Цели:
- Помочь обучающимся различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно их писать.
- Сформулировать один из способов умственных действий для написания окончаний -ую -юю у прилагательных женского рода в винительном падеже, -ой -ей в творительном падеже.
- Развивать зрительную память, орфографическую зоркость в написании и правильном употреблении прилагательных в речи.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- текст – задание, карточки - алгоритмы для неуспевающих;
- таблицы предлогов и падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
Ход урока
Ориентировочно – мотивированный этап
Установка психологического контакта. Приветствие учителя.
Обучающимся предлагается описать зимний день в своем городе.
Какая часть речи помогает указать признаки зимы? – Прилагательные.
Какова роль имен прилагательных в нашей речи? – Они украшают нашу речь, необходимо правильно проговаривать окончания имен прилагательных.
Как правильно написать окончания имен прилагательных? – Нужно задать вопрос от имени существительного, к которому они относятся. В каком роде, числе и падеже имя существительное, в таком роде, числе и падеже имя прилагательное.
Актуализация темы урока
Работа с карточками заданий.
Определение обучающимися рода имен прилагательных:
морозным утром, в чудесный день, при ярком свете, сильный мороз, позади высокого сугроба, за снежной гладью, от серебристого инея, за зеленой елью, снежною каймою.
Учащимся предлагается определить, какие из приведенных словосочетаний соответствует схеме:
женский род |
|
какую? |
какой? |
-ую –юю |
-ой –ей |
Учащимся предлагается сформулировать тему урока. - Окончане имен прилагательных женского рода.
Проверка домашнего задания
Минутка чистописания
Задания обучающимся:
- Просклонять словосочетание - теплая зимняя шубка.
- Сравните вопросы в винительном и творительных падежах.
- Сравните окончания.
- В чем различие В.п. и Т.п. падежей?
- как еще можно определить падежи? - По предлогам.
Рефлексивный анализ
Мы знали |
Мы узнали |
род, падеж, предлоги |
В.п. –ую –юю окончание |
  |
Т.п. –ой –ей |
Задание учащимся. В словосочетаниях подобрать основу по данным окончаниям:
В ………юю пору, ………ей порою,
………ую ночь, в ……….ую погоду,
………юю дорогу, перед ………….ей дорогой,
За …….им сугробом, по ………..ей тайге,
Под …..ую корку, через ………..ую речку.
Какие словосочетания лишние?
В зимнюю пору, зимней порою, морозную ночь, в морозную ночь, зимнюю дорогу, перед дальней дорогой, за высоким сугробом, по дремучей тайге, под ледяную корку, через замерзшую речку.
Физкультминутка
Самоконтроль и самоанализ
Формирование навыков работы с текстом
Снежн.. шуба нужна для з..щиты от х..л..да. Хор..шо хл..бам под снежн.. шубой. Т..пло им под пуш..ст… подушкой. В суров.. морозн…..зиму в снег пряч.. тся тетерева и глухари. В мягк… постельк… они устроили себе н..члег. Под снежн….. покрывалом маленьк…. мышка находит себе пищу. Бурундук спит в ямке под легк… п..ринкой.
Задания по вариантам:
1 вариант:
Выписать предложения с именами прилагательными в В.п. Произвести синтаксический разбор предложения.
2вариант:
Выписать предложения с именами прилагательными в Т.п. Произвести синтаксический разбор предложения.
- На какие правила вам встретились пропущенные орфограммы?
- Взаимопроверка. Самооценка.
Итог урока
- В каких случаях прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?
- Чем отличаются прилагательные женского рода в В.п. от прилагательных в Т.п.?
Подведение итогов, выставление оценок.