Социальное партнерство в организации детско-взрослого проектирования

Разделы: Внеклассная работа


Образовательная среда должна способствовать творческому становлению личности ребёнка, раскрытию его индивидуальности, неповторимости, уникальности.
Активно действуя в окружающем его пространстве, ребёнок творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений: «Я – Я», «Я – природа», «Я – общество», «Я – жизненная задача».
На наш взгляд одной из продуктивных технологий создания креативной образовательной среды в начальной школе является организация проектной деятельности. Метод проекта рассматривается как способ организации педагогического процесса, обладающий такими отличительными особенностями как

  • деятельное взаимодействие педагога, учеников, родителей между собой;
  • межпредметная интеграция;
  • высокая степень самостоятельности учащихся;
  • творческая активность.

Особая значимость проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что, она

  • выводит образовательный процесс из стен образовательного учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду;
  • открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром;
  • мотивирует на деятельность, т.к. идёт от потребностей и интересов детей.

Одним из важнейших аспектов проектной деятельности является социальное партнёрство или взаимодействие с социальной средой.

Из словаря Ушакова:

Социальная среда – среда, связанная с жизнью людей в обществе, их отношениями в обществе или к обществу.
Рассмотрим использование ресурсов социальной среды при реализации проектной деятельности в нашей школе.
Все реализованные за 4 года проекты мы условно разделили на несколько групп:

  • Краеведческие проекты
  • Социально-нравственные, патриотические проекты
  • Экологические проекты
  • Проекты, связанные с изучением традиций класса, семьи, народов
  • Учебные проекты

Реализуя краеведческие проекты, ребята много узнают об истории своего города, о людях, прославивших город, являющихся частью истории нашего города.
Например, реализуя проект «Моё Отечество. Первые в первые 10 лет строительства города» ребята побывали не только в краеведческом музее и библиотеках, но и в Загсе, где им пришлось работать с архивными материалами, в архитектурном отделе Администрации города, где они нашли информацию о первых городских постройках, памятниках. Встретились с людьми, которые основали наш город, строили гидроэлектростанцию, лесопромышленный комплекс. Результаты этой работы были представлены на городском мероприятии в виде театрализованного представления.

Одно из приоритетных направлений воспитания школьников является социально-нравственное, патриотическое направление.
Социальное проектирование является одним из важнейших элементов развития гражданских знаний и умений, выражения активной позиции в общественной жизни, формирования толерантного отношения к своему окружению; способствует формированию таких качеств, как: сочувствие, сопереживание, соучастие, боль за другого человека, любовь к Родине, формирование бережного отношения к памятным местам. Конечно, лекции беседы оставляют след в душе ребёнка. Но по большому счету эти качества могут быть сформированы через непосредственное осознание героического прошлого человека, который живет рядом, через причастность к событиям истории своей Родины. Сейчас растет поколение нечитающих детей, информационные ресурсы стали принципиально другими. И как сделать так, чтобы история нашей родины оставила след в душе маленького человечка, чтобы слово «война» ассоциировалась у них не только с набором компьютерных игр, но и с событиями нашей истории. И в этом нам как раз и помогают проекты патриотической направленности.

Реализуя эти проекты, ребята встречались с ветеранами ВОВ, ветеранами афганских и чеченских военных действий, а также их родственниками. Узнали имена тех, кто защищал нашу Родину, кто не вернулся с войны. Вместе со своими родителями ребята возложили цветы к памятным знакам.

Именно родители помогли организовать экскурсии в Управление Внутренних дел и подразделение МЧС, где ребята познакомились с офицерами, отличившимися в мирное время на пожарах, при задержании преступников, в боевых действиях на территории нашей страны.

Журналисты из редакции газеты «Усть-Илимская правда» и Медиацентра помогли ребятам разместить свои материалы в местной печати.

Мы живём во времена, когда проблема экологии занимает одно из центральных мест в жизнедеятельности человека. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Все директора заводов, фабрик когда-то тоже сидели за партами. А сейчас от решения и действий многих из них зависит безопасность окружающей среды. Может быть, и наши ученики когда-нибудь встанут во главе предприятия. Как затронуть душу ребёнка, как воспитать бережное отношение ко всему живому вокруг? Как сделать так, чтобы наш ученик вырос неравнодушным рачительным хозяином земли? Как научить сохранять собственное здоровье.

Экологические проекты, реализуемые в школе, предполагают взаимодействие с теми партнёрами, которые в рамках своих функциональных обязанностей являются организаторами природоохранной и здоровьесберегающей деятельности. Это и Дом природы и Краеведческий музей, где ребята познакомились с растениями и животными Иркутской области. Посетив поликлинику, подсобное хозяйство «Ангара» и школьную столовую ребята много узнали о правильном питании, попробовали бифидопродукты, которые выпускает наша агрофирма «Ангара». Итогом этих встреч стали рекламные плакаты, которые наглядно продемонстрировали всем пользу и вред продуктов, которые мы покупаем в магазине. Акция «Голосую за правильное питание», которая прошла на большой перемене, вызвала интерес даже у старшеклассников.

Путешествие в ветлечебницу и клуб кинологов помогли ребятам не только создать проект «Мы в ответе за тех, кого приручили», но и осознать, что всё живое на Земле – часть нашей жизни, а потому мы должны заботиться об окружающем нас мире.

Как-то Экзюпери сказал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который может жил когда-то в тебе». В этих словах – призыв и предупреждение – надо лепить человека, пока ребёнок гибок и восприимчив ко всему открытому перед ним богатству мира. И поэтому большое внимание мы уделяем проектам, которые направлены на творческую самореализацию детей, воспитание и сохранение традиций.

На начальном этапе, когда дети впервые пробуют себя в проекте, когда еще нет навыков совместной деятельности, важно найти такую тему проекта, которая бы помогла раскрыться детским «талантам», утвердиться в глазах сверстников, реализовать свои способности. И поэтому чаще всего первыми бывают проекты на темы «Наши увлечения», «Таланты среди нас», «Рождественские посиделки», «Рождественская елка» и др..

Но иногда из таких идей рождаются и очень серьезные проекты. Хочется сказать пару слов о проекте 3 класса «Талантливая семья». Этот проект можно сравнить со снежным комом. Каждый новый проектный шаг вызывал лавину идей, которые тут же подхватывались и реализовывались детско-взрослым коллективом единомышленников. Началось все с того, что решили узнать, чем можно заняться в свободное время. Вместе с родителями ребята посетили картинную галерею, попали на вечер поэзии в библиотеку, сходили на экскурсию в Школу ремесел. Увиденное настолько заинтересовало ребят, что они решили попробовать себя в роли поэтов, художников, резчиков по дереву. На следующем этапе в классе стали проходить конкурсы «Алло, мы ищем таланты». Результатами стали: сборник стихотворений, написанный нашими детьми и родителями класса, выставка рисунков, которая прошла в подшефном детском саду, календарь основных праздников класса. Талантливыми оказались не только дети, но и родители. По их инициативе для ребят класса были проведены различные мастер-классы: в один из дней ребята знакомились с японской культурой (учились делать суши, танцевать танец с веером, сочинять хокку), в другой – учились читать рэп на английском языке. На мастер-классе, посвященном русским традициям, ребята под руководством бабушек, выпекали пироги. Идея мастер-классов настолько захватила проектантов, что они решили посетить творческие коллективы города. Актеры городского театра драмы и комедии устроили для ребят учебу актерского мастерства, где рассказали о своей профессии, показали, как можно из подручных средств устроить небольшое представление, а потом дали возможность попробовать себя в роли актеров. А радушные хозяева народного коллектива «Сибирь» научили ребят водить хороводы, петь заклички, показали народные инструменты. На защите проекта ребята поразили весь зал, показав все то, чему научились за время реализации проекта.

Уже в начальной школе мы начинаем реализовывать учебные проекты, которые помогают нам развивать кругозор, культуру, формировать коммуникативны и общеучебные навыки, навыки работы с литературой, исследовательской деятельности. Учебные проекты могут быть как самостоятельными, так и являться частью большого социально-значимого проекта и наоборот. И здесь тоже не обойтись без партнерских отношений. Реализуя учебные проекты, ребята взаимодействуют с учащимися старших классов, педагогами основной и старшей школы, психологами, библиотекарями, представителями общественных организаций, предприятий.

Формы взаимодействия могут быть различными. Это и

  • Встречи
  • Беседы
  • Классные часы
  • Экскурсии
  • Оформление альбомов
  • Просмотры фильмов
  • Конкурсы
  • Создание макетов, буклетов, выставок
  • Проведение акции
  • Мастер – классы

Значимость проектной деятельности в том, что она открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка во взаимодействии с окружающим миром, выводит педагогический процесс из стен образовательного учреждения в социальную среду.

Через самореализацию ученик продвигается от «Я – концепции» к «Мы – концепции», познает ценность взаимодействия с другими людьми. У школьника вырабатываются собственные ценностные ориентации.

И главное – меняется роль учителя и родителя в таком взаимодействии. Здесь мы выступаем в роли партнёров, а не наставников. Главное начать, а результаты не заставят себя ждать.

Приложение