«Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни, который, возможно станет одним из краеугольных камней лучшего мира».
Эрика Ландау («Одаренность требует мужества»),
израильский психотерапевт
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. [1 c.10]
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый возраст).
- Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Этой задаче уделяется большое внимание в начальных классах основной общеобразовательной школы № 1, педагогом которого я и являюсь. (справка)
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета.
Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
- Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
- Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности. [2,c.79]
Система работы учителей с одаренными учащимися представлена следующими направлениями.
На уроках – индивидуальная дифференцированная работа
- Кружковая работа по предмету
- Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель
- Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей
- Участие 1–4-х кл. в школьной конференции «День науки» с защитой учебных проектов
- Участие в олимпиадах разного уровня
- Участие в творческих конкурсах разного уровня
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учащиеся готовили и проводили КВН «Знатоки родного языка», познавательную игру «В стране дорожных знаков», виртуальное путешествие «Сказкоград».
Театрализованные праздники — особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию. Учащиеся проводили праздники «8 Марта!», «Новый год», выступали с представлениями в детских садах «Радуга», «Золотой улей». Нами разработана система поощрения победителей конкурсов разного уровня (призы, дипломы и грамоты, размещение фотографий учащихся на школьном стенде «Вернисаж»).
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Основным методом развития интеллектуальных способностей на уроках было и остаётся – решение познавательных, нестандартных задач и задач повышенной сложности.
Мы уделяем особое внимание подготовке учащихся к олимпиадам. По итогам районной олимпиады 2008-2009 учебного года ученик Стрижак Вова занял второе место по математике, Закроева Даша – 3 место по математике, а Щербаков Саша - 1 место в зональном туре по математике. Таким образом, все заявленные на олимпиаду учащиеся вошли в десятку сильнейших учеников города. Это и есть результаты, работы с одарёнными детьми, которые представлены на экране.
Цель:
- Выявление одаренных
- Создание условий для оптимального развития одаренных
Задачи:
- Развитие целостной картины мира
- Развитие творческого критического и абстрактно-логического мышления, способности к решению проблем
- Развитие способностей к самостоятельному обучению и исследовательской работе
- Развитие способностей к самопознанию и самопониманию, формирование положительной «Я- концепции»
Работа коллектива строится по следующим принципам:
- Ориентация на соревновательность, актуализация лидерских возможностей учащихся
- Ориентация на потребности ребенка. Максимальное расширение круга интересов
- Доминирование развивающих возможностей над информационной насыщенностью
- Усложнение содержания учебной деятельности
Учитель должен быть:
- Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности
- Профессионально грамотным
- Интеллигентным, нравственным и эрудированным
- Владеть современными педагогическими технологиями
- Иметь позитивную Я-концепцию, быть целеустремленным , настойчивым, эмоционально стабильным
- Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом
Учитель должен уметь:
- Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования
- Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся
- Стимулировать познавательные способности учащихся
- Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
- Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса
- Отбирать и готовит материал для коллективных творческих дел
Подготовительный 2008 г. |
Основной (практический) 2009-2010 гг. |
Обобщающий 2011 г. |
|
|
|
Блок по развитию кругозора
- Русский язык
- Математика
Блок по развитию интеллектуальных способностей
- тренинги по развитию мышления памяти, внимания
Блок по развитию аффективной сферы, способствующий развитию творческого потенциала личности ребенка
- психогимнастика, игры, этюды
Изучив интересы и увлечения детей, мы составили карту интересов и представляем вашему вниманию на примере одного класса. На карте видно, что большая часть детей увлекается физкультурой и спортом.
Результаты деятельности - на экране.
Формы работы как учитель-предметник
- Решение нестандартных задач на уроках и во внеурочное время.
- Индивидуальная и дифференцированная работа.
- Деловая игра, «мозговой штурм.»
- Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру».
- Участие в школьных, окружных, Всероссийских олимпиадах.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.[3.c.68]
Список литературы
- Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96
- А. И. Савенков «Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение / Художник Левина Л. И. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 352 с.: ил. – (Семейная педагогика)
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.