В настоящее время уже невозможно представить себе современный мир без компьютера. Использование компьютера предоставляет новые возможности повышения заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка, способствует их коммуникативной активности и компетенции, а также способности к межкультурному взаимодействию и, в дальнейшем, к самостоятельному получению необходимой информации и дальнейшему изучению иностранного языка.
Наибольшие возможности самостоятельной работы по предмету предоставляет Интернет. Учащиеся имеют возможность поработать над грамматикой, улучшить свои лексические знания, найти интересные материалы в качестве дополнительной информации, посмотреть видеозаписи или послушать аудиотексты.
Важно отметить и такой немаловажный аспект при работе с ресурсами Интернета как тот, что «ученики могут работать в собственном временном ритме. Кроме того, это даёт возможность самостоятельной работы по предмету и самостоятельного управления процессом обучения» [Макаревич 2006: 38].
Самой распространенной проблемой на уроке всегда является малый словарный запас учащегося. Пополнить его или усовершенствовать можно с помощью таких сайтов, как
- www.duden.de
- www.canoo.net
- www.pc-bibliothek.de
А проверить знание лексики по определенной теме учителю будет очень удобно, а детям очень интересно и занимательно в различных видах работы на сайте www.allgemeinbildung.ch.
Наиболее востребованы для самостоятельной работы сайты, посвящённые грамматике немецкого языка. Они активно используются учащимися для подготовки к контрольным работам или для отработки грамматических правил. Одним из несомненных плюсов работы с грамматическими сайтами является то, что учащийся сразу же по выполнению заданий видит свой результат, а на некоторых сайтах и объяснение допущенных ошибок.
Самым интересным и часто посещаемым является сайт http://www.ralf-kinas.dе.
Данный сайт предоставляет разнообразные упражнения на отработку различных аспектов грамматики. Здесь представлены как небольшие тесты (15 вопросов), так и задания повышенной сложности (текст с пропусками слов). На этом сайте можно найти также тесты по страноведению и зарегистрироваться для поиска партнёра по переписке.
Следующие сайты предоставляют возможность поработать над практическим применением знаний по определённым темам:
- http://people.colgate.edu/dhoffmann/text/Grammatik200/
- http://www.iik.de/uebungen/uebungsseite/uebliches/menue_uebung.html.
Здесь даются упражнения по конкретным грамматическим темам. Упражнения – небольшие по своему объёму, что позволяет учащимся использовать их в качестве закрепления материала или проверки понимания темы.
Учащиеся среднего и старшего звена могут воспользоваться материалами таких сайтов, как
- www.deutsch-lernen.com/virtual/e_test_kurz.htm,
- www.goethe.de/cgi-bin/einstufungstest/einstufungstest.pl,
- http://www.deutsch-uni.com.ru/grammatische_teste/begin_of_test.php,
- http://deutsch-uni.by.ru/check/check_1.shtml
- www.goethe-verlag.com/tests
Это - общеязыковые тесты, которые помогают учащимся самостоятельно проверить свои знания при подготовке к тестам или контрольным работам.
Учащиеся среднего звена обучения часто используют для отработки правил и снятия грамматических трудностей сайты, составленные русскоязычными авторами. Из этих сайтов хотелось бы отметить такие, как
- http://www.studygerman.ru/online/phrasebook/
- http://grammade.ru/index.php.
Основной отличительной особенностью наших сайтов является то, что, помимо тестовых заданий, на них представлен также материал по грамматике, который даёт возможность повторить необходимое правило перед выполнением упражнений. Кроме того учащиеся могут здесь найти тексты с заданиями и небольшие диалоги по разным темам.
Учащиеся младшего и среднего школьного звена с удовольствием работают с такими сайтами как
- www.kindernetz.de,
- www.kindersache.de,
- www.kidsweb.de,
- http://www.kika.de,
- http://www.him.si/katja/kinder.php.
Самой главной особенностью детских сайтов является их оформление: эти сайты очень красочные, со множеством спецэффектов. Их задача – заинтересовать ребёнка, включить его в познавательную деятельность, предоставить ему полезную информацию и привить необходимые навыки так, чтобы он в процессе не потерял интерес к данному виду деятельности или информации. Такие сайты используют анимацию, игры, видеосюжеты.
Сайты для подростков по сравнению с детскими сайтами содержат больше статей, дают больше возможностей для обмена информацией. Наряду с развлекательной информацией здесь уже появляются и серьёзные темы: политические и культурные события в стране и мире, проблемы, спорт, общение со сверстниками. Наиболее интересными могут быть следующие сайты:
- http://www.jugendmedien.de
- http://www.kaleidos.de/alltag
- http://www.treffmagazin.de/
- http://www.to4ka-treff.de
- http://www.sowieso.de
- www.schuelerlexikon.de
- www.tafelwerk.de
- www.eigenes-schulbuch.de
Помимо учебной, распространенным видом внеурочной деятельности учащихся является научно-исследовательская работа. Учащиеся младшего и среднего учебного звена работают над небольшими докладами и сообщениями, а, начиная с 7 класса, активно включаются в написание рефератов и НИР. Одним из решающих моментов для того, чтобы учащиеся заинтересовались данным видом деятельности, является то, что они разрабатывают темы, практически не затронутые учебной программой. При работе над выбранной темой Интернет оказывает большую информационную поддержку: работа с неадаптированными источниками, наглядность и красочность, возможность выбора материала – всё это способствует повышению заинтересованности учащихся во внеурочной деятельности по предмету.
В настоящее время в Интернете представлено огромное количество страноведческой информации. Такую информацию можно найти как на немецкоязычных, так и на отечественных сайтах. Сайты
- http://www.derweg.org,
- http://www.dw-world.de,
- http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm,
- http://www.klick-an.hagemann.de,
- http://deutsch.passivhaus-info.org,
- http://www.franklang.ru
посвящены Германии, её культуре, событиям и достопримечательностям. На сайтах
- http://www.derweg.org/,
- http://www.dw-world.de,
- http://www.klick-an.hagemann.de
- www.grenzenlos-life.de
- www.medien-aktuell.de/suddeutschezeitung
- www.taz.de
можно найти актуальную информацию о политической и культурной жизни Германии, посмотреть видео ролики на разные темы, больше узнать про федеральные земли и их достопримечательности. Ссылки на сайты федеральных земель Германии даются и на отечественном сайте http://deutsch.passivhaus-info.org.
Здесь можно найти и другую полезную информацию по разным темам (грамматика, история). На сайте Ильи Франка http://www.franklang.ru выложены книги немецких писателей, в том числе и современных, многие из которых даны на двух языках. Кроме того здесь есть аудиотексты, которые можно скачать и прослушать и очень много различных ссылок на немецкие журналы, газеты, телеканалы.
http://bestedeutschlehrerin.narod.ru/DeutschlandWebcam.htm. На данном сайте можно при помощи веб-камеры посетить различные города Германии. Кроме того видеосюжеты выложены и на сайте http://www.kaleidos.de в разделе WebcamsundCity-Infos.
Очень популярен и такой вид внеурочной деятельности учащихся как участие в различных языковых конкурсах и олимпиадах. Так как они принимают решение по поводу участия в таких конкурсах самостоятельно, то этим видом деятельности занимаются учащиеся с разным уровнем подготовки и разными знаниями по предмету. Особенно интересны творческие задания т.к. они позволяют раскрыть творческие способности учащихся и стать им более уверенными в своих знаниях и возможностях общения на языке. Помимо Всероссийской эвристической олимпиады «Эйдос» и конкурсов проводимых Гёте-институтом и другими организациями, хотелось бы отметить и такие возможности как участие в немецкой викторине по Рождеству или написание открытки с поздравлениями на Пасху. В настоящее время заработал ещё один сайт http://malzland.ru, на котором можно поучаствовать в конкурсе по переводу.
Таким образом, можно проследить изменение динамики сложности заданий: от тренинга, определяемого учителем (набор заданных упражнений), до самостоятельного подбора упражнений; от работы с текстом (по аналогии с книгой, по заданию учителя) до самостоятельного поиска, отбора и анализа и синтеза информации (НИР), т.е. путь от навыка/умения до формирования компетенции (по принципу «учись учиться»).
В современных условиях учитель–предметник должен уметь пользоваться не только традиционными учебными пособиями, но и информационно–коммуникативными технологиями. Всемирная сеть, электронные образовательные ресурсы могут стать хорошим подспорьем как учителю, так и ученику.