Цели и задачи:
- Начать формировать представление о частицах – молекулах, о движении и расположении их в твердых, жидких и газообразных веществах, познакомить с увеличительным прибором – микроскопом.
- Продолжить развитие наглядно-образного, логического мышления, воображения.
- Продолжить формирование элементов абстрагирования, как мыслительной операции.
- Продолжить формирование умения делать выводы по результатам наблюдений и простых опытов.
- Развивать способность к опытно-экспериментальной учебной деятельности.
- Воспитывать познавательный интерес к опытно-экспериментальной работе.
- Воспитывать гордость за великих ученых России.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование:
- Медиопроектор, Презентация.
- Кроссворд.
- У каждого ребенка по 2 стакана с водой, пипетка, ложка, сахар, чернила, шприц без игл, брусок.
- У учителя большой шприц с подкрашенной жидкостью, зерна кофе, два сосуда для жидкости.
Ход урока
Организационный момент:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим и тихонечко сидим.
Проверка домашнего задания, повторение:
На прошлом уроке мы познакомились с вами с новыми понятиями. Разгадав кроссворд, мы проверим, хорошо ли вы их запомнили, и узнаем тему нашего сегодняшнего урока.
(Кроссворд на доске)
Слово по вертикали под № 1.– Как по научному называется любой предмет? (Тело)
– Это многозначное слово.
– Какие еще значения может иметь это слово? (Организм человека, часть организма – туловище, часть чего-либо, корпус чего-нибудь – тело орудия, поршня.)
Слово тело произошло от слова тесто и буквально означает “масса” (на костях, которую можно мять). (Показ теста.)
Сегодня мы исследуем тела, составленные из разных веществ, и узнаем: все ли они одинаково легко поддаются сжатию и давлению, как тесто. Наши выводы помогут нам в дальнейшей работе.
Слово по вертикали под № 2: То из чего состоит любое тело. (Вещество.)
– Как вы думаете, от какого слова образовалось слово “вещество”? (От слова “вещь”.) Подберите однокоренные слова. (Вещественный.)
Многие из вас слышали словосочетание: вещественные доказательства.
То есть то, что реально существует. Вещества – это основа нашего материального мира. И сегодня именно о них пойдет речь.
Слово по вертикали под № 3: Вид вещества, название которого произошло от слова “твердь”? (Твердое.)
– Может быть, кто-то знает, что такое твердь? (Земля, суша.)
– Почему от этого слова произошло слово “твердое”? (Земля неизменна, устойчива.)
– Приведите примеры твердых веществ. (Мел, металл, лед.)
– Ребята, а в каких случаях еще употребляется слово “твердый”? (Твердый картон – жесткий, крепкий, твердое решение – неизменное, прочное, непоколебимое, твердая рука, сердце – сильный, решительный.)
– Как вы думаете, почему во всех этих случаях употребляется слово “твердый”? (Похоже на свойство твердых тел, указывается на сохранение состояния, его неизменность.)
– У нас на партах лежит тело – брусок.
(Учитель демонстрирует брусок.)
– Из какого вещества он изготовлен?
– Исследуем его, чтобы узнать, легко ли он поддается сжатию.
Я предполагаю, что нет. Попытайтесь его сжать, покрутите.
– Что вы заметили?
– Легко ли его сжать или сломать? (Трудно.)
– Да, для этого надо приложить большие усилия.
– Изменяется ли его форма? А объем? (Нет.)
– Сделайте вывод, какими же свойствами обладают твердые тела? (Они сохраняют форму и объем.)
Слайд 1:
На Слайде таблица:
Состояние вещества | Свойства вещества |
Твердое | Сохраняет форму и объем, трудно сжать. |
Слово по вертикали под № 4: Вещество, обладающее текучестью. (Жидкое.)
(Учитель переливает чай из одного сосуда в другой.)
– Приведите примеры жидких тел или веществ.
– Исследуем свойство жидкости сжиматься. Я предполагаю, что жидкость сжать трудно.
В моем шприце подкрашенная вода. Я закрываю отверстие для иглы и пробую надавить на поршень. Ничего не получается.
В русском языке есть даже такое выражение “Толочь воду в ступе”. Что оно означает? (Бесполезное занятие.)
– Сделайте вывод, какими свойствами обладает жидкое вещество? (Текучесть, принимает форму сосуда, в котором находится, не сохраняет объем, трудно сжать.)
Слайд 2:
На Слайде таблица:
Состояние вещества | Свойства вещества |
Жидкое | Обладает текучестью, принимает форму сосуда, в котором находится. |
Слово по вертикали под № 5: Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с происхождением слова, заимствованного из французского языка. Оно произошло от слова “хаос” – бесформенное, беспредельное пространство.
– Что это за слово? (Газ.)
– Как называется вещество, название которого связано с этим слово? (Газообразное.)
– Приведите примеры.
– У меня в руках шприц, наполненный смесью газообразных веществ – воздухом. У вас на партах тоже. Исследуем, легко ли сжимается газообразное вещество – воздух.
– Как вы думаете? (Легко.)
– Закройте отверстие для иглы пальцем, а другой рукой попробуйте надавить на поршень.
– Что вы видите? (Воздух внутри шприца сжимается.)
– Отпустите поршень. Что заметили? (Поршень возвращается на место.)
– Как вы думаете, почему? (Сжатый воздух выталкивает его.)
– Сделайте вывод о свойствах газообразных веществ. (Занимает весь предоставленный объем, легко сжать.)
1 кубический метр воздуха можно сжать до размера наперстка.
Слайд 3:
На Слайде таблица:
Состояние вещества | Свойства вещества |
Газообразное | Занимает весь предоставлены объем, легко сжать. |
– Мы с вами сейчас исследовали разные вещества в разных состояниях. Но и одно и то же вещество при разных условиях может быть или в жидком, или в твердом, или в газообразном состоянии. Приведите пример. (Вода – лед – пар.)
– В чем же сходство и различие веществ, находящихся в разном состоянии?
– Посмотрите на наш кроссворд. Какое слово получилось по горизонтали?
В кроссворде на доске по горизонтали получилось слово: строение.
– С чем ассоциируется у вас это слово, подберите однокоренные слова. (Устройство.)
Тема урока:
Тема нашего сегодняшнего урока – “Строение веществ”. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: “В чем сходство и различие в строении твердых, жидких и газообразных веществ? Почему одни вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?”
Для работы по этой теме учебник приглашает нас в гости к невидимкам (Слайд 4), но кое-что мы все-таки увидим.
Перед этим отправимся на прогулку:
Физминутка:
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
– Готовы к работе?
– Итак, мы должны разобраться, из чего же состоят вещества.
– Ученых с древних времен интересовал этот вопрос. Они предполагали, что если вещество, например, камень разделить до точки, то можно обнаружить мельчайшую неделимую частицу – атом (Слайд 5). Атомы могут быть нескольких сортов и образовывать молекулы (Слайд 6). Это слово означает “маленькая массочка”. Условно молекулы изображаются в виде шариков. Древние ученые предполагали, что сходство всех веществ на свете в том, что они состоят из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.
– Проведем исследование, которое подтвердит или опровергнет мнение ученых о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц – молекул.
– Предположим, что ученые правы и каждое вещество состоит из движущихся молекул, между которыми есть промежутки.
Тогда возможно проникновение частиц одного вещества между частицами другого.
– Чтобы проверить это проделаем опыт.
Опыт с сахаром:
Перед вами стоят стаканчики с водой и лежит кусочек сахара.
Соедините эти два вещества, помешайте сахар ложкой.
– Что вы видите? (Сахар постепенно стал невидимым, растворился.)
– Как убедиться, что сахар все еще находится в стакане? (Попробовать.)
– Попробуйте воду на вкус. Какая она? (Сладкая.)
– Какой вывод мы можем сделать? (Сахар не исчез, он остался в стакане).
– Почему же мы не видим сахар? (Потому что сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. И это частицы перемешались с частицами воды.)
– Этот опыт подтвердил нам мнение ученых о том, что вещества состоят из частиц.
– Всегда ли можно пробовать, когда проводишь исследование?
Опыт с чернилами:
– А теперь проведем опыт, который поможет нам кое-что увидеть. Проверим, подтвердит ли он наши выводы о взаимопроникновении веществ.
Соединим две жидкости. Предположим, что, если они состоят из частиц, между которыми есть промежутки, то они перемешаются. А может, этого и не произойдет.
– Капните в пластмассовый стакан каплю чернил.
– Что вы наблюдаете? (Вода окрашивается.)
– Попробуйте объяснить почему?
– Возможно ли было бы окрашивание, если бы жидкость была сплошной, без промежутков? (нет)
– Сделайте вывод. (Окрашивание возможно потому, что вещество не сплошное и состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки.)
– О чем говорит распространение окрашивания в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)
– Почему такой маленькой капельки чернил хватило, чтобы окрасить всю воду? (Значит в маленькой капле очень много частиц, перемешавшихся с частицами воды.)
– Сделайте общий вывод. (Вещества состоят из отдельных, невидимых глазу, движущихся частиц, между ними есть промежутки.)
– Посмотрите: молекулы разных веществ различны!
Слайд 7, Слайд 8, Слайд 9 , Слайд 10, Слайд 11
– К выводу, который вы сейчас сделали, в России первым пришел величайший русский ученый, поэт, художник, основатель Московского университета Михаил Васильевич Ломоносов. Слайд 12
Именно благодаря ему, мы сегодня познакомились с понятием “молекула”. И словарь науки обогатился такими словами, как формула, термометр, барометр, атмосфера и другими.
Доказать его гипотезу люди смогли только с изобретением электронного микроскопа. Слайд 13. И, возможно, в будущем вы тоже станете учеными и сделаете свои открытия в этой области.
– А пока перед нами стоит все та же задача: определить, чем похожи между собой вещества, находящиеся в одинаковом состоянии. Как их состояние зависит от их строения.
Посмотрите на нашу таблицу.
Слайд 14
Состояние вещества | Свойства вещества |
Твердое | |
Жидкое | |
Газообразное |
– Повторим свойства твердого вещества. (Сохраняют форму и объем, очень трудно сжать.) Слайд 15.
Сейчас 4 человека с первых парт попробуют изобразить молекулы твердого вещества.
– Как вам надо встать, чтобы вас было трудно разъединить? (Обнявшись крепко.)
– Попробуем вас разъединить (Очень сложно.)
– Почему твердое тело трудно сломать и разъединить? Как должны располагаться молекулы? (Молекулы находятся очень близко друг к другу.)
– Вспомните рассказ Л.Н. Толстого “Отец и сыновья”.
– Чему учил сыновей отец? (Держаться вместе.)
– Какой пример он им привел? (Веник, который не сломать.)
– Так и мы, если будем держаться друг за друга, дружить – никто нас не разобьет.
Древние ученые думали, что у молекул твердых веществ есть крючки, которыми они цепляются друг за друга.
Теперь мы знаем, что никаких крючков между молекулами твердого тела нет, просто молекулы в твердом теле очень сильно притягиваются друг к другу, но между ними все равно есть небольшие промежутки, и молекулы колеблются. Поэтому твердое тело очень тяжело сжать.
Посмотрим опять в таблицу. Слайд 16
Вспомните опыт с водой, чаем.
– Какими свойствами обладают жидкие вещества? (Текучестью, трудно сжимаются.)
Следующие 4 человека попробуют изобразить молекулы жидкого вещества. Покажите, как вы легко перетекаете. (Хоровод, ручеек.)
– Благодаря чему жидким веществам это удается делать? (Молекулы расположены свободнее, хотя тоже притягиваются друг к другу. Помимо колебаний, они перескакивают с места на место)
Опыт с кофе:
А теперь закройте глаза и попробуйте догадаться, какое вещество я принесла в класс. (Кофе.)
– Как догадались? (По запаху.)
– Чтобы вы почувствовали запах, что должно было произойти с молекулами кофе? (Они должны были попасть к нам в нос, они вылетели с поверхности зерен и находились в газообразном состоянии.)
– Что позволило молекулам так быстро достичь вашего носа? (Слабые связи между молекулами. Молекулы носятся с огромной скорость на большом расстоянии.)
– Какое свойство газа этим обусловлено? (Занимать весь предоставленный объем, легко сжиматься, так как между молекулами большие промежутки.) Слайд 17.
– Подумайте, где и при каких обстоятельствах вы ежедневно сталкиваетесь с моделью взаимодействия молекул газа между собой? (На перемене, когда многие бегают.)
Давайте, постараемся, во избежание травм, на переменах быть похожими не на молекулы газообразного вещества, а на молекулы жидкости, играя в ручеек и другие игры.
– С какими понятиями познакомились на уроке? (Молекулы, атом.)
– Удалось ли нам ответить на главный вопрос, поставленный в начале урока?
– В чем сходство всех веществ? (Состоят из молекул.)
– Как зависит состояние вещества от его строения?
Домашнее задание:
Открыть учебник на странице 49 № 2. Дома определите, в каких состояниях находятся вещества, модели строения которых изображены на рисунках и подготовьте ответ на вопрос № 3.