от большой собаки Люду. Она загородила собой свою хозяйку от злой собаки.
Учитель. -А кому понравилась девочка?
-Почему она понравилась тебе?
Дети. Девочка принесла больную собачку к себе домой. Не испугалась, что её будет ругать мама. Ведь Мушка была грязная, худая. Люда ухаживала за ней. Гуляла с ней во дворе. Над собачкой все смеялись, но Люда её всё равно любила.
Учитель. -Что можно сказать о большой собаке?
Дети. Она была страшной, огромной. Злая собака хотела укусить девочку. Она растерялась, когда увидела, как маленькая собачка защищает свою хозяйку.
Учитель. -Что можно сказать о хозяине собаки?
Дети. Он выпустил собаку без намордника. Его огромная собака бегала во дворе одна. Он оттащил собаку от девочки.
Учитель. -Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку?
Дети. Виноват её хозяин.
Учитель. - Что можно посоветовать хозяину собаки?
Дети. Выпускать гулять такую собаку нужно в наморднике и на поводке. Нельзя её выпускать одну во двор, где гуляет много детей. Нужно соблюдать правила безопасности во время прогулки с большими собаками.
Учитель. - Что можно сказать о ребятах?
Дети. Ребята были злыми. Они надсмехались над Людой. Они смеялись над маленькой Мушкой. Ребята сами оказались трусливее Мушки. Испугались большой собаки и не помогли Люде.
III. Моделирование обложки. (Для этой работы у каждого ребёнка имеется блокнот)
Учитель. - Можем ли мы с вами смоделировать обложку этого произведения?
Дети. Мы можем смоделировать обложку.
Учитель. - Выполняйте самостоятельно.
Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения работы.
Учитель. - Положите модели обложек перед собой. Найдите фамилию автора. Прочитайте.
Дети. Вера Чаплина
Учитель. - Найдите название произведения. Прочитайте.
Дети. «Мушка».
Учитель. - Какой жанр этого произведения?
Дети. Это рассказ.
Учитель. - Докажите, что это рассказ.
Дети. История правдивая. События происходят очень быстро.
Дети. Рассказ Веры Чаплиной «Мушка».
Учитель. - Какова тема этого рассказа?
Дети. О дружбе девочки с собачкой.
IV. Составление рассказа по частям.
На столах у детей рассказ, разделённый на части. Каждая часть имеет отличительный знак в виде разноцветной полоски.
Учитель. - Разложите части рассказа в правильной последовательности. Какого цвета первая часть?
Дети. Оранжевого.
Учитель. - Какого цвета вторая часть?
Дети. Синего.
Учитель. - Какого цвета третья часть?
Дети. Зелёного.
Учитель. - Какого цвета четвёртая часть?
Дети. Жёлтого.
Дети читают первую и вторую части рассказа. Третью часть читает учитель. Четвертую часть читает ученик.
V. Работа в тетрадях.
Откройте тетрадь № 1 на странице …..
Выполняем задание № 3.
Прочитайте отрывок и подготовьте рассказ: «Какой была собачка».
Ответы детей.
VI. Физкультминутка.
VII. Деление рассказа на части и составление схематического плана. Пересказ рассказа.
Учитель. -Какие слова вы подчеркнули? Прочитайте. -Вам понравился рассказ?
Дети. Очень понравился.
Учитель. -Вы хотели бы его рассказать кому-нибудь? (на доске расставлены части рассказа в неправильной последовательности).
Дети. Да. Хотим рассказать.
Учитель.- С чего начнёте рассказ? - Расставьте части рассказа в правильной последовательности.
Пересказ рассказа по частям.
Учитель. -Как ребята стали относиться к Мушке после этого случая?
Дети. Ребята больше не называли Мушку трусишкой. Они стали её уважать. Ведь она спасла свою хозяйку.
Учитель. - Что теперь можно сказать о ребятах?
Дети. Ребята поняли, что напрасно обижали Мушку и смеялись над Людой. Они не такие уж плохие.
VIII. Работа с книгами.
Учитель. - Вы придёте в библиотеку. Как будете искать эту книгу?
Дети. По обложке, по фамилии автора, по иллюстрации.
Учитель.- У меня минибиблиотека. Посмотрите, есть ли здесь эта книга?
Ответы детей. (на стенде книги В. Чаплиной «Мушка» нет, но если дети будут отвечать положительно, они должны прочитать на обложке фамилию автора и название книги.)
IX. Домашнее задание.
Учитель. -У кого дома есть собака? Принесите фото своей собаки.
Обратимся к пословице: “учимся уму – разуму”
Учитель. -Что-то умного вам урок литературного чтения дал?
Дети. Люда подобрала больную Мушку и вылечила её, а Мушка отблагодарила Люду – спасла от злой собаки. Надо помнить, что нужно помогать братьям нашим меньшим. Ведь животные часто оказываются в беде. Выводить гулять больших собак нужно в наморднике.
В. Чаплина «Мушка».
1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.
2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.
- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.