Урок русского языка в 4-м классе по теме "Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Помочь обучающимся различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно их писать.
  2. Сформулировать один из способов умственных действий для написания окончаний -ую -юю у прилагательных женского рода в винительном падеже, -ой -ей в творительном падеже.
  3. Развивать зрительную память, орфографическую зоркость в написании и правильном употреблении прилагательных в речи.

Оборудование:

  1. раздаточный материал;
  2. текст – задание, карточки - алгоритмы для неуспевающих;
  3. таблицы предлогов и падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Ход урока

Ориентировочно – мотивированный этап

Установка психологического контакта. Приветствие учителя.

Обучающимся предлагается описать зимний день в своем городе.

Какая часть речи помогает указать признаки зимы? – Прилагательные.

Какова роль имен прилагательных в нашей речи? – Они украшают нашу речь, необходимо правильно проговаривать окончания имен прилагательных.

Как правильно написать окончания имен прилагательных? – Нужно задать вопрос от имени существительного, к которому они относятся. В каком роде, числе и падеже имя существительное, в таком роде, числе и падеже имя прилагательное.

Актуализация темы урока

Работа с карточками заданий.

Определение обучающимися рода имен прилагательных:

морозным утром, в чудесный день, при ярком свете, сильный мороз, позади высокого сугроба, за снежной гладью, от серебристого инея, за зеленой елью, снежною каймою.

Учащимся предлагается определить, какие из приведенных словосочетаний соответствует схеме:

женский род

какую?

какой?

-ую –юю

-ой –ей

Учащимся предлагается сформулировать тему урока. - Окончане имен прилагательных женского рода.

Проверка домашнего задания

Минутка чистописания

Задания обучающимся:

  • Просклонять словосочетание -  теплая зимняя шубка.
  • Сравните вопросы в винительном и творительных падежах.
  • Сравните окончания.
  • В чем различие В.п. и Т.п. падежей?
  • как еще можно определить падежи? - По предлогам.

Рефлексивный анализ

Мы знали

Мы узнали

род, падеж, предлоги

В.п. –ую –юю окончание

 

Т.п. –ой –ей

Задание учащимся. В словосочетаниях подобрать основу по данным окончаниям:

В ………юю пору, ………ей порою,
………ую ночь, в ……….ую погоду,
………юю дорогу, перед ………….ей дорогой,
За …….им сугробом, по ………..ей тайге,
Под …..ую корку, через ………..ую речку.

Какие словосочетания лишние?

В зимнюю пору, зимней порою, морозную ночь, в морозную ночь, зимнюю дорогу, перед дальней дорогой, за высоким сугробом, по дремучей тайге, под ледяную корку, через замерзшую речку.

Физкультминутка

Самоконтроль и самоанализ

Формирование навыков работы с текстом

Снежн.. шуба нужна для з..щиты от х..л..да. Хор..шо хл..бам под снежн.. шубой. Т..пло им под пуш..ст… подушкой. В суров.. морозн…..зиму в снег пряч.. тся тетерева и глухари. В мягк… постельк… они устроили себе н..члег. Под снежн….. покрывалом маленьк…. мышка находит себе пищу. Бурундук спит в ямке под легк… п..ринкой.

Задания по вариантам:

1 вариант:

Выписать предложения с именами прилагательными в В.п. Произвести синтаксический разбор предложения.

2вариант:

Выписать предложения с именами прилагательными в Т.п. Произвести синтаксический разбор предложения.

- На какие правила вам встретились пропущенные орфограммы?

- Взаимопроверка. Самооценка.

Итог урока

- В каких случаях прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

- Чем отличаются прилагательные женского рода в В.п. от прилагательных в Т.п.?

Подведение итогов, выставление оценок.