Подготовительный факультатив по математике

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

Программа адаптирована в соответствии стандартам общего образования, основным положениям концепции профильной школы и позволяет реализовать требования, изложенные в образовательных стандартах.

Данный курс предусматривает углубленное изучение математики в темах «Алгебраические уравнения, неравенства, системы уравнений», «Текстовые задачи», «Функции и графики функций», «Тригонометрические уравнения и неравенства», «Показательная и логарифмическая функции», «Методы решения планиметрических задач».

Материал выходит за рамки базового уровня обучения, направлен на расширение и углубление математических знаний учащихся.Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих алгоритмическое мышление учащихся.Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности повышенный, существенно превышающий обязательный.

Особое место занимают задачи, требующие применения учащимися знаний в нестандартной ситуации.

Учащиеся, сделавшие осознанный выбор профиля, связанного с математикой, при изучении данного курса смогут углубить свои знания, приобретут умения решать нестандартные задания, в том числе и содержащие модуль и параметр. Это позволит им успешно пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и продолжить в дальнейшем обучение.

Цели факультатива.

  1. Овладение алгоритмом решения различных уравнений и неравенств нестандартного типа.
  2. Развитие исследовательских умений и навыков.
  3. Воспитание потребности, осознанности в углублении знаний и успешной сдачи ЕГЭ.

Задачи изучения факультативного курса.

  1. Развитие исследовательских умений и навыков посредством формирования умений исследования задания и нахождения способов его решения.
  2. Овладение знаниями, умениями и навыками в решении уравнений, систем уравнений и неравенств различного вида, заданных в нестандартном виде.
  3. Овладение навыками решения уравнений, содержащих модуль и параметр.
  4. Формирование умений построения графиков различных функций и их исследование.
  5. Формирование умений использования графического метода решения уравнений.
  6. Развитие мотивации к собственной учебной деятельности.
  7. Развитие навыков самоконтроля и самопроверки.
  8. Формирование познавательных, коммуникативных и информационных компетенций.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  1. Усвоить методы решения уравнений разного типа.
  2. Овладеть навыками исследования функции и построения графиков.
  3. Овладеть навыками решения текстовых задач , в том числе и нестандартных с использованием разных методов.
  4. Усвоить методы решения неравенств различного вида.
  5. Овладеть основными геометрическими приёмами и методами решения планиметрических и стереометрических задач.
  6. Овладеть методами решения нестандартных алгебраических уравнений и неравенств, параметр и модуль.

Основное содержание курса.

Тема Часы Форма проведения
  Блок 1. Алгебраические уравнения, неравенства, системы уравнений 14 Лекции и практикумы
1 Основные принципы решения уравнений: равносильные преобразования, преобразования, при которых появляются посторонние корни, исключение посторонних корней. 1
2 Основные методы решения уравнений : разложение на множители, замена неизвестного. 2
3 Иррациональные алгебраические уравнения. 2
4 Системы уравнений, общие принципы и основные методы решения: алгебраические преобразования систем, подстановка, исключение неизвестных, разложение на множители, замена неизвестных. 3
5 Общие принципы решения неравенств. Основной метод – метод интервалов. 2
6 Уравнения и неравенства с модулями. 3
7 Зачёт. 1
  Блок 2. Текстовые задачи 8  
1 Основные типы текстовых задач: на движение, на работу, смеси и сплавы. 2 Практикум.
2 Задачи на проценты. 2
3 Нестандартные текстовые задачи: задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида (ограничения в виде неравенств, целочисленность неизвестных и т. д.), нестандартные методы решения. 3
4 Контрольная работа 1
  Блок 3.Функции и графики функций. 10  
1 Построение графиков функций без помощи производной. Линейные преобразования функций и графиков, модуль функции и функция от модуля. Построение графиков сложных функций. 4 Учебная лекция
2 Исследование функций: возрастание, убывание, точки максимума и минимума, чётность, периодичность, область определения и значения функций. Асимптоты функции.. 4 Практикум
3 Защита зачётных заданий. 2  
  Блок 4. Тригонометрические функции. 12  
1 Преобразование тригонометрических выражений 2 Контрольная диагностика
2 Тригонометрические уравнения и способы их решения. 2
3 Нестандартные приёмы решения тригонометрических уравнений. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. 3 Лекция, практикум
4 Тригонометрические уравнения, содержащие модуль или параметр. 3  
5 Семинар 2  
  Блок 5. Показательная и логарифмическая функции. 14  
1. Вычисление и сравнение значений показательной и логарифмической функций 2 Практикум
2 Основные принципы и методы решения показательных и логарифмических уравнений: логарифмирование и потенцирование уравнений, переход к одному основанию, типичные замены. 3
3 Показательные и логарифмические неравенства, основные методы их решения. 3  
4 Уравнения, неравенства смешанных типов (включающие алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические выражения). 4 Учебная лекция
5 Зачёт 2  
  Блок 6. Методы решения планиметрических задач. 10  
1 Основные этапы решения геометрических задач: построение чертежа, выявление особенностей, выбор пути и метода решения, техническая реализация, анализ полученного результата. 2 Контрольная диагностика
2 Опорные планиметрические задачи 2  
3 Основные геометрические приёмы и методы решения задач: дополнительные построения, геометрические преобразования, метод подобия, метод площадей, метод вспомогательной окружности и другие. 5 Лекция, практикум
4 Контрольная работа 1  

Используемая литература.

Для учителя.

  1. Шилов Г.Е. Что такое функция. Математика в школе №1 2003 г.
  2. Смирнова Р.И. О периодичности и непериодичности функций. Математика в школе №1 2002г.
  3. Дворянинов С.В. Некоторые замечания об изучении функции в школе. Математика в школе №5 1994г.
  4. Дворянинов С.В. Дробно-квадратичная функция в школьном курсе математики. Математика в школе №4 1997г.
  5. Дворянинов С.В. О построении графиков сложных на основе свойств монотонности функций. Математика в школе №4 1988г.
  6. Борисова С.М. Нахождение области значений функции. Математика в школе №5 1995г.
  7. Артемьева Т.В. Функционально-графический метод решения уравнений. Методические рекомендации. Иркутск 2005г.
  8. Гельфанд В.И. Функции и графики. М . Наука 1983г.
  9. Пухначёв Ю.В. Учись применять математику. Математика без формул. М. Знание 1979г.
  10. Олехмик С.М. Уравнения и неравенства.(нестандартные методы решения).Дрофа 2001г.
  11. Ястребинецкий О.Д. Уравнения и неравенства, содержащие параметр. Просвещение 1982г.
  12. Шахмейстер М.И. Задачи с параметром в ЕГЭ. Москва 2004г
  13. Газета «Математика» №4, 6, 7, 1998г, №5 1995г., №3, 12 1996г, №5, 47 2001г, № 6,36, 27, 41, 18 2002г. №3, 2, 18, 23, 33, 2004г.
  14. Журнал математика для школьников №1 ,2, 3, 4, 2005г. №1, 2, 3, 4, 2006г. №2, 3, 4, 2007г. №1, 2, 3, 4, 2008г. №1. 3. 2009г.

    Библиотека учителя математики:
  15. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. Москва 2004г.
  16. Уравнения и неравенства с модулем и методика их решения. Москва 2007г.
  17. Математика. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ. Волгоград 2007
  18. Математика. Решение заданий ЕГЭ высокой степени сложности, основные методы и приёмы. Волгоград «Учитель» 2009г.

Литература для учащихся:

  1. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Просвещение 1991г. (12 экземпляров).
  2. Избранные вопросы математики. Факультативный курс. 1990г. (10 экз.)