В последние годы отмечена тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. Согласно данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, НЦЗД РАМН (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) за последние десять, лет количество детей-дошкольников с хронической патологией увеличилось в 1,7 раза (с 12% до 20%), а количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья; снизилось до 28,6%. У 70% современных дошкольников состояние здоровья характеризуется высокой распространенностью морфофункциональных отклонений.
В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, уже страдают дефицитом движений. Это подтверждают результаты Всероссийской диспансеризации 2002 года: часто и длительно болеющие дети составляют 6,1% детского населения, причем наиболее высокие цифры отмечаются в возрасте 3-4 лет (9,6% у девочек и 10,6% у мальчиков).
Анализ практики работы детских дошкольных учреждений показывает, что в последние годы отмечается уменьшение удельного веса движений в общем режиме дня дошкольников: дети много занимаются сидя, мало двигаются в помещении и на свежем воздухе. Кроме того, сложившаяся в нашей стране практика работы по физическому воспитанию дошкольников, по мнению многих исследователей, имеет много погрешностей, снижающих ее эффективность. Так Н.И. Шлык с соавторами (1984, 1987),. А.И. Кравчук (1990), А.Б. Лагутин (1994), Ю.К. Чернышенко (1998), М.Ю. Гончаров (1999) и другие исследователи считают, что сложившаяся система физического воспитания давно не отвечает потребности полноценного созревания основных физиологических функций организма и двигательной готовности детей дошкольного возраста. Это непременно сказывается на формировании всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма.
Анализ состояния здоровья детей МДОУ №7 "Буровичок" за 2008 показал следующее. Контингент детей, посещающих МДОУ №7 "Буровичок" компенсирующего вида имеет хроническую патологию (бронхиальная астма, рецидивирующий обструктивный бронхит, группа ЧДБ). При списочном составе 265 детей - 1 группу здоровья имеют 3 ребенка, 2 группу - 228, 3 группу - 33 и 1 ребенок с четвертой группой здоровья. 129 детей составляют группу ЧДБ, из них: 4 ребенка - условно ЧДБ, 102 ребенка - истинно ЧДБ, 22 ребенка - ЧДБ с хроническими заболеваниями. 33 ребенка находятся в пульмонологической группе, из них: 28 детей с бронхиальной астмой, 2 ребенка с пневмонией, 3 ребенка с рецидивирующим обструктивным бронхитом. Структура и уровень заболеваний следующий: ЧДБ - 53 %, аллергодерматозы - 16 %, бронхолегочные заболевания - 13%, ЛОР - заболевания - 10% и другие 11,5 %. Следует отметить, что на одного ребенка приходится в среднем 3 диагноза, что говорит о росте сочетанной патологии.
Поэтому возникла необходимость поиска путей повышения эффективности физического воспитания детей, так как физическое воспитание в общей системе дошкольного образования занимает особое место, являясь важным фактором укрепления здоровья и всестороннего развития личности ребенка.
Ученые (Х.Л. Виленкина, 1971; И.А. Аршавский, 1982; К.П. Дорожнова, 1983; Ю.П. Лисицин, 1986; А.Г. Сухарев, 1991) в своих исследованиях установили тесную зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности человека на различных этапах онтогенеза.
Проанализировав работу по физическому воспитанию МДОУ города Сургута, можно сделать вывод, что до сих пор, приоритетная роль в них отводится обучению двигательным действиям и формированию двигательных умений и навыков и в результате упускаются наиболее благоприятные возможности для развития основных физических качеств человека в сенситивные периоды его возрастной эволюции.
В настоящее время одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы детских образовательных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов, 2004).
Концепция тренировки - пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека (В.К. Бальсевич, 1993)
Адаптация организма человека к физическим нагрузкам в процессе тренировки является биологической основой тренировочного эффекта, тем главным механизмом, на основе которого он достигается (В.К. Бальсевич и В.А. Запорожанов, 1987).
Правильно организованная физическая тренировка является единственным эффективным и надежным средством компенсации возникающих в организме нарушений и поддержания его высоких резервных возможностей. Это объясняется тем, что физическая активность нормализует деятельность всех органов и систем организма, так как первоначально, все они возникли для обслуживания именно физической деятельности как залога выживаемости вида (Е.Б. Мякинченко и В.Н. Селуянов, 2000).
Доказано, что оздоровительный эффект физической тренировки выражается в повышении энергетического обмена клеток периферической крови и снижении тканевой гипоксии по показателям цикла Кребса. Это создает условия для повышения сопротивляемости организма ребенка к инфекции (Ю.Ф. Змановский, Л.С. Лозовская, Р.П. Нарциссов, М.Н. Кузнецова, С.В. Петричук, З.Н. Духова).
Под оздоровительной тренировкой, применительно к решению задач физического воспитания детей, понимается педагогический процесс адаптации детского организма к физическим нагрузкам с целью укрепления здоровья и совершенствования физического и психического потенциала ребенка (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов, 2004).
Необходимость использования оздоровительной тренировки в физическом воспитании детей дошкольного возраста сегодня признается многими специалистами.
Одним из перспективных путей реализации тренирующего эффекта занятий по физическому воспитанию в ДОУ является применение круговой тренировки (С.Б. Шарманова, А.И. Федоров, Е.А. Черепов, 2004).
Первоначально круговая тренировка применялась в системе подготовки спортсменов различных спортивных специализаций и на протяжении многих лет зарекомендовала себя как эффективная форма повышения уровня физической подготовленности. Организация тренировочного занятия круговым способом увеличивала его моторную плотность и интегрировала общую физическую подготовку со специальной, что было легко осуществимо в условиях тренировки спортсменов однородной группы (возраста, квалификации и спортивной специализации).
Основу круговой тренировки составляет серийное (слитное или с интервалами) повторение нескольких видов физических упражнений, подобранных и объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой - символом круговой тренировки. Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения 8-10 "станций" (мест для каждого из них с соответствующим оборудованием), которые расположены в зале или на площадке по кругу либо похожим образом, так чтобы путь через них образовывал замкнутый контур. На каждой "станции" повторяется один вид движений или действий; большинство из них обычно имеет относительно локальную или региональную направленность, но есть и 1-2 упражнения общего воздействия. Число повторений на каждой "станции" устанавливается индивидуально, в зависимости от так называемого максимума повторений (МП) - предварительного испытания на доступно предельное число повторений.
Круговая тренировка зарекомендовала себя как весьма эффективная форма физической подготовки(И.А. Гуревич, 1976; Л.П. Матвеев, 1991; В.А. Романенко, В.А. Максимович 1986.
Опираясь на вышесказанное, с целью повышения оптимальной двигательной активности и достижения оздоровительно-тренирующего эффекта детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях использую метод круговой тренировки.
При разработке комплексов круговой тренировки учитываю состояние здоровья, физическое развитие, физическую подготовленность, возрастную специфику дошкольников, особенности развития двигательных функции, адаптационные ресурсы и возможности, потому, что целесообразное воздействие на процесс физического развития ребенка, оптимизация его путем физического совершенствования, реализуется при определенных условиях в физическом воспитании.
Для соответствия содержания и параметров тренировочной нагрузки на организм детей и естественного хода развития в текущем возрастном интервале руководствуюсь задачами физического воспитания.
Круговая тренировка, как организационно-методическая форма физической подготовки дошкольников, решает задачи, связанные с закреплением и совершенствованием двигательных умений и навыков и основных физических качеств, так как от этого зависит подбор упражнений на "станциях" и физиологические режимы их выполнения. Метод круговой тренировки использую в основной части занятия, где применяю разнообразные упражнения (челночный бег, дриблинг мячом, лазанье по канату, прыжки на скакалке и др.), воздействующие на все основные мышечные группы, в соответствии с содержанием программного материала. Все упражнения предварительно хорошо освоены детьми и выполняются свободно, самостоятельно и с желанием.
На занятии количество станций круговой тренировки составляет от 4-5. Площадь каждой "станции" и ее расположение определяются задачами занятия, количеством занимающихся и инвентаря. Для обеспечения безопасности и лучшей организации занятий границы станций в зале или на площадке обозначаются с помощью специальной разметки либо различных ориентиров, например, я использую станционные карты с графическим изображением упражнений. Места для занятий - станции готовим вместе с детьми.
Последовательность перехода занимающихся "по кругу" - против часовой стрелки по порядку расположенных "станций". Смена "станций" может проходить по заранее обусловленному сигналу, через определенный интервал времени.
В интервалах отдыха дети на промежуточных станциях собирают пазлы со спортивной тематикой, из разрозненных частей картинки составляют целое, тем самым, угадывая вид спорта, нарисованный на картинке. Все эти средства не только повышают интерес детей к двигательным заданиям, но и способствуют активизации умственных процессов.
С целью реализации дифференцированного подхода к детям распределяю их по подгруппам на основании результатов анализа данных о состоянии здоровья, физического развития и уровню физической подготовленности. Каждую подгруппу составляют дети со сходными показателями физического состояния. Количество подгрупп может быть различным (от 3 до 5), в зависимости от особенностей детей.
Использую алгоритм распределения детей по подгруппам, предложенный С. Б. Шармановой. (Приложение 1) Для удобства обеспечения дифференцированного подхода в процессе занятий использую отличительные нарукавные повязки разных цветов, не стесняющие движений. Первая подгруппа имеет повязки зеленого цвета, вторая и третья подгруппы - оранжевого цвета, четвертая подгруппа занимается в нарукавниках красного цвета.
При проведении комплекса круговой тренировки с детьми дошкольного возраста использую следующую последовательность действий:
Создаю игровую мотивацию (приглашаю потренироваться на "Веселом стадионе" и вместе с детьми кричим спортивные кричалки).
Станции размещаю в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все дети и как они выполняют упражнения.
Выбираю одного - трех ловких, уверенных в своих возможностях детей из разных подгрупп, которые будут выполнять различные варианты упражнений на "станциях", с последовательным прохождением одного "круга".
Отчетливо называю станцию, объясняю двигательное задание, а выбранные для показа дети выполняют упражнение. Необходимости показывать каждое задание самой нет, так как все упражнения, включенные в содержание круговой тренировки предварительно освоены детьми, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам рассчитаны на детей. Во время показа движений детьми я обращаю внимание детей на те или иные детали техники, варианты выполнения двигательных заданий для детей из разных подгрупп, напоминаю правила выполнения упражнений, порядок перехода на последующие станции и т.д.
По сигналу дети начинают одновременно выполнять упражнения, наблюдая за ними, даю дополнительные словесные указания, объяснения, исправляю ошибки, добиваясь правильного выполнения двигательных заданий на всех станциях.
Проведение занятий тренирующей направленности методом круговой тренировки в МДОУ позволило повысить эффективность физического воспитания и выявить положительную динамику показателей, характеризующих физическое состояние детей. Это выражается в снижении заболеваемости и улучшении результатов тестирования уровня физической подготовленности и степени развития основных физических качеств. На начало 2007-2008 учебного года высокий уровень составил 10 %, средний уровень - 50 %. В конце 2007-2008 учебного года высокий уровень имели 35 % детей, средний уровень - 60 %.
Круговая тренировка как эффективная организационно- методическая форма физической подготовки детей старшего дошкольного возраста обеспечивает оптимальный уровень нагрузки.
Это подчеркивает значимость и необходимость использования метода круговой тренировки на занятиях по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях нашего города.