Урок математики в 6 классе по теме "Масштаб". Данный урок является уроком практического применения навыка использования понятия масштаб, с использование мультимедийной презентации.
Цели урока:
- Систематизировать знания по теме "Масштаб".
- Развивать навык самостоятельной работы.
- Формировать умение применять теорию при выполнении практических заданий.
- Напомнить учащимся о подвиге защитников городов-героев.
- Способствовать формированию положительных нравственных ориентиров.
- Воспитывать чувство патриотизма, чувство любви к Родине.
Используемое оборудование и материалы:
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
- Географический атлас, линейка.
Ход урока
I этап. Организационный момент.
II этап. Основная часть урока.
Учитель: сегодня на уроке продолжим говорить о понятии "Масштаб". Но сегодня на уроке мы не только будем применять понятие масштаба для вычисления расстояний, но и попутешествуем. Для этого я предлагаю вам вернуться к истории нашей страны. (Слайд 1)
Скажите, пожалуйста, годовщина какого великого события предстоит нам в этом году?
Ответ учащихся: 65-я годовщина победы в Великой Отечественной войне.
Учитель: да, действительно 65 лет назад наши деды и прадеды одержали победу над фашистами. Наш долг помнить о том подвиге, который они совершили. (слайд 2)
И поговорим мы сегодня о городах-героях.
Скажите, за какие заслуги присваивали звание город-герой?
Ответ учащихся: звание город-герой присваивалось тем городам, которые проявили мужество в боях с фашистами.
Учитель: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года вероломным нападением на границу нашей Родины.
Какой первый город, о котором мы должны вспомнить? Это первый город оказал сопротивление захватчикам.
Ответ учащихся: Брестская крепость. (слайды 3, 4, 5, 6)
Защитники Брестской крепости задержали фашистов, но силы были не равны и войска фашистской Германии продвинулись дальше в глубь нашей страны.
По военному плану фашистско-немецких захватчиков "Барбаросса" нападение осуществлялось по трем направлениям: на Москву, Ленинград, Киев. (слайд 7)
Следующий город-герой, вставший на пути нацистов мы должны с вами определить, решив примеры: (слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15)
0,4100 =
0,70,01 =
К | М | С | Н | О | Е | Л |
70 | 40 | 1,2 | 7 | 0,8 |
Ключевое слово: Смоленск (слайды 16, 17)
Защитники Смоленска задержали наступление фашистских войск на Москву.
Название следующего города-героя найдем по карте. Этот город находится на расстоянии 360 км от Смоленска. (слайд 18)
Возьмите атласы и посмотрите, чему равен масштаб карты.
Рассчитайте расстояние до неизвестного города по карте с помощью масштаба карты.
Учащиеся выполняют расчеты в тетради и говорят результат.
Расстояние по карте равно 6 см.
Возьмите циркуль, и отмерьте это расстояние. Начертите на карте окружность данного радиуса с центром в городе Смоленск.
Неизвестный нам город - это Тула.
О нашем родном городе мы знаем многое, но должны знать и то какое значение в боях ВОв он сыграл. (слайды 19, 20)
Тула была одним из последних заградительных рубежей на пути фашистов к Москве.
Следующий город-герой - Москва. (слайд 21)
Измерьте по карте расстояние от Тулы до Москвы и рассчитайте истинное расстояние между этими городами.
Расстояние по карте равно 2,5 см. Масштаб карты равен М: 1:6000000. Следовательно, расстояние на местности равно 150 км.
Столицу нашей Родины фашисты захватить не смогли. Битва под Москвой стала переломной в ходе ВОв. (слайды 22, 23)
Сегодня на уроке мы вспомнили только о четырёх городах-героях, а всего их 13. Это Керчь, Киев, Минск, Волгоград, Ленинград, Мурманск, Одесса, Севастополь, Новороссийск. Защитники этих городов проявили героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками и мы не должны забывать об их подвиге.
Задание по группам: рассчитайте расстояние от города Москва до оставшихся городов - героев.
III. Итог урока.
IV. Творческое домашнее задание по группам: подготовить презентации об оставшихся городах-героях.