«Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать».
Джанни Родари.
Цели:
- повторить пройденный материал;
- отработать и закрепить приобретённые навыки и умения.
ХОД УРОКА
I. Психологическая разминка
Учитель: Быстро ответь на следующие вопросы:
1) Первый месяц осени… (Сентябрь)
2) Утром люди завтракают, а вечером… (Ужинают)
3) Днём на улице светло, а ночью… (Темно)
4) Для карандаша – это пенал, а для автомобиля…
(Гараж)
5) По морю плыли 5 акул. Они увидели косяк рыб и
нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море?
(5)
6) Наступил долгожданный декабрь. Сначала зацвели
две яблони, а потом три сливы. Сколько деревьев
зацвело? (0)
7) Исправь ошибки:
– Наевшись рыбы до отвала, на море гайка
отдыхала. (Чайка)
– Возле дома на дорожке, воробьи клевали брошки.
(Крошки)
– Муравей нашёл травинку и взвалил её на свинку.
(Спинку)
– Волкам и беркутам на страх, кабан пасёт
овец в горах. (Чабан)
– Ехал дядя без жилета, заплатил он штраф за
это. (Билета)
– Пугал людей окрестных сёл, паривший в воздухе осёл.
(Орёл)
– В гости спешил человек налегке, связку баранов
держал он в руке. (Баранок)
Учитель: Ребята, что вы заметили в этом задании?
Ученики: Интересные, странные вопросы .
Учитель: Что значит странные?
Ученики: Необычные, непонятные, вызывающие недоумение .
Учитель: Хотите, мы заглянем в комнату странных вещей? Как вы думаете, что мы там увидим?
Ученики: Конечно, хотим, наверное, там что-нибудь интересное, незнакомое.
Учитель: Сейчас нам понадобится ваша сообразительность, внимание, оригинальность.
II. Игра «Замочная скважина»
Учитель: Перед нами замочная скважина в дверце, которая ведёт комнату странных вещей (даётся ватман бумаги с вырезанным круглым окошечком по середине и картинки, которые ребята пока не видели). Посмотрим в неё.
Ребята рассматривают данные им неизвестные картинки в «окошечко» на ватмане. Стараются, как можно точнее передать словами рисунок, затем убирают «скважину» и сравнивают их с оригиналом.
III. Задания
1. Учитель: Кое-что мы уже увидели в комнате через замочную скважину. А теперь давайте подберём к дверце ключик. Мы знаем, что этот ключ жёлтого цвета с тремя зубцами и одной дырочкой.
Ребятам предлагают рассмотреть ключики и выбрать тот, который подойдёт к двери. (На картинке ключики, ребята подбирают рисунок на ключике и дверной скважине)
2.Учитель: Дверца открыта. Перед нами комната, как комната, но здесь написаны какие-то странные слова. Ребята, да это мышь. Это она объела все буквы и теперь мы не можем прочитать написанное. Она проглотила волшебную таблетку и стала невидимой. Натворила делов. Давайте попробуем восстановить запись. Кто поможет прочесть?
Ученики: Странные вещи.
Учитель: А как сделать так, чтобы кот поймал нашу невидимую мышь?
Ученики: Можно посыпать пол манкой, мышка побежит, и мы увидим следы. Можно положить ей кусочек сыра, мышка съест, и мы увидим этот сыр в животе у неё.
3. Учитель: А вот и кот! Но который из всех наш, который мечтает о мышке?
Дети смотрят на рисунки и выбирают нужного кота (у этого кота в глазах отражаются мышки).
Учитель: Ну что же кот выбран, он то и поймает мышь .
IV. Физминутка «Курочка по зёрнышку …»
V. Игра «Свалка чудес»
Учитель: Здесь собраны странные вещи, они очень похожи на наши вещи, но названия у них не такие, к каким мы привыкли:
Верёвочка – бельёвочка
Зебра – лошадь – матрас
Тележка – возилка
Птичка – чиричка
– А как можно назвать эти вещи:
Стакан – …
Расчёска – …
Ложка – …
Ножницы – …
Носовой платок – …
Сапоги – …
Ребята рассматривают вещи и придумывают им названия: Ложка – супоежка, кашемешалка; расчёска – волосыубиралка; ножницы – рубаки и т. д.
VI. Задания:
1. Учитель: Неразбериха во всём. Всё запутано.Всё кверху дном. Найди лишний предмет. Объясни почему?
Раздаются карточки с картинками:
а) Таракан, сова, муха, муравей (сова)
б) Яблоко, лимон, гриб, ягода (гриб)
в) Чайник, кружка, очки, ложка ( очки)
г) Линейка, ластик, циркуль, вилка (вилка)
Ребята работают в группах, защищают свои ответы.
2. На стенде – рисунок.
Учитель: Найди лишний предмет. Докажи.
3. Учитель: Рассмотри внимательно рисунок.
Почему же эти предметы странные?
Ученики: С этими предметами происходит непонятное, у них у всех то что-то лишнее, то чего-то не хватает: у коровы нет ушей, у лебедя – куриные лапы, у краба нет клешней и т. д.
VII. Работа с книгой
Учитель: Посмотрите внимательно на картинку. Что же связывают эти два предмета: семечко – подсолнух?
Ученики: Из семечки вырос подсолнух.
Учитель: Рассмотри рисунки в учебнике. Соедини пару предметов, восстановив взаимосвязь: что было – что будет. (Информатика, часть 1, стр. 47, № 33).
VIII. Игра: «Сказка на ночь»
Учитель: Странная комната, странные вещи и даже сказки здесь тоже странные. Узнайте эту сказку. Читается сказка только по первым слогам.
«– Жи… бы… де… и ба… И бы… у ни… Ку… Ря…. Сн… Ку… я… не про…, а зо… и т.д. »
Ученики: Это сказка «Курочка Ряба».
IX. Задания
1. Странные фотографии
Учитель:
Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей! »
Мышь пищит:
«Боюсь немножко,
что увидит снимок кошка ».
«Уколю, – грозится ёж, –
если снимка не пришлёшь! »
– Почему трудно снимать зверей?
Ученики: «Своя просьба у каждого зверя».
Дети рассматривают рисунок птицы, которая поменяла свои части тела на части тела других птиц (стр. 32 № 71.)
Учитель: Отгадай кто это и у кого эта птица выменяла свои части тела?
2. Необычные счёты
Учитель: В необычной комнате – необычные счёты. И считать надо по необычному, каждый раз повторяя, что уже считал (один цветок; один цветок, одна груша; один цветок, одна груша и т.д.)
3. Учитель: Пора возвращаться домой, закроем дверь. Найди неизвестный рисунок – это код к нашей странной дверце.
IX. Игра «Поезд»
Учитель: А вернёмся мы домой на
странном поезде. Есть паровоз. Каждая картинка –
вагон. У настоящего поезда вагончики скрепляются
друг к другу, чтобы не расцепиться на ходу. Наши
вагончики тоже должны быть скреплены, но
скреплены каким – либо общим признаком: жук –
бабочка (насекомые), – рыба (животные), –
водовозка (связаны с водой), – трактор (транспорт)
и т.д.
На стенде появляются картинки: щука – лейка –
машина – сапоги – мяч – кукла – человек – рыба
– корабль.
Ребята находят признаки этих слов, которые связывают их между собой.
Учитель: Ну вот мы и в классе, где тоже много странных вещей. Чтобы их увидеть, надо прислушаться, приглядеться и вдуматься.