"Наш край – Вологодчина"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  • обобщить и систематизировать знания по теме: «Родной край»:
  • географическое положение (соседи, природная зона),
  • особенности природы родного края (растения, животные),
  • водоемы нашего края, способы охраны,
  • полезные ископаемые края;
  • показать важность рационального использования и охраны окружающей среды.
  • формировать умение самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме;
  • учить работать с картой и дополнительной литературой.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

(Звучит песня «Наш край»).

– Почему прозвучала эта песня? (Сегодня мы будем говорить о крае, в котором вы родились, живете, о месте нашего края на карте страны).

2.Объявление темы и целей урока: «Родной край – часть большой страны»

Учитель: Какой он наш край? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить.

Ученик 4 класса рассказывает стихотворение В.Михайлов «Родина наша малая».

3. Наша область на карте России

– Давайте, познакомимся с административной картой Российской Федерации.
– Внимательно посмотрите на карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Это политико-административная карта России. Мы видим границы государства, страны-соседи, территории краев и областей, их столицы).
– Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны.
– Как называется наша область? (Вологодская область, Вологодчина)

Рассказ ученика 4 класса: Вологодская область по площади одна из крупнейших в стране. Ее территория составляет более 145 тысяч квадратных километров. Расположена в северо-западной части нашей Родины. На карте Вологодская область напоминает прямоугольник. С запада на восток она тянется на 650 км, с севера на юг – на 385 км. На территории области могли бы уместиться такие государства, как Австрия, Венгрия, Болгария.западе с Карелией, на севере – с Архангельской областью, на западе – с Ленинградской и Ярославской, на востоке – с Кировской областью. Центром области является город Вологда. Наша область находится недалеко от крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Ярославля, Твери. Это имеет большое значение для развития хозяйства и культуры Вологодского края. Благодаря Волго-Балтийскому каналу область связана с Белым, Балтийским, Баренцевым, Азовским, Черным и Каспийским морями. (Приложение – слайды 3, 4).

4. Практическая работа «Изучение карты Вологодской области»

Задание: Самостоятельно ответьте на вопросы, написанные на доске:

– Найдите на карте Вологодскую область. (Приложение – слайд 2). – Кто наши соседи? Каков наш край по сравнению с соседними областями?
Один ученик у настенной карты, остальные работают на местах – по Атласу Вологодской области*, стр. 12-13 (Географическое положение Вологодской области), стр. 16-17 (Административная карта).
– Перечислите города, крупные населённые пункты нашей области, реки. (Ученики рассматривают Атлас Вологодской области*, стр. 101-103 (Карта городов)).
– Найдите город, рядом с которым мы живём. (Откройте рабочую тетрадь на стр.47, запишите название города и области, в которой живёте.)

5. Работа с учителем

Опрос учащихся по вопросам практической работы. (Приложение – слайды № 5-10)

6. Знакомство с символикой области

Герб Вологодской области

Учитель: Герб Вологодской области является официальным символом Вологодской области. Герб Вологодской области представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности червленый (красный) геральдический щит, с выходящей из серебряных облаков десницей (правой рукой) в золотом одеянии, держащей золотую, украшенную драгоценными камнями державу, и позади неё серебряный меч с золотым эфесом, положенный в перевязь; во главе щита – золотая Российская Императорская корона, как она изображалась в губернских гербах, с развевающимися лазоревыми (синими, голубыми) лентами. Основные элементы герба символизируют: – десница с мечом – справедливость, правовой суд, защиту Отечества; держава – власть, государственность, права Вологодской области как субъекта Российской Федерации; императорская корона, традиционный геральдический знак высокого достоинства и власти, – исторический государственный территориальный статус Вологодской области; червлень (красный цвет) – власть и мужество, золото – изобилие и могущество, серебро – благородство, свет и чистоту.

Ученики рассматривают Атлас Вологодской области*, стр.14-15 (Геральдические символы). (Приложение – слайд 12).

Флаг Вологодской области

Учитель: Флаг Вологодской области представляет собой прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2 х 3 белого цвета с изображением герба Вологодской области в верхнем углу у древка:
«В червленом (красном) поле выходящая из серебряных облаков десница (правая рука) в золотом одеянии, держащая золотую, украшенную драгоценными камнями державу, и позади неё серебряный меч с золотым эфесом, положенный в перевязь; во главе щита – Российская Императорская корона, как она изображалась в губернских гербах, с развевающимися лазоревыми (синими, голубыми) лентами». Вдоль стороны полотнища, противоположной древку, расположена красная полоса шириной в 1/5 длины полотнища». (Приложение – слайд 13).

7. Полезные ископаемые Вологодской области

Учитель: Чем же богат наш край?

Чтобы это узнать,
Надо загадки разгадать.

  1. Если встретишь на дороге,
    То увязнут сильно ноги.
    А сделать миску или вазу,
    Она понадобится сразу. (Глина)
  2. Покрывают им дороги,
    Улицы в селении,
    А ещё он есть в цементе.
    Сам он удобрение. (Известняк.)
  3. Росли на болоте растения,
    Стали топливом и удобрением. (Торф.)
  4. Очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он на стройках и на пляже,
    Он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

8. Самостоятельная работа учащихся с картой Вологодской области

Задание: Посмотрите на карту и добавьте, какие ещё полезные ископаемые добываются в нашей области? (Доломиты, минеральные воды, сапропель).

Ученики рассматривают Атлас Вологодской области*, стр. 26-27 (Карта месторождений полезных ископаемых).

– Какие отрасли производства развиты в нашей области. (Черная металлургия, химическая, машиностроительная, легкая, пищевая, деревообрабатывающая отрасли промышленности).

Ученики рассматривают Атлас Вологодской области*, стр. 76-77 (Экономическая карта).

9. Рассказы учеников

Ученик: Песок и глина в нашей области встречаются почти повсеместно. Наиболее крупные месторождения их в Вытегорском, Чагодощенском и Шекснинском районах. Песок и глина образуются при разрушении гранита. Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды. (Показ образцов из коллекции «Полезные ископаемые»). Когда-то на территории области был ледник. Он и принес множество обломков гранита. Крупные куски гранита – это валуны, гравий, галька. Но чаще у нас встречаются мелкие – песок и глина. Их можно увидеть повсюду в обрывах возле рек, в канавах, на склонах оврагов. Это ценнейшие полезные ископаемые. Их добывают в карьерах, экскаваторами. (Приложение – слайд 14 ). Используют кварцевые пески на стекольных заводах Чагоды. Много песка используют на стройках. Его добавляют в цементный раствор. Из песка получают белый кирпич для кладки зданий. Из глины делают красный кирпич, посуду. В Вытегорском районе есть огнеупорные глины, их используют при строительстве доменных печей и при изготовлении фарфора.

Ученик: На северо-западе области встречаются известняки. Они образовались давно, из раковин морских животных. Для их определения, надо капнуть уксус, он «закипит». Известняк необходим для выплавки металла из железной руды на ОАО «Северсталь». Также используют при получении стекла, мела, бумаги, зубной пасты.

Ученик: Торф состоит из остатков полусгнивших растений. Он образуется на болотах, которыми богата Вологодская область. Запасы торфа составляют 38 миллиардов м3. крупнейшие месторождения торфа – «Уломское» и «Дедово поле» в Череповецком районе. Торф используется как топливо, как удобрение на полях. Из него вырабатывают уксус, лекарства и др. (Приложение – слайд 14).

10. Самостоятельная работа учащихся по группам: ботаники, зоологи, экологи.

Задания:

Материалы для ботаников: Гербарий, рисунки растений, книга «Я познаю мир».

Карточка:

1. Дать общую характеристику природной зоне.
2. Выберите из гербария растения и расскажите о 2-3 растениях: о берёзе, ели, ...

Материалы для зоологов: Книга «Я познаю мир», картинки животных.

Карточка:

1. Разнообразие животного мира Вологодчины.

Материалы для экологов: Красная книга Вологодской области, картинки с изображением растений и животных.

Карточка:

1. Экологические проблемы (причины их возникновения).
2. Растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Коллективное обсуждение изученного материала.

Рассказ ботаников

Как и в других северных местностях, у нас есть и леса, и луга, и водоемы. Край наш лесной. Там, где растут ели – это ельник. Там плодородная почва, деревья растут близко друг к другу. В нижних этажах еловых лесов есть кустарники: черника, брусника. Эти ягоды – лакомая пища для глухарей и тетерева. Древесина елей используется на постройку домов, производства бумаги и даже музыкальных инструментов.
Сосновых лесов немного меньше. Там чисто, просторно. По полянам встречается можжевельник, вереск. В сосновом бору и ягоды, и грибы. Добывают живицу (серу). Из нее получают скипидар и много других ценных веществ.
Есть на вологодской земле и смешанные, и лиственные леса. Особенно часты березняки. Здесь другой мир. Все время слышен шелест листьев на ветру, хор птичьих голосов. Также в нашем крае есть леса, где растут широколиственные деревья: дубы, вязы, ясени, клены. Они встречаются в Вологодском, Череповецком, Бабаевском районах. Некоторые, например, вязовая роща в Вологодском районе на острове Темный мыс, взяты под охрану государства
Много болот в западной части области. Здесь растет мох, клюква, заросли ивняка, болотная сосна, карликовые березы.
Растительность водоемов. Можно встретить заросли осок, камышей, рогоза, хвощей, тростника. В толще воды много водорослей. На поверхности плавают листья кубышки, кувшинки, стрелолиста.
На любом луге можно увидеть 4 группы растений: злаки, клевер, разнотравье и мхи. Растений разнотравья много: зверобой, лютики, щавели, василек, черноголовка и др.
На полях человек получает урожай тех растений, которые сам посеет: пшеницу рожь, овес, морковь, лен, картофель. Много работ бывает по уходу за растениями.

(Рассказ сопровождается показом картинок, растений из гербария).

(Приложение – слайды 15).

Рассказ зоологов

Животный мир области. Наши леса богаты разнообразными животными, их насчитывается больше 5 тысяч видов. В лесу много разной пищи: листья, кора, трава, орехи, грибы, ягоды. Лес заселен сверху донизу. Одни животные обитают в дуплах под корой деревьев, другие на их верхушках, третьи – в земле, а четвертые на ее поверхности. Самый крупный обитатель леса – лось. Это красивое животное почти трех метров в длину и двух в высоту. Рога служат не только украшение, но и защитой от врагов. Лесной хищник – это бурый медведь. Его называют хозяином тайги. Осенью залегает в спячку. В настоящее время в области их осталось мало, охота на них запрещена. Опасными хищниками наших лесов являются волки и рыси. Рысь встречается в восточных районах области. Она хорошо лазает по деревьям, хорошо плавает. Ее добыча – зайцы, грызуны, тетерева. По всей области широко распространена белка. Она любит селиться в хвойных лесах. Строит гнезда или живет в дуплах. Ее пища – семена елей и сосен, почки, грибы.
Леса очень богаты птицами. Летом они возвращаются в родные края. На зиму остаются: синицы, дятлы, клесты, поползни, сойки, овсянки, чижи. Из северных краев прилетают на зиму: чечетки, снегири, свиристели. Постоянными жителями являются глухари и тетерева, рябчик. (Приложение – слайд 16).

Рассказ экологов

Необходимость сохранения имеющихся "островков" первозданной северной природы, запрет на их территориях всех видов хозяйственной деятельности, привели к созданию в области научно-обоснованной сети особо охраняемых природных территорий. Первые памятники природы были учреждены в шестидесятые годы прошлого столетия. Особо охраняемые природные территории организованы во всех ландшафтных и административных районах области. Кроме того, в области для охраны животного мира образованы зоологические (охотничьи) заказники и взяты под охрану зеленые зоны, торфяные и клюквенные болота. В целом, в области под охраной находится 8 % её территории. Под охрану взяты живописные северные ландшафты, вековые еловые леса, боры – беломошники с богатыми урожаями грибов и ягод, ценные клюквенные болота, уникальные карстовые озера, геологические обнажения, старинные парки помещичьих усадеб. На большинстве особо охраняемых природных территорий установлен природоохранный режим, ограничивающий хозяйственную деятельность. Создание сети особо охраняемых природных территорий позволило уберечь от рубок остатки коренных вологодских лесов. Эталонами первозданной южной и средней тайги стали государственные ландшафтные заказники "Верховинский" в Бабушкинском районе, "Колошемский лес" в Бабаевском, Верхне-Андомский и "Атлека" в Вытегорском районе. Именно здесь сохранились уникальные для всей Европы девственные леса.

(Приложение – слайд 17).

11. Сообщение ученика 4 класса о Череповецком районе

Административный центр – город Череповец. Расстояние до областного центра – 124 км по железной дороге. Площадь района – 7,6 тыс. км2. Население – 40,8 тыс. чел., в 553 сельских населенных пунктах.Череповецкий район является юго-западной частью Вологодской области, расположен на Молого-Шекснинской равнине. В рельефе преобладает плоская низменная поверхность междуречий (абсолютные отметки 100-130 м над уровнем моря) с врезанными поймами ограниченных размеров. Распространены переходные и верховые водораздельные болота, встречаются пойменные низинные болота. Южная, наиболее низкая часть затоплена Рыбинским водохранилищем, в Шекснинской горловине которого расположен город Череповец.
Основные типы почв: подзолистые, дерновые, болотные (в "чистом" виде или в различных сочетаниях между собой). Лесные массивы представлены заболоченными низкополнотными сосновыми древостоями. Большое число озер и болот, слаборазвитая эрозионная сеть и развитая гидрографическая сеть. Реки Шексна, Ягорба, Серовка, Нелаза, Торовка, Кошта, Суда, на востоке расположено Шекснинское русловое водохранилище. В юго-западной части района находится Дарвинский государственный заповедник. 3 природных заказника областного значения: Ваганиха, урочище Шарма, Вороново. Памятники архитектуры: церковь Успения Пресвятой Богородицы (с. Нелазское, памятник деревянного зодчества XVII века федерального значения), церковь Николо-Дмитриевская, ансамбль церквей Воскресения Иоакима и Анны.
Здесь родился филолог Е. В. Барсов, философ А. М. Брянцев, член-корреспондент АН Н. Д. Чечулин, чл.-корр. АМН Герой Социалистического Труда Н. М. Амосов, народный врач СССР И. В. Кольцов; с этим краем связана творческая судьба И. Северянина. (Приложение – слайды 20-22).

12. Рассказ учителя. Об истории деревни Ирдоматка

Ирдоматка впервые упоминается в земельной меновой грамоте Воскресенского монастыря за 1495 год (архимандрит Арсений променял митрополичью землю Ирдоматку на деревни служилого боярина Стогинина). Из литературы узнали, что вторая часть топонима – матк от вепсского – путь, переход, а вот значение 1-й части топонима – ирдо лингвисты объясняют по-разному:
Матвеев – Ирдоматка – путь на реку Ирдму;
Кузнецов – части названия произошли от вепсских слов: Ирдан – улица, матк- дорога, т.е. Ирдоматка – улица вдоль дороги.
Все население было верующим. Ирдоматка относилась к Богословскому приходу. В Богослове была церковь: несколько зданий – зимняя, летняя. В самой Ирдоматке стояла часовня в середине деревни. Это было отдельное деревянное здание, под куполом, с крестом (крест сохранился до сих пор), с колоколом.
У железной дороги, на холме, у высокой сосны, били подземные ключи – родничок, вот там и была часовня. И сейчас очень знаменито это место. До сих пор приезжают за водой. Считая ее, кто просто целебной, кто святой. Истории про родничок передаются из поколения в поколение среди коренных жителей Ирдоматки.
Много работали наши предки. Тяжел был труд земледельца. Но умели и отдыхать веселиться. Отмечали праздники, в основном церковные. В каждой деревне был свой главный праздник. В Ирдоматке – Борисов день – 6 августа.
Была в Ирдоматке и школа, начальная – 4 класса. Всех детей учила одна учительница. Школа размещалась на втором этаже двухэтажного дома в середине деревни, а на первом этаже была сыроварня. (Приложение – слайд 23).

13. Итог:

– Как называется край, где мы живем?
– Какова природа области?
– Как необходимо охранять окружающую среду в области?

14. Оценивание учащихся с комментированием

15. Домашнее задание: составить рассказ о нашей области по плану:

  • Положение области
  • Природа области
  • Экономика области
  • Охрана окружающей среды в области.

Литература:

1. Атлас Вологодской области. Под редакцией Е.А. Скупинова. Санкт-Петербург, ФГУП «Аэрогеодезия», Череповец, ООО «Порт-Апрель», 2007.
2. Бурова Л.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. «Родной край». М., «Технологическая школа бизнеса», 1998.
3. Вологодская энциклопедия. Вологда: ВГПУ, издательство "Русь", 2006