Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  • Закреплять знания о существенных признаках, по которым распознаются родительный, дательный и предложный падежи.
  • Сформировать общий приём умственных действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие:

  • Развивать умение правильно писать окончания имён существительных 1, 2, 3 склонения.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся, связную речь; обогащать и активизировать словарный запас, творческое воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство прекрасного. Приобщать к проблеме сохранения своего здоровья, воспитывать любовь к двигательной активности.

Оборудование:

  • таблица "Безударные падежные окончания имён существительных;
  • рисунки детей на тему "Зимние забавы";
  • сигнальные карточки;
  • индивидуальные таблички "Безударные окончания имён
  • существительных" (2 способа проверки);
  • карточки для работы в группах, в парах;
  • таблица "Гимнастика для глаз";
  • мешочки с крупой для сидения на стуле;
  • орехи для массажа рук;
  • памятки "Правила поведения при зимних играх".

Ход урока

Формирование психологического настроя на предстоящий урок (минута вхождения в день).

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходи поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.

Потёрли свои ладошки до ощущения приятного тепла, коснулись рук друг друга, улыбнулись. Приятного вам учебного дня.

Постановка учебной задачи.

Наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости.

- Дети сейчас прочитают стихи-загадки, а вы отгадаете, о каких падежах идёт речь.

1) Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите.

2) Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом "к" порой дружу,
Но и один гулять хожу.

3) Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет "в", и "о", и "при" -
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять.

Сегодня на уроке мы будем упражняться в написании безударных окончаний в родительном, дательном и предложном падежах имён существительных.

На уроке мы побываем в гостях. А вот у кого, догадайтесь:

"Зашумела, разгулялась
В поле непогода.
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу.
Поднялася пыль да вьюга,
Не видать и свету"

- Какое время года сейчас хозяйничает на Земле?

- О каком явлении природы написал поэт?

Закрепление и обобщение изученного.

1. Чистописание.

- А сейчас в тетради изобразим летящую метель. (<Рисунок1>)

"Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет
Бабою-Ягой.!"

Свиститкосая метель - белая метла дороги метёт.

- Поставьте ударение, выделите окончания.

- Какие окончания не вызвали сомнений при написании? (Ударные)

- В каких словах безударные окончания?

- Как вы думаете, от чего зависит написание безударных падежных окончаний имён существительных?

В русском языке за каждым падежом закрепились определённые окончания. Их следует запомнить.

- Почему метель косая?

- С чем сравнивает писатель метель? Почему?

- Найдите однокоренные слова. (метель, метла, метёт)

- Почему они родственные?

- Подберите к слову "метель" слова-синонимы (близкие по значению).

(метель, вьюга, пурга, буран, снегопад)

- Расположите эти слова по степени возрастания силы этих природных явлений.

Снегопад - выпадение снега в безветренную погоду или при слабом ветре.

Метель - выпадение снега при сильном ветре, или сильный ветер поднимает тучи снежинок с земли и кружит их.

Если разыгралась сильная метель да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая снежная буря. В разных местах её называют по-разному: где буран, где пурга. Страшно в такую погоду!

- На какие три группы мы можем разделить эти слова? (3 склонения)

- А для чего нужно знать склонение? (От склонения зависит написание безударных окончаний)

Выборочный диктант. (Текст написан на доске)

Тонут в белых волнах заборы. За каждым забором снеговорот.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли до неба.

- Найдите имена существительные, определите их склонение.

(Дети называют существительные, подчёркиваю их)

- Как определяли склонение? (правило в учебнике, с.89)

Подберите к именам существительным однокоренные существительные, относящиеся к другому склонению. Запишите в два столбика.

метельметелица

скатертьскатёрка

ладоньладошка

ельёлка

горстьгорсточка

кистькисточка

ветвьветка

пыльпылинка

капелькапелька

колыбельколыбелька

От каждого варианта выбегают ученики и записывают на доске слово. Кто быстрее?

- Какого склонения существительные первого столбика, второго столбика?

Зарядка "Поймай снежок"

Не боимся мы пороши -
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам -
Снега хватит нам и вам!

Написать имена существительные в родительном, дательном и предложном падежах, используя предлоги падежей (метель, метелица).

- У вас на столе лежат опорные таблички "Безударные окончания имён существительных".

(Приложение 1)

- Назовите окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах по склонениям.

Р.П. у метел.. , у метелиц..

Д.П. к метел.. , к метелиц..

П.П. о метел.. , о метелиц..

Проверка выполненного задания

- Как быть, если у вас нет таблицы безударных окончаний, а вы не смогли вспомнить какое-то окончание?

Безударное падежное окончание имени существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же склонения.

Эти слова мы называем словами-помощниками.

У вас на столе лежит ещё одна табличка. (Приложение 2)

- Зачитайте эти слова.

- Что позволяет данным словам быль "волшебными", "словами-ключами"?

- Почему ударные окончания делают эти слова волшебными?

По ударным окончаниям можно проверять безударные окончания в словах каждого склонения.

Выборочный диктант

Дети находят существительные в родительном и дательном падежах, записывают их, подставляя устно слова-помощники.

- Снежинки падали на чёрствую грязь на дороге.

По тропинке узкой,
На рассвете тусклом,
По хрустящим листьям
К нам зима пришла.

На окошке нежной кистью рисует мороз ажурные узоры.
Холодными льдинками мигают в небе далёкие звёзды.
Сугробы пухнут от пороши и метели.
В белой шапке куст рябины, в шубке - тополя.
Потрудись, кузнец-мороз,
Скуй ты нам сегодня
Ожерелье для берёз.

К ночи новогодней!
А глухарь хитрее всех -
Кувыркнулся с ёлки в снег,
Как в перине пуховой,
Спит в перине снеговой.
Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи -
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматых елей.

На дороге, по тропинке, на рассвете, на окошке, в небе, от пороши, от метели, в шапке, куст рябины, в шубке, к ночи, с ёлки, в перине, напряди пряжи, дайте парчи.

- В каком существительном окончание не нужно было проверять и почему?

- Нужно ли определять падеж при этом способе проверки окончаний? Почему?

- Так какие умственные действия мы должны выполнить при написании безударных падежных окончаний имён существительных?

Зимушка-Зима на Русь забрела!

Декабрь (от латинского "децем" - десятый) по другому называют - студень, хмурень, грудень, ветрозвон, ветрозим, ознобень, зверняй, заморозь и тянуга.

Ветром гнёт, замораживает воды, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвёт.

Радуется наше сердце и проворству - мороз кого хочешь научит двигаться, и утехам - катаньям на санях, детской сутолоке на обледенелых горках.

Белой мягонькой ладошкой
Снег стучит в моё окошко.
- Выходи-ка прогуляться!
С горки хочешь покататься?
Снова снег стучит в окно:
- Санки ждут тебя давно!
И кричат снеговики:
- Выходи играть в снежки!

- Отшумела метель и оставила на улице наметённые ветром большие кучи снега - сугробы.

Физкультминутка

"Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу!"

"Дышим глубже"
Носом - вдох,
А выдох - ртом,
А потом идём
Не спеша,
Как погода - хороша? 

Словарная работа.

Дети работают в парах по карточке. (Приложение 3)

Эти слова обозначают и вещи, без которых зимой не выйдешь на прогулку, и явления зимней природы, и снаряжение для зимних забав.

- Я читаю загадку, вы находите отгадку и вставляете безударную гласную. Работаете в парах, контролируете друг друга.

Вет..р, ин..й, к..ньки, сн..г..вик, с..сулька, м..роз, к..ток, вар..жки, вал..нки, с..лазки, хо:ей.

- А ещё зимой бывают такие явления природы, как оттепель и гололедица.

(Днём пригрело солнце, подтаяло, а ночью ударил мороз и появилась корочка льда.)

Записать предложение, выделить все орфограммы.

Береги руки-ноги, чтобы не упасть на скользкой дороге.

Устная работа по составлению текста "За что дети любят зиму?" с опорой на детские рисунки.

- В какие игры играют зимой дети?

- На чём можно кататься зимой?

- Что можно лепить из снега?

- Где можно играть в зимние игры?

- Почему опасно играть на проезжей части дороги?

Много весёлых забав у детворы зимой. Можно кататься на санках, лыжах, коньках. В дни оттепели ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. В зимние игры можно играть на катке, на горке, на детской площадке, в парке, в лесу.

На мостовой опасно играть потому, что может сбить машина.

Вывод: от сильных движений на лыжах, коньках и чистого воздуха грудь расширяется, кровь струится бодро, повышается аппетит, все мышцы укрепляются. Все эти виды спорта происходят на здоровом свежем воздухе без пыли.

Зарядка для рук "Снежный бой"

(грецкие орехи)

Мы теперь метатели:
Бьём по неприятелю!
Размахнись рукой -
Бросок!
Прямо в цель
Лети снежок.

Зарядка для глаз

(Чтобы быть метким стрелком, нужно тренировать глазки)

Озаглавить текст. Показать карточкой окончания существительных.

Голубые тропинки-дорожки манят на речку, в поля, в тихий лес. Пойдёшь - и глаза белками разбегутся, ноги зайчиками поскачут, а сердце дятлом забарабанит от радости.

Лыжная прогулка.

Ребята скользят на лыжах по узкой дорожк... Красота вокруг! Лес стоит в снежном убор.. словно в сказк... На скатерт.. снегов видны звериные и птичьи следы. Посреди опушк.. шатром раскинулся дуб. На верхушк.. ел.. сидит ворона. Посыпался с макушк.. снег. От алмазной пыл.. заиграл солнечный луч. С чувством бодрост.. вернулись ребята с прогулк...

- Объясните выражение "алмазная пыль".

- Каким способом проверяли безударные гласные?

Вывод, итог урока.

- Вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушке. Что это за дерево? Дуб никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветках.

- У нас дуб необычный, у него ветки - склонения. На них живут листочки - окончания. Разместим их правильно согласно склонению и падежу.

- А почему окончания родительного и дательного падежей 2-го склонения не вызывают сомнений и проверять их не нужно?

Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.

Зачитать, поставить окончания.

Группа из 4 человек, сильный объясняет слабому.

Дописать окончание.

Зимние народные приметы

1-я группа

Воробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...

Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.

Синичка с утра пищит - к стуж...

2-я группа

Сорока под крышу прячется - к вьюг...

Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...

Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.

Советы "Как быть здоровым"

3-я группа

Держи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.

В здоровом тел.. - здоровый дух.

Спорт - эликсир жизн...

4-я группа

Быстрый и ловкий сбежит от болезн...

От морков.. прибавляется крови.

Зима лодыр.. морозит.

5-я группа

От зелен.. на столе здоровья на сто лет.

Здоровье в порядк.. - спасибо зарядк...

Кто спортом занимается, тот сил.. набирается.

Итог урока.

- Послушайте советы все, кто хочет быть здоровым.

Крепыш:

"Говорил я им зимой:
Закалялись бы со мной.
Утром бег и душ бодрящий,
Как для взрослых, настоящий!
На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать,
Ноги мыть водой холодной.
И тогда микроб голодный
Вас вовек не одолеет.
Не послушались - болеют!"

Куталки:

"Поздно поняли мы, братцы,
Как полезно закаляться.
Кончим кашлять и чихать -
Станем душ мы принимать
Из водицы ледяной"

Крепыш:

"Погодите!
Ой-ой-ой!
Крепким стать
Нельзя мгновенно,
Закаляйтесь постепенно!"

- Запомните, ребята! А при кашле и чиханье закрывайте рот и нос платком.

Крепыш раздаёт детям памятки с правилами, которые нужно знать и соблюдать при катании на коньках, санках, ходьбе на лыжах. (Приложение 4)