Можно ли назвать опорой Александра II монархистов и либералов?

Разделы: История и обществознание


Данный урок составлен по технологии развития критического мышления применяются разнообразные методы и способы изучения нового материала. Основная цель урока: создание условий для рассмотрения особенностей либерального движения в 60-70 гг. 19 века и основные идеи консервативного движения. Урок проводится по схеме- презентации. Учитель ведет постоянный диалог, рефлексирует все этапы урока. Основные материалы урока - сравнительная таблица, текст учебника, дополнительный библиографический материал и иллюстрации к уроку.

Цели:

  • Создать условия для рассмотрения особенностей либерального движения в 60-70 гг. и основные идеи консервативного движения;
  • Создать условия для формирования понятий: консервативное, либеральное движение,
  • Создать условия для изучения материала при помощи исследовательской деятельности развивать умение выделять
  • главное, определять и объяснять понятия.
  • Создать условия для применения причинно-следственных связей, знаний терминов и выдающихся исторических деятелей;
  • создать условия для формирования собственной точки зрения на решающую проблему, учиться аргументировать свою позицию;
  • Создать условия для погружения в историческую действительность

Тип: Изучение нового материала с применением ТРКМ

Оборудование:

  1. Л.М. Ляшенко «История России XIX века» М.Дрофа, 2005г + м/п Е.В. Колганова «Поурочные разработки по истории России XIX век» М. Вако-2004,-287с.
  2. Л.П. Пятецкий «История XIX века».М. «Московский лицей»1995,164с.
  3. Энциклопедия «История России»
  4. Всемирная история
  5. Схемы, таблицы
  6. Диск «История России» статьи консерваторы, либералы
  7. Интернет - ресурсы: http://ru. Wikipedia. org/ wiki1885 (интернет-энциклопедия «Викепидия» статьи, портреты: Кропоткина, Победоносцева, Каткова, Чичерина)

Презентация к уроку

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Кроссворды по теме «Александр II».

Собрать на проверку.

III. Вызов

Мы изучили политику Александра II.

Внутреннюю

и

Внешнюю

Реформы:

  • Отмена крепостного права
  • Земская
  • Судебная
  • В области образования
  • Военная

 

 

Отношения с Европой.

Присоединение Средней Азии.

Русско-турецкая война

А сегодня будем изучать:

  • Во время правления Александра I: Декабристы – радикально-демократическое.
  • Во время правления Николая I: Триада Уварова- консервативное; Западники и славянофилы- либеральное; Студенческие кружки - радикально-демократическое.

Мы будем изучать общественное движение во время правления Александра II.

Проблема: «Можно ли назвать опорой Александра II монархистов и либералов?»

- Дайте определение двум направлениям общественного движения: либеральному и консервативному.

Консервативное (монархическое) направление - отстаивающее неизменность политического строя, быта и т. д.

Либеральное направление - сторонники демократических свобод.

Что бы лучше понять об общественных течениях времени правления Александра 2 мы будем работать со сравнительной таблицей.

Чертим в тетради таблицу.

Вопросы для сравнения

Монархисты
(консерваторы)

Либералы

Лидеры и их взгляды

Катков Михаи́л Ники́форович

Победоносцев Константин Петрович

Бори́с Никола́евич Чиче́рин

Константин Дми́триевич Каве́лин

 

Отношение к самодержавию

 

 

Отношение к реформам

 

 

Было ли согласие в лагере …..

 

 

Составить синквейн

 

 

 

 

 

Лидеры консервативного (монархического) и либерального течения 60-80-х годов XIX века.

 Константин Петрович Победоносцев (21 апреля (3 мая) 1827, Москва — 10 (23) мая 1907, Санкт-Петербург), российский государственный деятель, ученый-правовед, публицист. Преподавал законоведение наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II . Идеолог самодержавия. Автор историко-юридических трудов. Отстаивая в начале 1860-х годов ряд либеральных принципов (гласность, отделение суда от администрации), но на основе консерватизма. Политические и философские взгляды Победоносцева неприятие индивидуализма и всего нового, критика западноевропейской культуры и политических форм, опора на характерные для русского народа предпочтение веры и приверженность традициям.

Михаи́л Ники́форович Катко́в (1818-1887, село Знаменское Подольского уезда Московской губернии) — русский публицист, издатель, литературный критик. Редактор газеты «Московские Ведомости», основоположник русской политической журналистики. С началом преобразований Александра II даже самый характер Каткова решительно переменился. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в частности, нацеленных на утверждение так называемого «классического» образования (с преподаванием древних языков и главным образом гуманитарных предметов). Катков - консерватор. Для сохранения единства империи Катков считал допустимыми любые средства. Катков доказывал губительность для России даже проводимых реформ. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Но это не значило, по мнению Каткова, что страна перестанет быть аграрной, а дворянство не останется опорой престолу.

Бори́с Никола́евич Чиче́рин (26 мая (7 июня) 1828, село Караул, Кирсановский уезд Тамбовская губерния — 3 (17) февраля 1904) — русский правовед, философ и историк. Почётный член Петербургской Академии наук (1893). Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа. Чичерин резко осуждал революционное движение, так, же не случайно было и то, что он явился в Московском университете лидером (тогда немногочисленной) группы либеральных профессоров.

Константин Дми́триевич Каве́лин 1818-1885, Санкт-Петербург — русский историк, правовед и социолог, публицист. В 1857—1861 профессор Петербургского университета. В 1840-е был близок Т. Н. Грановскому, А. И. Герцену и занимал западнические позиции. В 1855 составил и распространял в списках «Записку» об освобождении крестьян с землёй за выкуп в пользу помещиков при содействии государства. Это повело к отстранению Кавелина от чтения лекций наследнику престола по истории и правоведению. С либеральных позиций поддерживал подготовку и проведение крестьянской реформы. Сторонник реформ, период усиления революционного движения он категорически отвергал тактику революционного террора. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником административных реформ, проводимых "сверху" (правительством).

 Консерваторы
(монархисты)

Вопросы для сравнения

Либералы

1. Работаем с раздаточными материалами

А) прочитать

Б) определить к какому течению относится эти лидеры?

В) выписать их идеи, взгляды.

Время выполнения 7 минут

Катков Михаи́л Ники́форович

Для сохранения единства империи Катков считал допустимыми любые средства. Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Но это не значило, по мнению Каткова, что страна перестанет быть аграрной, а дворянство не останется опорой престолу.

Победоносцев Константин Петрович
Политические и философские взгляды Победоносцева неприятие индивидуализма и всего нового, критика западноевропейской культуры и политических форм, опора на характерные для русского народа предпочтение веры и приверженность традициям.

Лидеры и их взгляды

Чиче́рин Бори́с Никола́евич

Твердо и неуступчиво защищая права личности, Чичерин связывал с этим идею «порядка» — он очень сознательно стоял за твёрдую власть, решительно и резко осуждал все проявления революционного духа.

Каве́лин Константин Дми́триевич

Сторонник реформ, период усиления революционного движения он категорически отвергал тактику революционного террора. В политическом плане Кавелин всегда оставался сторонником административных реформ, проводимых "сверху"

 Не были противниками проведения реформ, сколько ограждать императора от влияния либералов, не допускать ущемления прав дворянства.

Как восприняли начало проведения Великих реформ?

 Поддерживали правительство в проведении реформ, активно участвовали в подготовке крестьянской реформы.

2. Работа с учебником

Первый ряд работает по заполнению сравнительной таблицы с идеями монархистов (консерваторов).

С последнего абзаца стр. 152-153.

Второй ряд работает по заполнению сравнительной таблицы с идеями либералов

Стр. 153-154

Время выполнения 15 минут

Поддержка

Отношение к самодержавию, правительству

Критика

Свертывание реформ

Отношение к реформам

Продолжение реформ

Нет. Одни доказывали губительности либеральных и уж тем более радикальных идей, которые разрушают «народность» и ведут к революции. Другие думали о проведение реформ, но только консервативных.

Было ли согласие в лагере…

Нет. Одна часть либералов была удовлетворена реформами и поддерживала правительство. Другая же часть либералов понимала ограниченность реформ, пыталась добиваться их продолжения. Это способствовало дальнейшему размежеванию либерального движения.

Составить синквейны «Монархисты» и «Либералы»

IV. Рефлексия.

  1. Афиширование работы с таблицей.
  2. Синквейны «Монархисты» и «Либералы»
  3. « Можно ли назвать опорой Александра II монархистов и либералов

Вывод: В начале правления Александра II получил одобрение реформ и консерваторов-монархистов и у либералов. Но продолжая свои реформы Александра II, все больше сталкивался с не пониманием со стороны, как со стороны консерваторов, так и со стороны либералов. Каждое общественное течение искало только свою выгоду в реформах и по-этому не могло быть опорой самодержавию.
Оценки.

V. Домашнее задание п. 27 стр.156 «Кто прав?» +сообщение о лидерах монархистов и либералов.