Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нём приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет.
Адольф Фридрих Дистервег
Данная публикация содержит часть теоретического и практического материала экспериментальной работы по созданию и апробации модели продуктивного обучения, способствующей развитию творческой активности учащихся и управленческого сопровождения развития проектов.
Материалы создавались в рамках Муниципальной экспериментальной площадки МОУ гимназии №11 под эгидой кафедры экспериментальной деятельности в образовании АПК и ППРО по теме эксперимента «Образовательная среда как совокупность педагогических условий, способствующих накоплению педагогами и учащимися диалогического опыта в процессе совместной деятельности». Автор данного материала является учителем-экспериментатором, работающим над темой «Технологии и формы создания диалоговой среды гимназии: метод проектов как творческий и активизирующий компонент в обучении школьников».
Сегодняшнюю ситуацию в образовании можно проиллюстрировать, обратившись к словам психолога и педагога XIX – нач. XX в. П. Ф. Каптерева. Он говорил о том, что в истории педагогики во все времена в качестве новых высказывались по существу одни и те же педагогические идеи: необходимость поддержки активности ребёнка, его самостоятельного развития, необходимость учёта его особенных способностей и склонностей. Но при этом образование часто представляет собой борьбу против этих идей, оно стремится втиснуть человека в заранее заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке в овладении океаном знаний.
Сегодняшний поток информации, который, по нашему мнению, необходимо усвоить ученику, огромен, и дети интуитивно, стремясь обезопасить себя, воздвигают плотину, которой отгораживаются и от преподносимых знаний и опыта прежних поколений, и от нас учителей, как носителей этих знаний.
Стремление разорвать этот замкнутый круг, цепочку противоречий довольно часто подталкивает педагогов, в том числе и меня, прибегать к новым педагогическим технологиям, где успешно реализуются принципы информационного взаимодействия, результатом которых являются творческая самореализация личности.
Обучать и воспитывать можно разными способами. Продуктивная проектная деятельность может стать не только имиджевой технологией, которую освоил учитель, но и гибким инструментом достижения различных педагогических целей, реализацией творческого потенциала учителя и его учеников.
Почему проектная деятельность, почему продуктивное обучение, почему творческая активность и интеграция предметов?
Нарастающий темп перемен – характерная черта нашего времени. Стремительно изменяется экономика всего мира, а вместе с нею и всё человеческое сообщество. Появляются новые технологии, производятся новые продукты, меняются потребности. В таких условиях трудно рассчитывать на то, что одни и те же способы работы будут обеспечивать нам постоянный успех. В наше время надо быть готовым к тому, что удачный сегодня способ деятельности уже в обозримом будущем может оказаться совершенно непригодным. Продукт, который сейчас кажется безусловно ценным, уже завтра может быть вытеснен более эффективным заменителем.
Это означает, что мы всё чаще сталкиваемся с необходимостью в ограниченный период времени перестраивать нашу деятельность, а результатом такой работы становится появление принципиально новых продуктов. При этом нам приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности и ограниченных ресурсов. В выигрыше оказываются те, кто способен постоянно разрабатывать и производить значимые уникальные продукты.
Хотя само по себе знание проектной деятельности еще не гарантирует жизненный успех, но эффективное практическое применение проектирования, безусловно, входит в число существенных конкурентных преимуществ. Сейчас, в условиях информационного взрыва, усиления глобальной конкуренции для молодого человека вступать в активную жизнь без понимания сути проектной деятельности не только несовременно, но и опасно. Знания, умения и навыки разработки и реализации проектов помогают выжить и добиться успеха несмотря ни на какие кризисы. И тот, кто развивает у себя способность эффективно управлять проектами и создавать уникальные продукты закладывает надежный фундамент своего жизненного успеха!
Чтобы помочь ученикам добиться успеха, в нашей гимназии и осуществляется попытка превратить сотрудников гимназии в единый педагогический коллектив с единым пониманием цели и смысла собственной деятельности, как развития личности учащихся. Чтобы педагог, работая в диалоге, не подменял развитие способностей, творческой активности, мировоззрения ребенка задачей совершенствования в своей узкой предметной области, а понимал и принимал приоритет субъективно ценностных отношений и достижений.
Что же в образовательной деятельности в самых разных областях может явиться единым объединяющим моментом, и каков путь наиболее эффективного развития личности учащихся и их самореализации? На мой взгляд, таким объединяющим началом может служить проектно-исследовательская деятельность и творческая активность учащихся. При этом необходимо делать акцент на понятии «активность», т.к. одна из главнейших задач образовательного учреждения, его воспитательная функция состоит в социализации личности. Включение в деятельность предполагает развитие, самореализацию личности ученика и предполагает широкий спектр общения, а также осознание того, что ты не первый, перед кем встала эта проблема, понимание разнообразия путей, которыми эта проблема решалась предыдущими поколениями. Т. е. вокруг предметной деятельности формируется еще эмоционально и культурно насыщенная среда.
А.В. Леонтович (директор «Донской гимназии» г. Москвы), выступая на методическом семинаре: Методология учебного проекта Московского института открытого образования в статье «К вопросу о развитии творческой активности учащихся» [1] выстраивает такую схему творческого процесса:
1-й этап характеризуется включением ребенка в некую культурно деятельностную среду. Этот этап формирует мотивацию – главную предпосылку активности, вызывает стремление к творчеству. На 2-м этапе происходит собственно акт творчества. И третий этап характеризуется приведением нового видения исследуемого явления, результата творчества к общепонятным формам (продукту).
Из этой схемы вытекает две задачи образовательного учреждения при развитии творческой активности.
Первая – в проектировании и реализации культурно-образовательной среды, внутри которой происходит выход на творчество (независимо от конкретного предмета).
Вторая – в обучении общим технологическим навыкам представления нового сущностного видения и представления в виде понятных и общепринятых продуктов.
Задача воспитания творческой активности как культурного качества личности, таким образом, сводится к:
- проектированию образовательной среды, задачи которой стояли бы в зоне ближайшего развития учащегося;
- обучению техникам работы с материалом;
- высвечиванию предмета деятельности с исторических, предметных, культурологических и др. позиций;
- к индивидуальной работе с учащимися по наиболее адекватной фиксации и представлению продуктов творчества.
Рассмотрим это на примере проектной деятельности учащихся и реализации технологического подхода к организации интегрированного урока (литература, информатика).
В данном случае образовательный процесс происходит на основе разработки и осуществления проекта «Серебряные страницы» в рамках школьной программы (11 класс). Литература – тема «Поэзия серебряного века». Информатика – тема «Информационные технологии».
Проект предполагает социальную направленность и сотрудничество с Центральной библиотечной системой города. Ведущей культурной традицией является традиция русской библиотечной среды. Работающие в библиотечной системе сотрудники несут в себе определенную ауру принадлежности к культурной среде – в стиле отношения к собеседнику, особенностях речи, рассказах и т. д. Они заражают ребят значимостью своей деятельности. Не нужно забывать, что для большинства ребят такое общение может явиться единственным окном в “культурный мир”, возможностью равного общения с профессионалами. Значимость приобретает и проектный продукт, (видение которого создается еще на этапе инициации проектной идеи), в нашем случае это создание мультимедийной образовательной коллекции и создание Интернет-страниц, посвященных поэзии и поэтам Серебряного века. В процессе работы происходит проектирование и реализация творческой среды. Одновременно формируются навыки работы с проектными и исследовательскими методиками – важными инструментами современного ученика.
Основной замысел данного проекта представлен на Рис. 1 (приложение 4) как «Дерево целей».
На рисунке вершине данного варианта «Дерева целей» соответствует так называемое видение. Видение (предвидение) – наиболее желанный итог реализации проекта. Это внушающий доверие образ будущего, которое наступит в случае успешного завершения проекта. Видение выполняет роль путеводной звезды, придавая смысл настоящему и стимулируя команду проекта к преодолению трудностей в их работе. Далее следует миссия – предназначение проекта. Миссию можно описать как ответы на вопросы: «Зачем проект нужен тем, кому предназначены результаты его реализации; зачем он нужен людям, которые его выполняют?». Таким образом, учащиеся уже на этапе инициации и планирования находят и формулируют собственные смыслы и цели в общем проекте. Затем следуют стратегические цели, задачи и отдельные задания.
Направляющие вопросы проекта.
Так получилось, что в первой трети ушедшего века в России была группа гениальных поэтов. Эти люди совершили такой переворот в поэзии, и за 20 лет изменили ее так, что многие историки русской литературы думают – русская поэзия и сейчас, видимо, катится по этим рельсам. Что такое Серебряный век русской поэзии? Серебряный век – сиреневая заря начала ХХ столетия, магическое словосочетание для всякого любителя поэзии. Что вмещает в себя это завораживающее понятие и почему оно объединяет таких разных поэтов? Какие литературные течения были? Давайте коротко пролистаем Серебряные страницы…
Основополагающий вопрос проекта:
Действительно ли Серебряный век – литературная вершина ХХ века?
Последовательно заполнив правую колонку таблицы, приведенный ниже алгоритм помогает и учителю и учащему создать матрицу разработки проекта (до этапа реализации).
Этап работы над проектом |
Работа автора проекта |
|
1. Инициация и проблематизация: определение идеи проекта, выделение, формулировка и «присвоение» автором проблемы |
|
|
2. Целеполагание |
||
Содержание этапа |
Примечание |
а) |
а) формулирование цели проекта |
достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта |
|
б) создание образа ожидаемого результата – проектного продукта |
проектный продукт - воплощение найденного автором оптимального способа достижения цели проекта |
б) |
в) формулирование названия (темы) проекта |
формулировка темы должна иметь проблемный характер |
в) |
3. Планирование |
||
Содержание этапа |
Примечание |
|
а) постановка задач, исходящих из цели |
Что делать |
а) |
б) выбор способов работы (технологии) |
Как делать |
б) |
в) определение последовательности предстоящих шагов |
В каком порядке делать |
в) |
г) определение сроков работы |
Когда делать |
г) |
Критериальное оценивание важная составляющая проектной деятельности, поэтому критерии и показатели, по которым будут оценены продукты учащихся и их деятельность в проекте, должны быть разработаны учителем до запуска проекта (Приложение 1).
Эффективный способ запустить самооценивание – предложить ученикам разработать собственные критерии оценивания своих работ. Для того чтобы сделать это ученики должны проанализировать все стороны своего учебного процесса, что ведет к более глубокому пониманию обучения.
Используя самооценивание и рефлексию, ученики учатся оценивать собственную учебу и улучшать ее. Чтобы научиться оценивать собственное обучение, ученики нуждаются в ясных целях обучения, в постоянной обратной связи и в возможности корректировать свою работу, перед тем как ее выполнить. После окончания работы над проектом ученики должны оценить сильные и слабые стороны своей работы, составить план улучшений и объединить оценивание с тем, чему они уже научились. Используя оценивание, ученики становятся более ответственными за свой учебный рост, более вдумчивыми, независимыми, мотивированными и эффективными. Ученическое самооценивание – необходимая часть обучения, поскольку оно подкрепляет усилия и достижения учеников.
Самооценивание может происходить в нескольких формах:
- Письменные сообщения
- Обсуждения (всем классом или в малых группах)
- Журнал рефлексии
- Контрольный лист самооценивания.
Эти типы оценивания построены одинаковым образом: учеников просят определить, что они узнали, как они это узнали, какие области остались непонятыми Ученики оценивают свое продвижение в знаниях, умениях, стратегиях, процессах и интересах.
(Приложение 2), (Приложение 3),содержат варианты самооценки учеников, которые я использую в работе и которые могут помочь ученикам оценить свои индивидуальные усилия, работу в группе, мыслительные процессы, письменные работы и презентации, умения и процессы.
Возвращаясь к примеру разбираемого проекта, нужно сказать, что гимназия совместно с ЦБС работают по плану просвещения учеников города и привлечению активных и заинтересованных читателей. 8 января в день памяти поэта Серебряного века А.Белого, имя которое носит ЦБС, необходимо провести мероприятие и создать уникальный мультимедийный продукт (а также CD, сценарий, кроссворды, тесты, рисунки, газеты и др.) учащихся гимназии, чтобы представить его там в этом и заключается проектный замысел.
Проблема – как представить течения и поэтов Серебряного века в совместном проекте гимназии и ЦДБ.
Цель проекта, вытекающая из этой проблемы – создать персональные или групповые мультимедиа продукты для представления их на конференции в гимназии, среди которых лучшие будут собраны и изданы в рамках празднования 130-летия А.Белого.
При этом задачи можно сформулировать так:
а) изучить тему по литературе,
б) найти материал по выбранному поэту или течению и сформулировать тему, которая лично заинтересовала ученика;
в) найти информацию по выбранной теме, используя дополнительные ресурсы;
г) структурировать собранный материал и оформить презентацию;
д) подготовить доклад и сделать устную защиту проекта в гимназии, показать, что эта работа может стать частью совместного проекта гимназии и ЦДБ.
Сроки проекта – 2 четверть (ноябрь – декабрь).
Заказчик – ЦБС, учитель литературы и информатики.
Известная формула – 5П: Проблема. Проектирование (планирование). Поиск информации. Продукт. Презентация, помогает четко спланировать проектную деятельность.
Календарное планирование (для учителя, т.к. учащиеся разрабатывают индивидуальные планы у себя в проектных тетрадях)
0 |
Общий замысел проекта Видение Миссия и ценности |
|
27 октября-1 ноября |
Учителя совместно |
I |
Установочное мероприятие: Постановка основной проблемы Определение темы проекта (Общая, индивидуальная) Гипотеза – пути решения Планирование деятельности по реализации совместного проекта |
Паспорт проектной идеи Мотивация, формулировка рабочих тем, Составление развернутого плана работы Карты-самооценки |
10-16 ноября |
Бородина Крымова |
II |
Создание материального продукта Поиск и сбор информации Структурирование информации Изготовление продукта Оформление продукта и подготовка презентации Написание доклада к защите Исправление замечаний |
Памятки Проведение учебного исследования Написание работы Создание презентации Работа с текстом учителей |
16-30 ноября 30 ноября-14 декабря 14-21 декабря |
Бородина Крымова |
III |
Презентация продукта Защита работы Оценка- самооценка Рефлексия |
Защита работы Карта-самооценки Защитные листы |
25-27 декабря |
Бородина Крымова Заломина |
IV |
Анализ работы над проектом Внесение изменений и корректировка общего продукта Подготовка к совместному мероприятию с ЦБС |
|
1-8 января |
Бородина Крымова |
V |
Проведение Конференции в ЦДБ Награждение |
|
8-14 января |
ЦДБ Бородина |
VI |
Сбор отзывов Оформление проектных папок |
Паспорт проекта |
14-20 января |
Бородина |
Для учителя, управляющего проектом важно знать основные этапы жизненного цикла проекта.
Процессы управления проектом могут быть сгруппированы в следующие пять этапов управления проектом:
- инициация,
- планирование,
- исполнение,
- мониторинг и контроль,
- завершение проекта.
Этапы управления проектом |
Ключевые результаты этапов управления проектом |
Инициация |
Паспорт идеи проекта разработан |
Планирование |
План проекта (календарный план-график, сроки, исполнители) разработан Составлен перечень необходимых ресурсов |
Исполнение |
Продукт проекта (результат) создан Самооценка проекта по принятым критериям сделана Перечень работ по доработке проекта составлен Созданы презентация и текст выступления |
Мониторинг и контроль |
Отклонения от плана обнаружены, контроль качества выполнен, корректирующие и предупреждающие действия выполнены |
Завершение |
Продукт проекта передан заказчику/ результат достигнут; полученный опыт документирован |
В качестве проектного творческого продукта хочется привести две работы.
Первая – стихотворение – посвящение: И.Ю.Евстигнеева «Посвящение Андрею Белому»:
Его терзали, разрывали и делили, Он символист… и сам он символ! Вся жизнь – метанья и исканья. |
|
Его любовь была торжественно прекрасна. Тянулся к золотому свету Пусть говорят, что нет пророка |
Вторая – Литературное исследование с привлечением краеведческого материала: Н.А. Захмылова «Серебряный голубь серебряного века». Работа представлена на Фестивале «Портфолио» 2009/2010 уч.г. в разделе литературоведение.
Ссылки: http://schools.keldysh.ru/labmro/metods/tvoraktiv.htm