Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепление слуховой и моторный образ звука [л];
- автоматизация звука [л] изолированно, в слогах, в словах
2. Коррекционные:
- развитие мимики, используя психогимнастику;
- развитие артикуляционной моторики, используя артикуляционную гимнастику;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;
- развитие навыка звукового анализа.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание говорить красиво и правильно;
- воспитывать активность и внимательность на занятии.
Оборудование: схема артикуляции звука [л], схема характеристики звука, карточки для артикуляционной гимнастики, картинки со звуком [л], план путешествий на каждого ребенка, луг лукошко, колокольчики, болото, удочка, игрушка Слон, книга.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психогимнастика.
- Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения.(Дети делают вдох и выдох три раза).
- Теперь можно занять свои места, но сядет первый тот у кого в имени есть звук [Л].
- Вспомним наше правило:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно четко говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Сообщение темы
- Сегодня мы с вами будем продолжать правильно и красиво говорить звук. А какой вы догадаетесь сами. Послушайте меня внимательно и скажите какой звук чаще звучит? [Л].
- Правильно звук [Л].
- Сегодня мы отправляемся в путешествие со звуком [Л]. Но для начала мы должны размять наш язык, губы.
3. Артикуляционная гимнастика.
Выполнение у зеркала упражнений "Лягушка", "Заборчик", " Лопатка", Самомассаж языка(по схеме). "Лошадка", "Пароход гудит". (показ картинок).
4. Автоматизация звука [л] изолированно.
- Мы с вами отправимся в путешествие на самолете. Наш самолет взлетел и запел громко свою песенку: л-л-л, вдруг стал снижаться и тихо запел: л-л-л. Что то с ним случилось, нужно сделать проверку.
5. Анализ артикуляции звука и его характеристика
В зеркало на звук [л] вы посмотрите.
Все о звуке расскажите.
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык: кончик языка между зубами.
Воздушная струя: идет через боковые края языка.
Голосовые связки: работают...
-Что вы еще можете сказать о звуке [л]?
(Звук [л] - согласный (не тянется), звонкий (голосовые связки работают), твердый (спинка языка опущена).
6. Работа по развитию фонематического слуха.
Как услышишь звук [л]
Колокольчиком звони.
Л-м-н-л-к-г-л-м-н-б-л-к-н-л;
Ла-ма-но-ло-ку-гу-лу-мы-лы-ка-ла;
Лампа, мама, лошадь, нога, кукушка, гусь, лужа.
7. Автоматизация звука в слогах.
- А вспомнила, самолет на котором мы отправляемся в путешествие необычный и для того чтобы он полетел нам нужно сказать заклинание. (использование пальчиковой гимнастики "Пальчики здороваются".и проговаривание слогов: ла, ло, лы, лу).
Ну вот, наш самолет готов к полету, взлетаем.
8. Физкультминутка.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
9. Автоматизация звука в словах.
Задание 1.
- Полетели по желтой дорожке и прилетели на луг. (используется план -схема полета)
- Смотрите, смотрите перед нами луг, что случилось? На лугу лежат разные картинки нужно навести порядок на нем, брать картинку и правильно называть предмет изображенный на ней и складывать в лукошко.
- Молодцы, ребята навели порядок, отправляемся дальше.
Задание 2. - Отправляемся дальше в путешествие по голубой дорожке. (используется план -схема полета)
-У белочки Лолы сегодня день рождения. К ней в гости спешит ее друг, отгадайте, ребята, кто он:
И огромный и могучий
Он слегка похож на тучу;
Угадайте, кто же он?
Может заяц? Нет же... (Слон).
- Слоненок так торопился, что споткнулся, упал и уронил свои подарки в болото. Давайте ему поможем, достанем их с помощью удочки. (картинки со звуком [л] )
- Вот и слоненок остался доволен, а мы отправляемся дальше.
Задание 3, Отправляемся по красной дорожке и попадаем в гости в библиотеку. В этой библиотеке находиться очень старая книга, в ней очень много интересных заданий для вас.
- Сегодня вы будете играть в игру "Кто это?, Что это?".
- Молодцы правильно справились с задание старой книги.
10. Итог занятия.
- Вот и подошло наше сегодняшнее путешествие к концу, но на следующем занятии мы его с вами продолжим.
- Какой звук вы сегодня учились правильно и красиво говорить?
Какой он? (согласный, звонкий, твердый).
Литература.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л. Пособие для логопедов.- СПб.: КАРО, 2006.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. - М.: ГНОМ и Д, 2004.
- Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи - Екатеринбург: Центр проблем Детства, 2004г.