В процессе подготовки литературно-художественной композиции ученики сами подбирали необходимый материал, фотографии, музыку и с громадным интересом писали сценарий. Было предложено много интересных позиций из истории, современных достижений в химии, применение химии в быту, в промышленности и культуре.
Данная форма проведения занятий позволила мне лучше узнать учеников и убедительно показала, что такие нестандартные занятия играют огромную роль в изучении предмета.
Основными задачами данного классного часа стали: стимулирование деятельности учащихся на выбор биохимического профиля, развитие творческих навыков, заинтересованность работать в команде, привить навыки в поиске нестандартных решений.
Цель: cформировать предметные компетентности через взаимосвязь предметов химии, истории, литературы, информатики, музыки и культуры. Развить коммуникативные способности учащихся параллельных классов и интерес к предмету.
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя: В нашей гимназии проводится неделя биологии и химии. Наш классный час посвящен химии – предмету, который вы изучаете первый год. Сегодня вы убедитесь, что химия – удивительная наука, это не только формулы и задачи, но и гармония жизни, культура, наше будущее. Я предоставляю слово вам.
Первый ученик:
– Химия – мать мироздания,
Она Вселенной, всех веществ создание.
Она везде – на суше и на море,
В быту, в земле, в космическом просторе,
И эта вечная загадка вещества
Влекла меня вчера, сегодня и всегда.
Звучит песня на мотив «Дорогая моя столица…»
1
Мы немало наук изучаем:
Математику, физику, труд,
Мы шагаем в научные дали,
Биология с химией зовут,
И тобой мы привыкли гордиться,
И везде повторяем слова:
Дорогая моя биология,
Золотая моя химия.
2
Мы структуру белка понимаем,
Изучаем гомологов ряд,
Изомеры легко составляем,
Органических классов отряд,
В городах и далеких станицах,
О тебе не умолкнет молва
Дорогая моя биология,
Золотая моя химия
Второй ученик:
Древний Египет… Без черной земли по берегам Нила не существовала бы Древняя Египетская цивилизация. Именно там появились первые бальзамы, краски – пурпур, индиго, ализарин.
История с химией тесно связаны,
Вот вам Египет, Древний Рим,
Вот вам папирус, пирамиды,
И тайны храмовских святынь.
И фараон и Клеопатра –
Все знали химии азы.
Из глубины веков нам дарят
Ученых древние труды.
Третий ученик: Пирамиды… Молекулы
таких веществ как вода, метан, аммиак имеют форму
пирамиды… Случайно ли это совпадение? А может
быть, древние Египтяне знали тайну этих веществ?
Астрологи рекомендуют – рядом со своей
фотографией размещать макет пирамиды и вам будет
сопутствовать успех. Верить или нет?
Из Египта знания стали распространяться по
другим странам Древнего Востока.
(Звучит музыка на восточные мотивы)
Четвертый ученик:
Семь металлов создал свет
По числу семи планет,
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец.
Знайте – сера всем отец.
И спешите все узнать,
Всем им ртуть – родная мать.
Фантазия алхимиков эпохи Возрождения заключалась в поисках философского камня – средства для превращения всех неблагородных металлов в золото. Алхимия породила магию и сама наполовину превратилась в неё.
(Звучит песня на мотив песни «Золушка»)
Хоть поверьте, хоть проверьте,
Но вчера приснилось мне
Будто золотом покрыты
Стены школы во дворе,
И серебряные окна
Светят ярко по утрам
Философский камень ловко
Сделал школу словно храм.
Пятый ученик: Средневековые астрологи считали, что каждому знаку зодиака соответствует свой металл. Поэтому людям, рожденным под знаками Близнецов, Льва и Рака следует носить украшения из золота и серебра. Рожденным под знаками Овна и Скорпиона – украшения из железа, Девам и Тельцам – из меди, Стрельцам и Рыбам – из цинка, Козерогам – из свинца, а Водолеям – из олова. Этой гипотезы люди придерживаются до сих пор и при выборе украшений зачастую заглядывают в гороскоп, но все равно, предпочтение отдавая благородным металлам.
Первый ученик: Вот, что наделали алхимики, и мы теперь учим, учим, выучить не можем… (звучит песня на мотив песни «Дубинушка»).
Я пришел в первый класс, я учиться хотел,
Был красивый, здоровый детина,
А теперь посмотри, что стряслося со мной –
Затянула учебы трясина.
Эх, дубинушка, ухнем…
Эх, да химия сама пойдет,
Подучим, подучим да скинем.
Второй ученик: Ребята, а давайте лучше отправимся в романтическое путешествие по Периодической системе химических элементов, начиная с первой группы.
Первая группа – щелочные металлы,
Названы так, потому, что с водой
Щёлочь они образуют и даже
Взрывоопасны бывают порой.
Третий ученик:
Группа вторая – металлы все тоже.
На щелочные чем-то похожи,
Кальций и стронций. Барий и радий
Легко запомнятся, на ночь глядя.
Четвертый ученик:
В группе шестой живет кислород,
Он открывает в подгруппу проход.
Он – отличный окислитель,
Судьбы элементов вершитель.
Пятый ученик:
Фтор закричал из группы седьмой:
«Главный здесь я – электрон мне на слой,»
Нет, он не главный, а жадный, друзья,
Фтор – разрушающий, кричит везде «Я».
Первый ученик:
В этой же группе бром проживает,
«Бромос»– зловонный обозначает,
Может отдать и принять электроны,
Все соблюдая при этом законы.
Второй ученик:
В древней Скандии жила
Богиня красоты Ванадис,
И элемент номер двадцать три
Так назван за ее мечты.
Третий ученик:
Золото и серебро, платина и родий –
Вы красивы до безумства, как вулкан Везувий.
В группе первой и восьмой отведено вам место,
Ваш красивый дружный строй учить нам интересно.
Четвертый ученик:
Элемент сорок четвертый – самый Русский элемент,
Рутений – это значит Русь!
Ведь химия – Русская наука.
И громких слов я не боюсь.
Пятый ученик:
Слава и хвала Дмитрию Менделееву!
Все элементы он объединил,
Наследие богатое оставил,
Любить нас химию учил.
(Звучит песня на мотив песни «Гадалка»):
Ежедневно меняется мода,
Но покуда стоит белый свет,
В школе химию учить все мы будем,
Находить на вопросы ответ.
В ожидании чудес неизвестных
Будем опыты мы проводить,
И на благо науки высокой
Сможем сто элементов открыть.
Учитель: Мы заглянули в глубины истории, в мифы и легенды, послушали советы астрологов, поспорили с алхимиками, совершили прогулку по Периодической системе. Завершая наш классный час, я хочу обратиться к литературным произведениям. Древнегреческий поэт Тит Лукреций в поэме «О природе вещей» писал:
«Разлагает природа все вещи
На составные частицы,
Пропасть же ничто
В ней не может»
Как удивительно эти строки сочетаются со словами нашей современницы, балтийской поэтессы Светланы Шулешовой.
Первый ученик:
Едино всё – и небо, и земля,
Шалаш охотника и небоскреба здание.
Слагают их крупицы вещества –
Основа жизни и фундамент мирозданья.
И ветер над рекой и ласковый родник,
И шумные моря, и суетные птицы,
И человек, что на земле хозяйничать привык –
Земного Храма – малые частицы.
И отдавая будущее молодым рукам,
Прошу, что бы в любви и чистоте нетленной,
Был сохранён Земли прекрасный Храм,
И не разрушена гармония Вселенной.
(Звучит музыка)
(См. Приложение 1)