Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [р] и [р']"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: развитие фонематического восприятия через активизацию познавательно-речевой деятельности.

Задачи:

Коррекционные:

  • учить различать звуки [р] и [р`] на слух;
  • закрепить правильную артикуляцию звуков [р] и [р`] в предложениях и текстах;.
  • активизировать и обогащать речевую практику детей;
  • расширять и уточнять словарный запас детей по темам "Овощи-фрукты", "Домашние и дикие животные".

Оздоровительные:

  • создать благоприятный микроклимат на занятии;
  • учить снимать умственное напряжение через активизацию мелкой и общей моторики.

Развивающие:

  • развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • развивать мелкую моторику рук, цветовосприятие и цветоразличение детей;
  • формировать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • воспитывать внимание к обращенной речи;
  • развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Оборудование: куклы пальчикового театра - котенок Мурзик и щенок Шарик; предметные картинки, в названии которых слышатся звуки [ р ] или [р`], корзинки красного и коричневого цвета, муляжи овощей и фруктов (огурец, перец, помидор, морковь, груша, виноград, абрикос, мандарин), схемы слов, полоски из бархатной бумаги, к которым приклеено по 4 нитки-"дорожки" красного или сиреневого цвета; маски мартышек, пособие "Арены цирка", пособие "Моё любимое мороженное"

Ход занятия

Артикуляционная гимнастика:

Логопед. - Сейчас вы послушаете сказку о веселой белке. Слушайте внимательно и выполняйте артикуляционные упражнения вместе с белочкой.

Маленькая веселая белка Широко открытый рот, язык расслаблен.
Спала в теплом дупле.
Потом она проснулась, Кончиком языка коснуться верхних альвеол.
Радостно улыбнулась. Упражнение "Улыбка".
Белка выглянула из дупла, Язык высунуть изо рта.
Быстро поглядела по сторонам. Упражнение "Болтушка".
Белка была очень аккуратная.
Она умылась. Круговые движения языка по губам.
Почистила зубки. Круговые движения языка за сомкнутыми губами.
Потом белка пошла гулять. Движения языка вверх-вниз, с упором в верхние и Она прыгала по веткам вверх-вниз. нижние зубы поочередно.
Язычком белка цокала. Упражнение "Цоканье".
Грибы собирала. Упражнение "Грибок".
После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким сном. Рот открыт, язык расслаблен.

Сообщение темы занятия.

Логопед. - Посмотрите на меня и догадайтесь, какой звук я хочу произнести. (Немая артикуляция звука [р]).

Дети. - Вы хотите произнести звук [р]., потому что губы и зубы открыты. Язык поднят кверху, кончик языка дрожит.

Логопед. - А если, при этом мы немного опустим кончик языка, какой звук у нас получится?

Дети. - Звук [р`].

Логопед. - Сегодня к нам в гости пришли котенок Мурзик и щенок Шарик.

Дети надевают на пальчики куклы котенка и щенка.

Звукоподражание.

Логопед. - Утром рано котенок Мурзик вышел на крыльцо и довольно замурлыкал:

Дети. - Муррр:

Логопед. - А в конуре проснулся щенок Шарик и зарычал тихо-тихо:.

Дети. - Р-р-р: (тихо).

Логопед. - "Здравствуйте!" - сказал котенок, но Шарик был невежливый. Он зарычал громко и сердито.

Дети. - Р-р-р: (громко).

Логопед. - Вдруг на крыше закричала большая серая птица. Как?

Дети. - Кар-р - кар-р-р: Это ворона.

Логопед. - На дорожке прыгали и клевали крошки маленькие серые птички. Кто это? Как звуки произносят?

Дети. - Чик-чирик, чик-чирик: Это воробьи.

Логопед. - Тут к ним и утенок подошел и сказал:?

Дети. - Кря-кря-кря:

Логопед. - Хотел и Мурзик к ним подойти. Но воробьи испугались, разлетелись в разные стороны: фыр-р-р:

Дети. - Фыр-р-р - фыр-р-р-р:

Логопед. - Почему воробьи испугались Мурзика?

Дети предлагают варианты ответов: "Кот - хитрый", "Кот - страшный", "Кот - воришка".

Рисунок 1

Игра "Сад - огород".

Логопед. - Котенок Мурзик и щенок Шарик решили собрать урожай. Мурзик пошел в сад. Что он там соберет? (Фрукты) А Шарик пошел в огород. За чем? (За овощами). Помогите им. В красную корзинку нужно собрать овощи или фрукты, в названии которых слышится звук [ р ], а в коричневую - звук [р`].

Дети выбирают муляжи овощей и фруктов и кладут в соответствующую корзину.

Логопед. - Огурец какой?

Дети. - Огурец продолговатый, хрустящий, зеленый, пупырчатый и т.д.

Аналогично подбирают прилагательные к другим предметам.

Звуковой анализ и синтез.

Логопед. - Я нарисовала в подарок котенку и щенку по 3 картинки. Шарику достались картинки, в названии которых слышится звук [р`], а Мурзику - звук [ р ]. Но по дороге все картинки перепутались. Помогите, пожалуйста, животным получить подарок.

Дети выбирают картинки.

Логопед. - Теперь подберите эти картинки к звуковым схемам.

Дети подбирают картинки и кладут над схемами.

В результате картинки должны быть расположены в определенном порядке.

[р`] - рисунок, ириска, фонарь;

[р] - ромашка, арбуз, комар.

Логопед. - А теперь выделите первые звуки из каждого слова и "прочитайте" их. У вас должно получиться новое слово.

Переверните полоску. (На обратной стороне полосок рисунки рака и рифа). Названное вами слово и рисунок совпадают. Задание выполнено правильно

Рисунок 2

Представление в цирке.

Логопед. - Мурзик и Шарик пригласили вас в цирк. Вы узнаете какие звери и птицы выступают в цирке, если отгадаете загадки. Картинку с нарисованной отгадкой положите на бархатную полоску. Напротив красной нитки-дорожки нужно положить картинку, в названии которой есть звук [ р ], а напротив сиреневой - звук [р`].

На реке зарылся в ил, дремлет злющий : (крокодил).

Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет :(черепаха).

Прибыл он из жарких стран.
Шея, как подъемный кран.
Но у зверя кроткий нрав,
А зовут его :(жираф).

Удивительные кони. Может пони? Нет, не пони.
"Кто надел - спрошу у мамы, - полосатые пижамы?" (зебры).

От рожденья сумку носит,
Никого помочь не просит,
В сумке прячет детвору.
Это - мама : (кенгуру).

Ляжет иней серебристый на рябиновые кисти.
Что за птичка с грудкой алой на рябину прилетала? (снегирь).

Живет в горах большая птица,
Такую птицу зверь боится.
Могучий клюв, размах крыла
Широк у горного : (орла).

Смотрите по цирку идет
Громадный оранжевый кот.
Шкура раскрашена броско
Черной красивой полоской. (тигр).

Дети по очереди раскладывают животных и птиц на свои бархатные полоски.

Логопед. - Эти животные и птицы выступают на своих цирковых аренах. Если арена состоит из одной части, то на ней выступает животное, в названии которого один слог, две части - два слога и т.д.

Протяните нитку-дорожку к нужной арене от каждого животного.

Рисунок 3

Подвижная игра "Мартышки".

На столе разложены предметные картинки: торт, труба, сарафан, красные шорты, орех, мандарин).

Логопед. - На арене цирка выступают три мартышки.

Выберите картинки, в названии которых есть звук [ р ], а теперь - со звуком [р`]. Наденьте на себя маски мартышек и покажите, что могут делать мартышки с этими предметами.

Дети выполняют действия с предметами и проговаривают их:

- Мартышки играют на трубе.

- Мартышки грызут орехи. И т. д.

Логопед. - Давайте вместе сочиним стихи про мартышек.

Корчат рожи три мартышки
Гришка, Тришка и Маришка.
Тришка с Гришкой в красных .. (шортах)
Принесли коробку с : (тортом)
А Маришка в : (сарафане)
У нее о: (орех) в кармане.
На трубе играет Тришка,
На губной гармошке Гришка.
Кувыркается Маришка.
На арене три мартышки.

(Дети корчат рожицы)

(Изображают ходьбу с тортом на вытянутых руках)

(Ведут руками от плеч вниз)

(Упирают руки в бока)

(Изображают игру на трубе)

(Изображают игру на губной гармошке)

(Прыгают)

(Кланяются)

Образование относительных прилагательных.

Логопед. - В цирке вас угощали мороженным. Выберите по две картинки с изображением фруктов и ягод. Одну картинку со словом, в названии которого есть звук [ р ], вставьте в красный кармашек, а вторую картинку со словом, в названии которого есть звук [р`], вставьте в коричневый кармашек.

- Какое у тебя любимое мороженное?

Дети. - Мое любимое мороженное грушевое и абрикосовое.

- А мое любимое мороженное виноградное и мандариновое. И т. д.

Итог занятия.