Цель:
- Выяснение особенностей склонения имен прилагательных мужского и среднего рода;
- Развитие умения распознавать падежи и правильно рассуждать при написании безударные окончания;
- Упражнения в правильном употреблении и написании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Каллиграфическая минутка
Сегодня у нас буква р, а звук [р].
Дайте характеристику звука [р].
Запишем глаголы на букву «р»: радовать, радоваться. К какой группе глаголов относятся эти слова? (Это глаголы, которые обозначают хорошее душевное состояние).
А кто может объяснить разницу между этими глаголами? (Радовать – это кого-то радовать. Например, радовал маму своими оценками, т.е. делал маме приятное. Радоваться – это когда человеке сам испытывает радость, его кто-то обрадовал).
Подберите синонимы к слову радоваться (веселиться, ликовать, торжествовать).
А теперь антонимы к этим глаголам (грустить, печалиться, горевать, томиться, тосковать).
III. Словарная работа
(диктует на 4 этапе учитель)
Желтый, черный, сверкать, желать, горевать….(дальше из повторения отвечаем на вопросы):
- Написать на конверте, указывающая место, куда его надо отправить.
- Разговор.
- Судно, плавающее на воде.
- Группа людей, которые имеют общие интересы, вместе трудятся.
- Мера веса равная тысяче граммов.
- Учреждение, которое хранит книги и выдает читателям.
- Проверка на доске:
IV. Опрос
(на парте у каждого листочек с фамилией).
- Имя прилагательное самостоятельная часть речи, которая обозначает…. (признак предмета).
- Имя прилагательное изменяется по… (родам, числам, падежам).
- Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже имеют окончания…(-ого, -его).
- Имена прилагательные мужского и среднего рода в дательном падеже имеют окончания…. (-ому, -ему).
- Безударные окончания прилагательных проверяю по… (вопросам).
V. «Составь слово»
(на доске в столбик записаны слова)
- Закричать
- Думать
- Доверчивый
- Новый
- Задумчивый
- Прилагательное
Возьмите с первого слова приставку, прибавьте корень из второго слова, поставьте суффикс третьего слова и прибавьте окончание четвертого слова.
Какое слово получилось?
Почему имя прилагательное?
Определите род, число, падеж?
Поставьте прилагательное задумчивый в родительном падеже, в дательном падеже, в творительном падеже, предложном падеже.
Почему правописание окончаний в этих падежах вызывает трудность? (Потому, что они в слабой позиции, в безударном положении).
VI. Вот сегодня проделаем ряд упражнений,
которые помогут в безошибочном написании окончаний прилагательных в слабой позиции.
Тема нашего урока (сообщение темы)
Задание 1
- По широк… полю (…)
- По зелен… лугу (…)
- Об аленьк… цветочке (…)
- Под больш… деревом 9…)
- В летн.. садом (…)
Определите род, падеж.
Почему: в летнем, но за летним? (Потому что можно проверить вопросам?)
Задание 2
Раскройте скобки и согласуйте с существительным к которому оно относится, определите падеж.
Опушка (большой) лес, кусок (белый) хлеба, крыша (старый) дома, работа с (ранний) утра, масло из (свежий) молоко.
Запиши транскрипцию слов:
Свежий – [с в э ж и в а]
Ранний – [р а н' и в а]
Почему мы не можем так, как говорим, слышим? (Ответы учащихся)
VII. Физминутка.
Качаясь на волнах лихих,
Вопросами забрасываю метко.
Какой? Какая? Чей и чья?
Скажите, как зовут меня?
Определение – это я.
VIII. Учебник, стр. 93, упр. 244.
Списать, вставить пропущенные орфограммы, подчеркнуть.
Проверяем.
Проведем синтаксический разбор предложений и ещё раз обратив внимание на роль прилагательных.
Ранним зимним утром мы отправились в лыжный поход. За городом мы свернули с дороги и пошли быстрым шагом по твёрдому насту.
Каким второстепенным членом предложения является прилагательное?
Вспомнили физминутку?
IX. Что задумано?
Я задумала предмет – существительное. Узнайте его.
- Осторожная, хитрая, длиннохвостая, рыжая, красивая (лиса).
- Круглое, красное, сладкое, сочное, спелое (яблоко)
- Высокая, раскидистая, стройная, кудрявая, белоствольная (береза).
- Блестящий, холодный, быстрый, говорливый, журчащий (ручей).
- Пушистый, хитрый, ласковый, когтистый, усатый (кот).
С какой целью употребляются в речи имена прилагательные?
X Ребята! Но не всегда правильно люди употребляют в своей речи прилагательные. Да и вы тоже.
Прилагательные «крайний» и «последний».
Подойдя к очереди спрашивают: «Кто крайний?» или «Кто последний?»
А как правильно? (выслушать ответы детей).
Крайний – это находящийся с краю, в конце чего-нибудь.
У очереди ж, например, два края, два конца. О каком из них идет речь, когда спрашивают: «Кто крайний?»
Другое дело – последний. Это такой, за которым ни кто другой не следует. В очереди бывает первый, значит, должен быть и последний.
Итак, более точно и правильно говорить: «Кто последний?»
Запишем: Я спрашиваю: «Кто последний?»
Имена прилагательные.
Итог: мужской и средний род в родительном падеже имеют окончания -ого, -его; в дательном падеже -ому, -ему, в творительном падеже -им, -ым; в предложном падеже -ом, -ем.
Определяем, поставим вопрос.
Домашнее задание: записать прилагательные, по которым можно определить, что за предмет вы задумали.