Программа воспитания обучающихся по проекту "Водный поход по реке Тобол"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года говорится: “Под "дополнительным" понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно,   социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
  • применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.”

МОУДОД “СДЮТиЭ” г. Кургана осуществляет свою деятельность как собственно образовательное учреждение и как организационно-методический центр туристско-краеведческой деятельности для образовательных учреждений г. Кургана.

Образовательный процесс осуществляется в кружках по трем направлениям:

  • туризм;
  • краеведение;
  • спортивное ориентирование.

Данная программа воспитания по проекту “Водный поход по реке Тобол” реализуется совместно образовательными программами “Туризм” и “Спортивное ориентирование”.

Туризм – самый доступный вид спорта для любого ребенка. Это эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека.

Активная и самостоятельная деятельность обучающихся в процессе занятий туризмом способствует приобретению ими необходимого социального опыта, опыта общественных и личностных отношений, облегчает процессы самоутверждения, делает ребенка более конкурентоспособным.

Самодеятельный туристский поход сочетает в себе активный отдых, работу на выносливость, дает возможность познакомиться с историей и природой родного края, удовлетворить потребность ребенка в романтике и приключениях, почувствовать себя самостоятельным и взрослым.

Цель:

Создание условий для самореализации личности обучающихся, в процессе совместной туристско – краеведческой деятельности.

Задачи:

1. Укрепление здоровья детей и подростков, развитие физической активности, формирование интереса к спорту, туризму и физической культуре, привитие норм и правил здорового образа жизни.

2. Повышение уровня экологической грамотности.

3. Развитие социально-психологической компетентности обучающихся.

4. Создание положительной психологической атмосферы в группе.

5. Сплочение детского коллектива.

Предполагаемый результат

Критерии эффективности Показатели Методики изучения
1. Рост интереса у обучающихся к своему здоровью, спорту, туризму и физической активности. 1. Данные ВФД о здоровье детей.

2.Данные мониторинга о физическом развитии каждого ребенка.

1. Анализ уровня физического развития детей до похода и после совершения похода.

2. Анкета “Мое здоровье”

3. Анализ результатов соревнований по спортивному ориентированию

4. Наблюдение

2..Приобретение дополнительных знаний о своей Малой Родине, достопримечательностях и экологии родного края. 1.Формирование позитивного отношения к своей Малой Родине, к самому себе. 1. Наблюдение.

2. Тестирование до и после совершения похода.

2.Бережное отношение к природе родного края. 1.Наблюдение.

2. Анкетирование до похода.

3. Диагностика знаний по экологии после совершения похода.

3.Развитие умений и навыков самореализации детей и подростков в условиях туристско – краеведческого похода. 1. Умение выбрать место для бивуака, поставить палатку, развести костер в любых погодных условиях, приготовить пищу.

2. Оказание первой доврачебной помощи.

3. Ориентирование по местным предметам с помощью карты и компаса.

4. Предсказание погоды по внешним признакам

1. Наблюдение.

2.Протоколы соревнований.

3. Тесты.

4.Моделирование аварийных ситуаций и выполнение практических заданий.

 

4 Повышение социально – психологической компетентности обучающихся. Увеличение степени сплоченности и улучшение психологического климата в туристской группе . 1. Коммуникативность, лидерские и организаторские способности; социальная активность обучающихся, умение брать на себя ответственность и принимать правильные решения, толерантность 1. Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС- 2).

2.Методика “Психологическая атмосфера в коллективе” Автор: Л. Г. Жедунова.

3.Протоколы командных соревнований, эстафет, игр, конкурсов.

Содержание программы

Туристско-краеведческий поход предполагает сплав по реке Тобол   с обучением техники гребли, страховки, безопасности на воде, исследовательской деятельностью  в природе.

Деятельность в походе  состоит из сочетающихся форм групповой и индивидуальной работы участников туристского путешествия. Приложение № 1

Безопасность во время путешествия

Безопасность во время путешествия имеет огромное значение. Поэтому до совершения путешествия детей нужно ознакомить с маршрутом предстоящего похода и краеведческими достопримечательностями, распределить обязанности. Проверить личное и групповое снаряжение. Ознакомить с правилами техники безопасности. Правилами пользования автотранспортом, поведения в природе, на воде, при сборе даров природы, правилами пользования источниками пресной воды. Порядком развёртывания лагеря, установки палаток, разведения костра, заготовки дров, обращения с огнём. Правилами обращения с продуктами питания, поведения у костра. Средствами защиты от гнуса и клещей. Правилами ликвидации  мусора. 

Ориентирование на местности

Знакомство со спортивной картой и условными знаками. Карта, приёмы работы с ней. Компас и работа с ним. Ориентирование карты по местным признакам. Значение для туристов навыков ориентирования.

Исследовательская работа по экологии

Определение направления течения, глубины, ширины реки, определение скорости течения реки. Строение реки и специфика водной среды обитания.

Растения водоемов, их многообразие, особенности строения, приспособления и взаимодействия с окружающей проточной водной средой. Экологические группы речных растений: планктонные водоросли, прибрежные кустарники и травы, водные растения.

Многообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, млекопитающие, птицы. Приспособленность животных к жизни в воде.

Сезонные изменения в неживой природе и их влияние на обитателей проточного водоема.

Полезные водные организмы. Правила рыбной ловли. Основные источники загрязнения реки. Постоянное общение ребенка с природой способствует формированию экологической грамотности в виде модели: ЗНАНИЕ - УБЕЖДЕНИЕ - ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕЗУЛЬТАТ – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

4. Развитие социально-психологических компетентностей у обучающихся; сплочение детского коллектива. Трудовая деятельность

Умение подчиняться одним требованиям не зависимо, от возраста и спортивных достижений. Уметь работать в команде и одновременно уметь отстаивать свое мнение. Толерантность и взаимопомощь. Трудовая деятельность в походе. С физической точки зрения труд улучшает мышечную активность и подвижность в суставах, нормализует кровообращение; развивает силу и выносливость; с психологической - развивает собранность и внимание; с социальной - дает возможность каждому работать в коллективе и с коллективом и быть оцененным по работе коллективом. Поход формирует у каждого ребенка адекватные представления о самом себе и окружающем его мире. Социально – психологические компетентности, приобретенные обучающимся во время похода, делают его более конкурентоспособным.

Спортивно-игровые мероприятия

Тренировочные игры и упражнения на развитие глазомера, внимания, ориентирование на местности. Соревнования по спортивному ориентированию. Спортивно-туристические игры (разведение костра, переправа через “болото”, маятник, следопыты, туристская “скорая помощь” и др.). Весёлые подвижные игры.  Футбол, волейбол, пионербол.

Оформление туристских документов и материалов по итогам похода. Изготовление фотоматериалов о походе. Оформление альбома-летописи. Выпуск газеты – отчёта о походе.

Механизм реализации

Воспитательная программа реализуется с помощью разработанного проекта похода по реке Тобол. Приложение № 1

Поход проходит по территории Кетовского района, сплав по р. Тобол, к югу от г. Кургана.

Основные пункты маршрута: спортивная база МОУДОД “СДЮТиЭ” - пляж Дома отдыха “Лесники” - пляж оздоровительного комплекса Н. Островского - оз. Масляное – пляж п. ТЭЦ - пляж спорткомплекса “Синтез” - спортивная база МОУДОД “СДЮТиЭ”.

  • Программа маршрута
  • Паспорт маршрута
  • Режим маршрута
  • Техническое описание маршрута
  • Картографический материал.

Нормативно-правовые документы

  • Закон РФ “Об образовании”//Собрание законодательства РФ.-1996.-№3.- Ст.150
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования.- 2003.- №3
  • Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы”.
  • Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. № 293

Литература

  1. Адарцевич А.А. Развитие экологической компетентности учащихся во внеклассной работе // Сборник научных трудов Курганского госуниверситета. – Курган, 2003.
  2. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. СПб., 1994.
  3. Боголюбов А.С. Учебная и исследовательская деятельность школьников на полевых экологических практикумах // www.ecosistema.ru.
  4. Водный туризм. М., 1990.
  5. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений /Под ред. О.Е.Лебедева. – М., 2000.
  6. Дополнительное образование сегодня (Документы и материалы) /Сост. Воробьева И.В. – Ярославль, 1995.
  7. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ.пед.училищ и колледжей /Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.М.Михайлова. – М., 2004.
  8. Литература по туризму, ориентированию // belvirtclub.narod.ru/literatyra.htm
  9. Немов Р.С. Психология: Кн.1.Общие основы психологии.  М., 2001. – С. – 688.
  10. Немов Р.С. Психология: Кн.2 Психология образования.  М., 2001. – С. – 608.
  11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  12. Пидкасистый В. Н. Педагогика. - М.: Просвещение, 1998.
  13. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. М., 2002.

Интернет источники

  1. // http://ipk.edu.ru/educat/dopoln_obr/articles/konceptia.htm//
  2. http://www.consultant.ru/popular/edu/
  3. https://urok.1sept.ru/