Цели:
- совершенствовать умение анализировать художественный текст;
- развивать познавательный интерес;
- развивать творческое воображение, логическое мышление, речь;
- развивать умение осознанно использовать синонимы
- воспитывать эстетические чувства
Оборудование: карточки для самостоятельной работы, карточки для домашней работы, слова на карточках, словарь.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
3. Вступительное слово.
- Подходит к концу второй весенний месяц - апрель. С каждым днём мы замечаем всё новые изменения в природе:
(Через компьютер видеоряд)
Появляются первые цветы
Всё больше птиц возвращается к нам из тёплых стран
Вылезают из зимних убежищ жучки, паучки
Просыпаются животные
- Одним словом: чудеса!
- Кто творит эти чудеса?
- В каком образе весна присутствует на наших уроках?
(Вывешивается на доску карточки с глаголами: преображается, пробуждается, оживает)
- Расположите эти глаголы в порядке нарастания действия.
- В какое время суток с природой происходит то же самое?
- С чего начинается пробуждение природы утром?
(В руку Весне добавляем рисунок солнышка)
4. Прослушивание музыкального произведения: Э. Григ "Утро".
- Послушайте, как передал утреннее пробуждение природы композитор Э. Григ в музыкальном произведении "Утро".
- Какие картины нарисовало ваше воображение?
5. Первичное восприятие текста.
- А вот как описывает утреннее пробуждение природы К.Д. Ушинский в своём произведении "Утренние лучи".
(Чтение учителем)
- О каком времени года идёт речь?
- О каком времени суток?
- Что объединяет ранее прочитанные произведения о весне, музыку Э. Грига и произведение К.Д. Ушинского "Утренние лучи?"
6. Самостоятельное чтение текста.
- Прочитайте текст самостоятельно и отметьте непонятные слова.
(Слова нашест, келья выносятся на доску в раздел "Словарная работа". Объяснение по толковому словарю)
7. Физминутка. Приложение 1
8. Работа по содержанию.
Каждую часть читает хорошо читающий ученик
1 часть:
- О чём рассказал автор в этой части?
2 часть:
- Куда отправился первый лучик?
- Для чего поёт жаворонок?
3 часть:
- На кого попал второй лучик?
- Какое дело появилось у зайчика?
4 часть:
- Кого разбудил третий лучик?
- Какую пользу принёс петух своим пением?
5 часть:
- Куда направился четвёртый лучик?
- Как называют пчелу?
6 часть:
- В кого угодил пятый лучик?
- Как отреагировал мальчик?
Вывод:
- Какова основная мысль произведения?
- Постарайтесь определить, с помощью каких слов выражено отношение автора к своим героям?
9. Работа над синонимами.
- Найдите в тексте глаголы, при помощи которых автор передаёт пробуждение героев.
На доске над каждым героем вывешиваются карточки с глаголами: встрепенулся, выпорхнул, передёрнул, запрыгал, захлопал, запел, выползла.
- Подберите синонимы к глаголам.
- Изменится ли основная мысль текста при такой замене?
- Использует ли автор повторы?
- Можно ли не повторять слово дважды, а использовать синонимы?
10. Самостоятельная работа по карточкам в группах над построением текста.
Карточка
Пронаблюдайте, как автор построил текст.
1. Определите тему текста.
2. Определите тип текста.
3. Сколько частей в тексте?
4. Какая часть речи является связующим звеном?
5. К какому литературному жанру относится это произведение?
6. Расположите части сказки композиционно.
(Карточки на каждом столе)
(Проверка ведется по вопросам, коллективно обсуждаются варианты ответов. Выбираю правильный ответ и прошу доказать выбор)
11. Физминутка Приложение 1.
12. Творческая работа в группах..
- Вам не жалко пятый лучик?
- Хотелось бы вам изменить финал сказки?
- Выполните это задание методом коллективного обсуждения.
(Можно предложить ключевое слово)
- Пожалуйста, ваши варианты!
13. Оценка работы в группах.
Детям выдается солнышко, а они на нем ставят себе за работу отметку. (Солнышко с отметкой).
14. Подведение итогов.
15. Домашнее задание по карточкам. Приложение 2.