Авторская программа "Развитие основ творческого мышления и воображения"

Разделы: Внеклассная работа


«Если ваше сердце, мозг, руки не заняты творческой работой, не создают что-то новое, то у вас жалкая жизнь»
М. Уильсон

Творчество – это деятельность человека или группы людей по созданию новых материальных и духовных ценностей. Творческая личность должна обладать способностями, знаниями, умениями, иметь определенные мотивы, благодаря которым создается что-то новое, оригинальное. В развитии творческих способностей важную роль играют воображение и интуиция, неосознаваемые компоненты умственной активности, а также потребность личности в стремлении к выявлению и наиболее полному использованию своих созидательных возможностей. Увидеть необычное в обычном может и взрослый и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интерес со стороны окружающих. Совместные творческие игры сближают тех и других. Участие в совместной деятельности воспитателей и воспитанников – один из основных принципов эффективного воспитания. Совершенствованию творческого начала содействует природа, литература, математика, театр, музыка, изобразительное искусство, занятие любой творческой деятельностью.

Данная программа включает в себя шесть тем:

  1. «Математика» – «вечный двигатель» творчества.
  2. «Изучение литературы – труд и творчество».
  3. «Артистическая творческая активность».
  4. «Творчество в изобразительной деятельности».
  5. «Творческое познание мира и его взаимосвязей».
  6. «Творческая мастерская».

Завершая рассмотрение тем каждого раздела, подводятся итоги работы, в форме выставок работ детей и открытых занятий.

Каждая из этих тем осваивается в цикле от 5 до 11 занятий. Прежде чем приступить к работе по данной программе, необходимо оценить способности каждого ребенка. Это позволяет распознать увлечения и возможности, давая, таким образом, шанс для развития врожденных способностей. И, наоборот, при отсутствии определенных предрасположенностей остерегает от принуждения ребенка к тому, что ему безразлично.

Изучение творческих способностей каждого ребенка:

  • Оценка врожденных способностей (артистические способности, литературное дарование, художественные способности, музыкальный талант, незаурядный интеллект, спортивный характер).
  • Путем систематических наблюдений, изучение анкетирования, тестирования, определить перспективы занятий индивидуально для каждого ребенка, наметить пути их реализации.

I. «Математика» – «вечный двигатель» творчества.

Математика одна из самых древних и важных наук. Многими математическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности – тысячами лет назад. Эти знания были необходимы древним купцам и строителям, воинам и землемерам, жрецам и путешественникам. И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без хорошего знания математики. Чем больше человек решает творческих задач, тем совершеннее становится его мозг.

Решать задачи – дело тяжелое, а тяжелые дела лучше делать с юмором, фантазией, в этом разделе помещены только те мероприятия, которые вызовут веселое оживление в группе и зажгут огонек любопытства в глазах ребят. А так как по форме они часто похожи, то ребенку нужно будет определиться, что ему делать: или просто сложить два и два, или мобилизовать всю свою смекалку. Постепенно и тактично в игровых формах наши мероприятия будут развиваться творческое, логическое решение.

II. «Изучение литературы – труд и творчество»

Литература – это искусство слова. Владеет этим искусством сполна только настоящий писатель. Но даже дети, когда сочиняют стихи, рассказы, сказки, ищут нужное слово, испытывают «муки творчества».

Речь является основой мышления. Если речь не развивается, ребенок отстает в развитии. Тот , кто умеет оригинально изъясняться, проявит большую оригинальность в мышлении.

Основными компонентами литературных способностей является:

  1. Поэтическое восприятие действительности;
  2. Образная память;
  3. Образное мышление;
  4. Творческое воображение;
  5. Наблюдательность;
  6. Способность к овладению точным и выразительным языком.

В данном разделе использованы разнообразные формы: литературные вечера, конкурсы, литературно-музыкальные композиции, познавательно-развивающие игры.

Дети отправляются в интересные познавательные путешествия – в мир устного творчества русского народа, в мир поэзии. Затрагивается и тема Великой Отечественной Войны, которая и сейчас продолжает быть актуальной.

III. «Артистическая творческая активность»

 С ранних лет дети начинают играть в маленький театр. Это игры в куклы, в школу, в больницу, это различные сражения, всего не перечесть. Один из главных элементов театрального искусства – игра. А игра – самый притягательный и желанный вид деятельности. Дети очень любят ставить оценки, им нравится быть артистами. И это просто необходимо для нормального психологического развития.

Самым важным в игре считается способность к перевоплощению, то есть умение жить жизнью вымышленного мира, его мыслями и чувствами. Путь к перевоплощению проходит через овладение искусством переживания. В данном разделе использованы различно сюжетно-ролевые игры, инсценировки, песен, отрывков литературных произведений. Также занятия, где ребята учатся навыками пантомимы в сценических этюдах и др.

IV. «Творчество в изобразительной деятельности»

Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без него невозможна разработка и воплощение замысла художника. Опорными функциями способности является острая зрительная чувствительность и специальная умелость рук. А фоном в структуре изобразительной способности выступает определенная эмоциональная настроенность, без которой невозможно творческое вдохновение. Но для ребенка неважно, есть ли у него способности к рисованию или нет, главное дать возможность для самовыражения и для проявления творческой активности. В данном разделе дети знакомятся с некоторыми великими художниками и их произведениями, пользуясь своим воображением и фантазией, создают фантастические изображения.

V. «Творческое познание мира и его взаимосвязей»

Творческое познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Самое важное – это научить детей переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности. Однако следует помнить, что чрезмерно трудное задание может погасить интерес к работе. Сюда включены различные познавательно-развивающие мероприятия, конкурсы, викторины, мероприятия с элементами театрализации и др.

VI. «Творческая мастерская»

Основная задача творческой мастерской заключается в формировании у ребят практических трудовых навыков, творческой активности в воспитании художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии. Многие занятия реализуются через кружок «Умелые ручки». На выставке представляются наиболее удавшиеся работы ребят. Также на занятиях ребята знакомятся с великими мастерами России и их культуре.

Заключение

После реализации данной программы, подводятся итоги работы через диагностику, анкетирование и тестирование уровня развития творческих способностей каждого ребенка. В дальнейшем, продолжая работу над темами данной программы, рассчитывают расширить материал с учетом возрастных особенностей детей. Будут включены более усложненные формы работы, будут рассмотрены следующие темы:

  1. «Математика – сложная наука»
  2. «Мелодия чарующие звуки»
  3. «Музыка и литература»
  4. «Время, музыка, мы»
  5. «Музыка на дорогах войны»
  6. «Что в имени тебе моем»
  7. «Смеяться вовсе не грешно над тем, что кажется смешно»
  8. «Путешествие в историю»
  9. «Будущее, которое начинается сегодня»
  10. «Красота в искусстве и жизни»
  11. «Жизнь дана на добрые, прекрасные дела»
  12. «Тропою добра и милосердия»
  13. «Помоги себе и ближнему»
  14. «Высокое и благородное призвание»
  15. «Человек в подводном мире»
  16. «Искусство и природа»
  17. «О чем плакали и смеялись цветы»
  18. «Сказания русского народа» и многое другое.

Анкетирование-тестирование

Цели:

  • изучение творческих способностей каждого ребенка;
  • путем систематических наблюдений, анкетирования, тестирования, определить перспективы занятий индивидуально для каждого ребенка;
  1. Артистические способности
  2. Литературное дарование
  3. Художественные способности
  4. Музыкальный талант
  5. Математические способности
  6. Спортивный характер
  7. Незаурядный интеллект

«Математика» – «вечный двигатель» творчества.

Цели:

  • стимуляция умственной активности;
  • в игровой форме дать элементарные экономические знания;
  • развитие творческого потенциала данной темы.
  1. Ума – палата (1 ч)
  2. С умом за дело взяться! (1 ч)
  3. Экономическая азбука – первоначальный капитал (1 ч)
  4. Считай, смекай, отгадывай (1 ч)
  5. Твой карандаш – волшебный прут (1 ч)
  6. Путь пройден – задача решена (1 ч)
  7. Великая страна, там правит ее Величество Головоломка (1 ч)

«Изучение литературы – труд и творчество».

Цели:

  • развитие поэтического восприятия действительности;
  • развитие образной памяти, творческого мышления;
  • способности к овладению точным и выразительным языком;
  • развитие творческого воображения и наблюдательности.
  1. Золотая россыпь, народной мудрости (1 ч)
  2. Не забудет никто, никогда, школьные годы! (1 ч)
  3. Учиться великому умению – выражать свои мысли (1 ч)
  4. Рифма, звучная подруга, вдохновенного досуга, вдохновенного труда. (1 ч)
  5. Детство уходит с маленьким колокольчиком в руке (1 ч)
  6. Мы великие таланты (1 ч)
  7. Поэзии живые строки (1 ч)
  8. Пушкин всегда с нами (1 ч)
  9. Великие люди России (1 ч)
  10. Во славу павших – во имя живущих (1 ч)
  11. Память о военном лихолетье (1 ч)

«Артистическая творческая активность».

Цели:

  • овладение искусством переживания – перевоплощения;
  • развитие и совершенствование актерской техники – раскрепощение;
  • психологическая вибрация – чтение с различным выражением голоса, лица.
  1. Мы играем и поем (1 ч)
  2. Каждый в душе артист – один больше, другой меньше! (1 ч)
  3. Сценические этюды (1 ч)
  4. Игра – украшение жизни, помощник в развитии. (1 ч)
  5. Безграничный простор фантазии (1 ч)
  6. Изобрази самого себя (1 ч)

«Творческое познание мира и его взаимосвязей» (использование экологических знаний)

Цели:

  • формировать и развивать гуманное, созидательное отношение к природе, пониманию возможных необратимых последствий для природы и человека при их нарушений;
  • развитие умения строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.
  1. Все познается в сравнении (1 ч)
  2. Природа – не скатерть-самобранка(1 ч)
  3. Земля – надежный космический корабль (1 ч)
  4. Неразгаданные тайны (1 ч)
  5. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих (1 ч)
  6. Собака – друг человека (1 ч)

«Творчество в изобразительной деятельности»

Цели:

  • развитие зрительной чувствительности;
  • обеспечить условия для самовыражения в творческой деятельности, эмоциональной настроенности.
  1. Фантастическое изображение (1 ч)
  2. Необыкновенная профессия – художник (1 ч)
  3. Умей умело использовать свою фантазию (1 ч)
  4. Разработка и воплощение замысла художника (1 ч)
  5. Художественный образ – умей видеть прекрасное (1 ч)
  6. Знаменитые художники России (2ч)

«Творческая мастерская»

Цели:

  • формировать и развивать потребность в индивидуальном и коллективном творчестве;
  • воспитывать стремление самостоятельно создавать художественные образы.
  1. Великие мастера России (1 ч)
  2. Поделки из папье-маше (3 ч)
  3. Природные дары, помощники мастера (3 ч)
  4. Творим чудеса из лоскутов ткани (2 ч)
  5. «Мягкая игрушка» – выдумка мастера (4 ч)

Рекомендуемая литература:

    1. Т.Г. Любимова «Тесты и упражнения»
    2. «Тест-опросник Айзенка»
    3. С.В. Кульневич «Воспитательная работа в средней школе»
    4. Л.П. Мочалов «Головоломки»
    5. Н. Козлов «Лучшие психологические игры и упражнения»
    6. Сборник игр и упражнений – «Школа – наш дом»
    7. Из опыта работы учителей – «Воздух детства и отчего дома»
    8. Т.Г. Любимова «Развиваем творческую активность»
    9. И.Л. Лебедева «Сборник сюжетно-ролевых игр»
    10. Из опыта работы учителей «Посиделки, вечера…»
    11. С. Афанасьев «Триста творческих конкурсов»
    12. И.А. Чуриков «Технология воспитательных дел в школе»
    13. Е.В. Гуляева «Игры и развлечения»
    14. Р. Всейблун «Занимательный мир математики»
    15. Л.П. Панова «Роль и место игры в ИЗО»
    16. И. Лебедева «Здравствуй праздник»
    17. С. Каморин «Литературный чемоданчик»
    18. О.С. Молобарова «Кружок изготовления игрушек-сувениров»
    19. Сборник иллюстраций «Третьяковская галерея», «Великие художники»
    20. Л.И. Глизерина «День победы со слезами на глазах…» сценарии мероприятий, уроков.