Одним из важных направлений деятельности классного руководителя является работа с родителями. Сюда можно отнести деятельность педагога по изучению семьи, её воспитательных возможностей; осуществление индивидуальной работы с родителями; проведение целенаправленной работы по повышению педагогической и психологической культуры семьи.
В этой работе мне бы хотелось поделиться опытом работы, а именно проведением родительских собраний.
Во-первых, для того, что бы собрание прошло эффективнее, строю свою работу на определённых принципах, главные из которых:
- актуальность (выбор темы, содержание собрания должны быть значимыми для родителей);
- гласность (предполагается, что тему родительского собрания родители узнают не в день проведения, а задолго до назначенной даты мероприятия; все результаты исследований, проводимых по теме, оглашаются на собрании);
- научность (информация основывается на содержательной базе психолого-педагогических наук и передового опыта);
- связь с жизнью (предполагается, что проблема рассматриваемая на собрании изучается со всех сторон в классе и доводится до родителей. Хочу заметить, что информация, касающаяся одного ребёнка, доносится классным руководителем на индивидуальных консультациях. На собрании оговаривается информация, касающаяся класса в целом);
- гуманность (вся информация, доносимая на собрании направлена на личностное развитие ребёнка, а не во вред ему);
- результативность (предполагается, что при подведении итога родителями вырабатываются памятки, направленные на достижении положительного результата в педагогическом процессе).
Основываясь на эти принципы при подготовке, родительское собрание становится значимым для родителей.
Так же хочется обратить внимание на формы проведения собрания. Ведущие специалисты убеждены, чтобы развить у учащихся познавательный интерес, активную позицию при усвоении основных ЗУН необходимо использовать методы и формы, способствующие этому. Провожу параллель и убеждаюсь, что организуя работу с родителями, следует использовать разнообразные формы проведения. Формы могут быть следующие: доклад с обсуждением, диспут, дискуссия, круглый стол, устный журнал, работа проблемных групп.
Основной недостаток традиционной формы родительского собрания, например доклад с обсуждением, является низкая активность родителей. Автолетарный стиль такого собрания носит форму некого инструктажа, где наблюдается отсутствие самостоятельной деятельности родителей, и как следствие низкая результативность. Этого можно избежать, если за основу проведения родительского собрания взять формы, способствующие активизации деятельности. Рассмотрим этапы подготовки такого мероприятия.
- 1 этап – этап разработки, определение темы, цели и вытекающих задач, накопление материала (научные статьи, методики, анкеты по проблеме), планирование исследования как в детском, так и во взрослом коллективе. В этом существенную помощь может оказать психологическая служба школы.
- 2 этап – этап непосредственного проведения исследования, обзор и анализ результатов исследования. Сюда же следует отнести составление плана-конспекта собрания, так же классный руководитель может наметить примерное содержание памяток и рекомендаций для родителей.
- 3 этап – этап проведения, создание протокола, в котором фиксируются принятые решения родительского собрания.
- 4 этап – этап контроля решений, постановлений родительского собрания. (хотя этот этап в редких исключениях может и отсутствовать). Осуществляют контролирующую деятельность члены родительского комитета. Эта группа оказывает существенную помощь классному руководителю, заключающуюся в планировании, создании благоприятных условий УВП. Кроме того родительский комитет выполняет информационную функцию, а именно сообщает родителям класса о деятельности и решениях Попечительского Совета школы.
Подробнее хочу рассмотреть этапы подготовки собрания на примере проведения родительского собрания по теме: «Семейное воспитание». Наиболее значимой и интересной информацией по проблеме семейного воспитания является вопрос о стилях воспитания в семье. Поэтому на первом этапе определила тему родительского собрания: «Семейное воспитание. Стили семейного воспитания». Цель собрания: сообщить информацию о значимости воспитания в семье и существующих стилях семейного воспитания. Из цели вытекают задачи:
- сообщение информации из современных психолого-педагогических источников о семейном воспитании, стилях взаимоотношений в семье;
- провести исследование среди родителей учащихся класса с целью определения преобладающего стиля в семье;
- проанализировать получившиеся данные;
- огласить получившиеся результаты;
- составить общие рекомендации по семейным взаимоотношениям.
При подготовке к родительскому собранию были изучены множество статей и книг по проблеме, подобрана анкета для родителей, цель которой вывить преобладающий стиль взаимоотношений, определена форма проведения к собранию.
На втором этапе для каждой семьи была напечатана анкета и роздана для заполнения родителям в домашних условиях. Далее через определённое время были собраны данные и проведён их анализ. Параллельно вела работу по созданию плана-конспекта родительского собрания и поиском рекомендаций по семейному воспитанию, а так же приступила к созданию компьютерной презентации.
Перед проведением родительского собрания, учитывая выбранную форму (работа творческих групп), важным подготовить класс. Была оформлена доска, в соответствии с количеством групп расставлены парты. Каждая из групп получила своё название:
- Авторитарный
- Демократический
- Либеральный
- Индифферентный.
Посадка родителей осуществлялась в свободной форме, по желанию. В начале собрания распределила между родителями каждой группы роли. Были выбраны организатор, человек выступающий от группы, и секретарь, человек помогающий фиксировать общее мнение групп. Работа в группах может проходить в виде дискуссии.
В начале собрания, с целью мотивации родителей, предложила каждой группе ответить на вопрос: что важнее воспитание, обучение или развитие ребёнка? Время на обсуждение 1-2 мин. Далее организаторы сообщают мнение каждой группы, фиксируют карточкой на доске. После чего следует обобщение мнений и подводится вывод: «Важно всё! Эти процессы, которые связаны друг с другом, дополняют друг друга, происходят одновременно». Появляется слайд презентации №1, который подводит общий итог.
Далее прошу родителей снова поработать в группах и ответить на вопрос: Кто в большей степени (школа или семья) ответственны в осуществлении этих процессов. Время обсуждения 1-2 минуты. Секретари групп фиксируют общее мнение на специально подготовленную карточку, организаторы выступают от каждой группы, закрепляя карточку на доску.
Происходит обобщение мнений и подводится вывод: «Обучением, развитием и воспитанием детей занимается и школа, и семья. Но в большей степени ответственность за обучение возлагается на школу, развитие ребёнка – на школу и семью, за воспитание ребёнка ответственность несёт семья». Появляется слайд презентации №2, который подводит общий итог.
После чего предлагается выполнить следующее задание: сформировать модель ребёнка в будущем, каким хотят видеть его родители, какими нравственными качествами он должен обладать. Время на обсуждение 1-2 мин. Как и в предыдущий раз, секретарь группы фиксирует общее мнение на карточку, организатор выступает от каждой группы, закрепляя карточку на доску.
После чего подводится общий итог работы групп: «Важно, чтобы ребёнок был счастливым! А это значит, чтобы он обладал качествами, которые позволили бы ему стать успешным на работе, в семье, в общении с друзьями». Появляется слайд презентации №3.
Классный руководитель обращает внимание, что формированию таких качеств способствуют стили взаимоотношений сложившиеся в семье. В настоящее время, учёными выдвинуто 4 стиля. Показ слайда презентации №4 и одновременно идёт сообщение учителя о каждом из стилей.
Автолетарный: характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстранённые. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своём – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны.
Демократический: предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также тёплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.
Либеральный: предполагает низкий уровень контроля и тёплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведения ребёнка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации- от ребёнка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Но это – воспитание эгоиста.
Индифферентный: с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остаётся сил для воспитания детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребёнок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся от норм поведению.
Следует обратить внимание, что это деление очень условно. Но, как правило, какой-то из стилей преобладает в семье в большей степени.
С целью закрепления полученной информации классный руководитель предлагает соотнести знаковую картинку со стилем семейного воспитания. Следует отметить, что каждая группа соотносит стиль по названию команды, т. е. группа с названием «авторитетный стиль» выбирает из предложенных картинок только знаковое изображение этого стиля и т. д. Время выполнения 1-2 мин. После обсуждения организатор выступает от каждой группы, закрепляя карточку на доске.
Для того чтобы соотнести правильность получившихся мнений появляется слайд №5, по которому и осуществляется проверка результатов совместной деятельности групп.
После чего классный руководитель даёт возможность ознакомиться с результатами анкет индивидуально каждой семье. Для этого, заранее получив опросник (перед собранием), родитель в индивидуальном порядке знакомится с ключом к анкете и получает информацию о преобладающем стиле воспитания в семье. Ключ к анкете дан на слайде в презентации № 6. Следует заметить, что эти результаты на классном собрании не оглашаются. Если у родителя возникает вопрос, он имеет возможность посетить индивидуальные консультации, организуемые классным руководителем.
Далее целесообразно познакомить родителей с обобщёнными результатами. С этой целью появляется слайд №7, на котором видна вся информация по классу.
В заключении подводится итог о преобладающем стиле, что большинство семей отдают предпочтение демократическому стилю семейного воспитания. Так же на этом этапе рекомендуется познакомить или раздать заранее подготовленные памятки по проблеме воспитания младшего школьника в семье. Рекомендации могут быть следующие:
- Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка.
- Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.
- Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным.
- Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
И последнее, для осуществления обратной связи родителям предлагается заполнить лист рефлексии, на котором каждый из присутствующих выражает своё мнение о ходе проведения собрания, где излагаются мысли о недостатках, пожеланиях по проведению собраний в дальнейшем, а так же положительные моменты.
Организация родительского собрания в подобной форме достаточно трудная, объёмная, но интересная работа. Не стоит на собрании сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу, избирать для общения назидательный тон. Собрание пройдёт эффективнее, если педагог «оставляет плохое настроение за дверью», отводит на проведение родительского собрания не более 1-2 часов, благодарит всех, кто нашёл время прийти на собрание и когда родитель уходит с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребёнку.
Список литературы:
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 классы. М.: ВАКО, 2003.
- Рожков М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001.
- Барылкина л, П., Королёва Н. А. Завуч начальной школы 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008.