1. Пояснительная записка
В детях все величайшие возможности.
Л. Н. Толстой
С 2001 года в ГОУ «Детский дом №6» работает оздоровительный лагерь «Солнечная поляна». Участниками лагерной смены являются воспитанники детского дома. Возраст детей от 4 до 16 лет. Продолжительность смены 50 дней.
Анализ проделанной работы последних 4 лет по организации занятости и отдыха детей д/дома №6 в период летних каникул показал, что одной из действенных форм в этом направлении является организация разных творческих групп, работающих по определённым темам, в которых дети, погружаясь в выбранное направление, всесторонне реализуют себя.
Кроме того, одним из условий эффективности работы лагеря является игра. Игра - это самый короткий канал влияния на ребенка. Содержание работы лагеря - это большая игра в город Мастеров. Игра - спутник детства, обязательная развивающая деятельность ребят. С помощью игр воспитатель легко проверит организаторские способности детей, их умственное и физическое развитие и совместимость и отношения друг с другом.
Проведение смены обусловлено необходимостью:
- создания единого коллектива воспитанников;
- укрепления здоровья воспитанников;
- развития коммуникативных способностей.
В основе программы лагеря лежат принципы:
- целесообразности и соответствия педагогических задач личностным целям воспитанников;
- открытости и деятельности города Мастеров;
- учета возрастных особенностей детей, доступности предлагаемых форм работы;
- признания личности ребенка с ее достоинствами и потенциалом.
В летне-оздоровительную смену 2008 года, ребята в лагере объединяются в мастерские, которые расположены в городе Мастеров, выросшем на «Солнечной поляне». Все помещения в детском доме названы по принципу городской модели:
- группы - мастерские;
- кабинет директора - мэрия;
- спортзал - дворец спорта;
- музыкальный зал - кафе «Хорошее настроение».
В комнате для занятий расположились: банк, почта, полиция, инспекция по гигиене, биржа труда.
Все ребята являются мастерами своего города, воспитатели - ст.мастерами, педагоги доп. образования - магистрами, ст. вожатый - министром важных дел. Актив д/дома на время летнего лагеря преобразуется в городской совет. Главой города Мастеров является мэр - директор детского дома, заместитель директора по УВР - главный советник города, заместитель директора по АХЧ - главный хранитель города.
Режим дня составляется с учетом городской жизни: мастера ходят на работу (уборка территории), зарабатывают деньги - «мастерки», совместно со старшими мастерами и министрами важных дел готовят, проводят и участвуют в мероприятиях. «Мастерок» - игровая валюта, которую можно приобрести в банке, выполнив наряд, данный биржей труда. В городе Мастеров существуют различные службы: полиция следит за порядком в городе, инспекция по гигиене отвечает за санитарное состояние мастерских и улиц города, биржа труда выдает всем желающим наряды на работу, почта разносит различную информацию о штрафах, поощрениях, уведомлениях, поздравлениях и т.д. Банк выдаёт деньги. Горсовет контролирует работу всех служб.
В городе Мастеров существует своя система поощрений и штрафов, а также Конституция (свод законов). Каждая группа - мастерская изготавливает свой уголок, в котором есть название, девиз, отражающий тематическое направление данной мастерской.
2. Цель организации лагеря
Цель:
- организовать полноценный отдых детей, создав оптимальные условия для укрепления здоровья и формирования у детей навыков здорового образа жизни. Не оставить без внимания ни одного ребёнка, через привлечение каждого в игровую, творческую, спортивную деятельность;
- показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребёнка в активное познание своей «малой Родины»;
- воспитывать в ребёнке высокую духовную нравственность: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
- приблизить ребёнка к миру искусства, воспитывать способность к творчеству;
- оздоровить и физически закалить ребёнка, способствовать пониманию им, что сильные, ловкие, смелые - лучшие защитники Отечества, что эти качества - залог успеха в будущем.
Задачи:
- приобретение детьми практических умений и навыков, способствующих успешной социализации в обществе, приобретение экономических навыков;
- развитие у детей творческого потенциала, физических качеств, выносливости, стремление к победе, чувство взаимоподдержки и гордости за команду;
- воспитание духовно-нравственных качеств, патриотических чувств, сплочённого детского коллектива, духа сотрудничества и взаимопомощи в процессе творческой самореализации.
3. Организационно-игровая модель
Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Город Мастеров на «Солнечной поляне» в форме сюжетно-ролевой игры. Из групп формируются мастерские, где все воспитанники - мастера, о главе со своими воспитателями - старшими мастерами.
Каждая мастерская работает в своём творческом направлении, соблюдая определённые атрибуты своей темы.
1) Экологическая мастерская
Отличительный символ - галстук зелёного цвета.
Направление. Изучение окружающей действительности, расширение знаний о природе, формирование любви и бережного отношения к окружающей среде, к свому микрорайону, городу.
2) Спортивная мастерская
Отличительный символ - галстук синего цвета.
Направление. Подготовка и проведение мероприятий спортивного характера, которые помогут укрепить здоровье, привить интерес к различным видам спорта, пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ).
3) Мастерская юмора
Отличительный символ - галстук жёлтого цвета.
Направление. Развитие фантазии детей через раскрытие творческих способностей умение раскрепощаться, используя шутки, небылицы, юмористические представления, формирование доброго отношения к окружающему миру и позитивного отношения к жизни.
4) Мастерская искусств
Отличительный символ - галстук оранжевого цвета.
Направление. Использование различных видов искусств, искусство слова, музыка, пластика и т.д. и художественно-выразительных средств, для достижения гармонизации личности ребёнка и воспитании духовно-нравственных качеств.
5) Интеллектуальная мастерская
Отличительный символ - галстук белого цвета.
Направление. Развитие логического мышления, умения добывать новые знания, умения рассуждать, делать самостоятельные выводы, искать нестандартные решения задач, преодолевать трудности, добиваться успеха.
6) Мастерская туризма
Отличительный символ - галстук цвета «хаки».
Направление. Целенаправленное сближение с природным и социальным окружением, организация «путешествий» в разные уголки земли, экскурсии и походы по городу, выезды за город. Воспитание физической раскованности, выносливости, предоставление возможности попробовать свои силы в новых для себя испытаниях, работа с туристическим инвентарём (компас, карта, рюкзак, палатка и т.д.)
7) Патриотическая мастерская
Отличительный символ - галстук красного цвета.
Направление. Формирование у воспитанников патриотических качеств, гражданской ответственности, смелости, ловкости, выносливости, уважительного отношения к людям разных национальностей.
Помимо мастерских для ребят работают библиотека, музыкальный зал, тренажёрный зал, спортзал, компьютерный класс, спортивные площадки.
Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, костюмы, декорации, оформление, спортивный инвентарь.
4. Система стимулирования успешности
Подготовка и проведение обще-лагерных дел обсуждается с заместителем мэра города Мастеров - главным советником, ст. мастерами, министром важных дел и магистрами и согласуется по необходимости с мэром. Вся информация об участии в том или ином деле обновляется на информационном стенде «Табло безналичных счетов городских мастерских». Результаты конкурсов и состязаний отражаются на стенде и озвучиваются на ежедневной линейке.
За первое место мастерская получает 7 «мастерков»; за второе - 6 «мастерков»; за третье - 5 «мастерков»; за четвёртое - 4 «мастерка»; за пятое - 3 «мастерка»; за шестое - 2 «мастерка»; за седьмое - 1 «мастерок».
Инспекция по гигиене проводит рейды по городу Мастеров: трудовой рейд (уборка территории), санитарный (санитарное состояние мастерских и закрепленных участков), дежурство по кафе.
Лучшая мастерская получает значок - «чистюлькин» приз.
Отстающая мастерская получает значок - «метёлкин» приз.
Эти символы вручаются на линейке, по подведению итогов за неделю. Ведётся учёт знаков, В конце смены, лучшая мастерская, набравшая наибольшее количество знаков получает золотую карту банка стоимостью 20 «мастерков».
5. Содержание и формы реализации программы
Лагерная смена длится 50 дней, в течение которых предлагается реализация программы по направлениям: патриотическое, интеллектуальное, экологическое, искусства, юмористическое, туристическое, спортивное.
Каждая группа (мастерская) работает по закреплённому направлению и проводит мероприятия, различные по формам и методам.
Все мероприятия планируются вместе с детьми.
В дни работы своей мастерской группа несёт ответственность за проводимое мероприятие в городе Мастеров (оформление, сценарий мероприятия, участие детей своей группы, максимальная задействованность остальных групп и т.д.)
В городе Мастеров существуют законы:
Закон точного времени. Делай всё вовремя, никогда никуда не опаздывай. Помни, точность - прочность коллектива.
Закон вежливости. По-доброму, с уважением относиться к каждому (исключить драки, нецензурную брань).
Закон вместе. Каждое дело только вместе. Вместе мы многого достигнем.
Закон чистоты. Уборка территории, группы, внешний вид.
Закон хорошего настроения. Улыбка помогает нам в общении с людьми и раскрывает все двери.
Закон поднятой руки. Говорит поднявший руку.
Закон товарно-денежных отношений. Ежедневно работает «биржа труда» и «банк».
На бирже труда дети, чтобы заработать дополнительные «мастерки», добровольно могут получить заказ на выполнение различных работ: уборка территории, ремонт инвентаря. Генеральные уборки, помощь на кухне, работа с дошкольниками, изготовление декорации к массовым праздникам и т.д. За выполненную работу дети, согласно прейскуранту цен, получают «мастерки» в банке.
Деньги могут быть потрачены на:
- заказ песни или поздравления на дискотеке;
- покупки в сувенирной и сладкой лавках;
- выкуп штрафников;
- покупка путёвки в загородную поездку для самых трудолюбивых и дисциплинированных.
6. Условия реализации программы
1. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют воспитатели, старшая вожатая, музыкальный руководитель, библиотекарь, социальный педагог, педагог-психолог, инструкторы по физкультуре, по труду.
Воспитатели и педагоги-наставники, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана проведения мероприятий и обще-лагерных дел. Старшая вожатая занимается организацией работы города Мастеров и методическим руководством.
2. Педагогические условия.
- Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
- систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
- отбор педагогических средств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
3. Методическое обеспечение.
- Наличие программы лагеря, планов работы мастерских, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
- составление подробных конспектов проводимых мероприятий и подготовки пособий, оборудования;
- проведение собраний для педагогов, отрядных «огоньков», линейки для воспитанников до начала лагерной смены;
- подбор методического материала в соответствии с программой;
- подбор реквизита для проведения дел;
- разработка системы отслеживания результатов, подведения итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
7. Предполагаемые результаты программы
Успешное участие детей в соревнованиях, конкурсах, в творческих изысканиях повысит их социальную активность, которая должна проявиться в течение следующего учебного года активным участием в организации жизни детского дома, поможет сформировать активную жизненную позицию, привить навыки ЗОЖ, повысить общий уровень воспитанности детей, взаимопонимание, укрепить дружеские отношения. Кроме того, активная жизнь детей в лагере, их занятость интересными и полезными делами является профилактикой самовольных уходов и правонарушений и повышением духовно-нравственного развития.
8. Критерии эффективности программы
- постановка реальных целей и планирование результата программы;
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективе;
- увлечённость и удовлетворённость детей проводимыми видами деятельности, формами работы.
9. Комплексная программа укрепления здоровья воспитанников в летний оздоровительный период
Цель: оздоровить каждого воспитанника к предстоящему учебному году через формирование мотивации к здоровому образу жизни, укрепить общее состояние здоровья.
Задачи:
- сформировать установку на здоровый образ жизни - отказ от вредных привычек;
- помочь овладеть навыками и умениями рационального режима жизни;
- добиваться оптимальной двигательной активности, оздоравливать с помощью различных способов:
- Утренняя гимнастика с элементами корригирующей гимнастики и аэробики, проводимая в интересной, нестандартной форме;
- Оздоровительный бег.
- Точечный массаж, взбадривающая гимнастика.
- Хождение босиком по траве и песку.
- Воздушные и солнечные ванны.
- Работа спортивных секций.
- Организация работы тренажёрного зала, в целях укрепления связочно-мышечного корсета, коррекция опорно-двигательной системы.
- Трудотерапия (уборка помещений, участков, чистка одежды и т.д.).
- Ежедневный игровой час на свежем воздухе (проводится воспитателями по утверждённой программе).
- Шестиразовое полноценное питание с ежедневным приёмом сока, свежих овощей и фруктов.
- Соблюдение режима.
- Проветривание, влажная уборка помещений.
- Обливание и обтирание на свежем воздухе.
- Усиленный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических правил в летний период.
- Организация выездов, походов в загородную лесную зону (с.Новотроицкое, с.Дружино и др.)
Приложения
Гимн мастеров (Приложение 1).
Должностные обязанности городских служб в г.Мастеров (Приложение 2).
Прейскурант (Приложение 3).
План-сетка мероприятий на сезон (Приложение 4).
Литература
1. Шаульская Н. А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. - Ярославль, Академия развития, 2008.
2. Сценарии праздников в начальной и средней школе / авт.-сост. Н.Б. Шешко. - Минск: Соврем, шк., 2006.
3. С игрой круглый год в школе и на каникулах / М. С. Коган. - 3-е изд., Новосибирск: Сиб. унив. изд.-во, 2006.
4. Григоренко Ю.Н. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. Изд. 2-ое. - М. Пед. общество России, 2003.
5. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. - М.: ЦГЛ,2003.
6. Арсенина Е. М. Возьми с собою в лагерь...- Волгоград:Учитель, 2007.
7. Лучшие сценарии для летнего лагеря: настольная книга педагога - организатора (авт.-сост. В.И. Руденко, Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.
8. «Вожатый века», ежеквартальный общественно-педагогический журнал, №3(22), осень 2006.
9. Соколова Л.А. Сценарии веселых праздников для детей от 2 до 12 лет. - Новосибирск, Сиб. универ. изд.-во,2007.