Разработка внеклассного мероприятия по истории для учащихся 9-х классов по теме "Мужик-недотепа оказался величайшим сфинксом"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цели:

  • обобщить знания учащихся по теме “Оттепель”;
  • вызвать интерес к прошлому нашей страны;
  • выявление наиболее увлеченных и способных; учащихся.

Оборудование.

  1. Раздаточные бланки с заданиями (кроссворд, “хаос”).
  2. Конверт с высказыванием.
  3. “Загадочный ящик”.
  4. Предметы: кукуруза, мешочек с землей, фото И. В. Сталина.

Условия викторины.

  1. Класс делится на две команды.
  2. Каждая команда получает задание, выполняет его, по очереди отвечает.
  3. За правильные ответы команда получает балл.
  4. Победителем становится та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

Вступительное слово учителя.

Хрущёв

Июль шестидесятого. Встречали
В краю рыбацком сразу трёх вождей.
Венгерского с немецким привечали
И нашего не гнали мы взашей.
Напротив, фимиам вовсю курили.
Неважно, что порою он горчил.
Средь пионеров, что цветы дарили,
И я букет свой Ульбрихту вручил.
Потом с подмостьев гости наблюдали,
Как на огнёвке ловят осетров,
Потом в толпе вовсю митинговали,
Потом – под тентом сели, под шатром.
Ломился длинный стол от чудных кушаний.
И я там был, сидел за тем столом.
Не пил, конечно. Просто тосты слушал
С набитым чем-то очень вкусным ртом.
В рубашке украинской, с пузом грузным,
Подвижен, энергичен и не стар –
Таким вот я запомнил “кукурузника”.
“Волюнтаристом” он попозже стал.
При нём – свободы первые проталины.
Ему Гагарин рапорт отдал свой.
Громил на съездах мёртвого он Сталина.
Молчал, покуда Сталин был живой.
Ему желали выти на орбиту
Со спутником и мчаться средь светил.
А всё ж вошёл в Историю Никита,
А всё же десять лет у власти был.
Когда с ножом мне к горлу лезут с острым,
Я говорю, спокоен, горд и смел:
Не на того напали! Я подростком
С Хрущёвым за одним столом сидел!

(Ростовский Геннадий)

Поэт Геннадий Ростовский в данном стихотворении очень ёмко и точно описывает руководителя нашей страны. И сейчас во время викторины, вы еще раз вспомните главные события Советского Союза в период правления Никиты Сергеевича Хрущева.

Разминка “Всякая всячина”

Круговой опрос – предполагает очередность ответа участников команд. Ведущий зачитывает вопрос, отвечает очередной игрок, который зарабатывает балл, если дал правильный ответ. При этом существует система штрафов “минус балл”, если нет ответа на вопрос. В протокол заносятся все “плюсы и минусы” каждого участника. В конце разминки баллы каждой команды суммируются.

Вопросы для первой команды.

  1. Когда закончилось правление И. В. Сталина? (1953 г.)
  2. В каком году была создана Организация Варшавского договора? (1955 г.)
  3. Кто выступил с требованиями “Мяса, молока, повышения зарплаты” в начале 1960-х гг.? (Рабочие предприятий г. Новочеркасска)
  4. Какой из международных договоров был подписан СССР в период “оттепели”? (Договор между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе)
  5. С каким понятием характеризуется период руководства государством Н.С. Хрущевым? (“Реабилитация”)
  6. Назовите причину перебоев с хлебом в СССР в начале 1960-х гг. (Непоследовательность в проведении реформ)
  7. На что была направлена сельскохозяйственная политика Н. С. Хрущева? (Освоение целинных земель)
  8. Что способствовало решению жилищной проблемы в 1960-х гг. в СССР? (Массовое индустриальное производство стройматериалов)
  9. В каком году был произведен запуск искусственного спутника Земли? (1957 г.)
  10. Какое событие произошло в 1956 г.? (ХХ съезд КПСС)

Вопросы для второй команды.

  1. Назовите хронологические рамки правления Хрущева? (1953–1964 гг.)
  2. Какие события произошли в 1961 г.? (Полет Юрия Гагарина, принятие новой программы КПСС)
  3. Кто стал центральными фигурами политического руководства СССР после смерти Сталина И. В? (Г.М. Маленков, Л.П. Берия)
  4. С деятельностью какого правителя связана “кукурузная эпопея”? (Н.С. Хрущев)
  5. Какие положения обосновал и закрепил ХХ съезд КПСС? (Мирного сосуществования двух систем)
  6. Какое название получили территориальные органы управления экономикой, созданные во второй половине 1950-х гг.? (Совнархозы)
  7. Каким понятием можно охарактеризовать преобразования в экономике, проводимые в период руководства государством Хрущевым? (“Волюнтаризм”)
  8. Что послужило причиной отказа СССР от принятия “плана Маршалла” после окончания Второй мировой войны? (Боязнь оказаться в экономической и политической зависимости от США)
  9. Назовите положительный результат “оттепели” в сфере культуры. (Стремление части интеллигенции к свободе творчества)
  10. Назовите преобразования в области сельского хозяйства, проведенные в период руководства Н. С. Хрущева. (Укрупнение колхозов и создание крупных агрохозяйств)

Конкурс “Хаос”

Цель задания – отыскание пары слов, понятий, даты и события, каким-либо образом связанных между собой. Ведущий раздает командам бланки с заданиями. За каждое верное совпадение команда получает балл.

Задания первой команды.

1.

ЛОЗУНГИ АВТОРЫ
1) “Вся власть Советам!” А) Л. Д. Троцкий
2) “Ликвидировать кулачество как класс!” Б) В. И. Ленин
3) “Догнать и перегнать Америку!” В) И. В. Сталин
Г) Н. С. Хрущев

2.

СОБЫТИЕ ДАТА
1) создание синхрофазотрона А) 12 апреля 1961г.
2) отправка в космос животных Б) 1957г.
3) запуск первого искусственного спутника Земли В) 4 октября 1957г.
4) первый полет человека в космос Г) ноябрь 1957г.

3. Какие три из перечисленных ниже явления характеризуют понятие “военно-стратегический паритет”?

1) обладание сверхдержавами ядерным оружием

2) существование военно-политических блоков

3) вмешательство СССР во внутренние дела других стран

4) значительное преобладание ядерного потенциала СССР над потенциалом НАТО.

5) стремление решать международные споры преимущественно военным путем

6) приблизительное равенство военных потенциалов противников

Задания для второй команды.

1.

ДЕЯТЕЛЬ СОБЫТИЕ, ПРОЦЕСС
А) Ю. А. Гагарин 1) испытание первой советской атомной бомбы
Б) Г. М. Маленков 2) разрешение свободной выдачи паспортов колхозникам
В) А. А. Сахаров 3) первый полет человека в космос
4) проведение экономической реформы в промышленности
5) диссидентское движение

2.

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1) М. Шолохов А) “Искатели”
2) А. И. Солженицын Б) “Один день Ивана Денисовича”
3) И. Эренбург В) “ Судьба человека”
4) Д. Гранин Г) “Оттепель”

3. Какие три из перечисленных ниже мероприятия предприняты советским руководством в конце 1950-х – начале 1960-х гг.?

  • существенное увеличение финансирования сельского хозяйства;
  • укрупнение колхозов;
  • снятие ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников;
  • ликвидация МТС;
  • введение денежных окладов в колхозах;
  • начало массовых закупок зерна за границей.

Конкурс “Знатоки”

Каждой команде предлагается разгадать тематический кроссворд (см. приложение).

Конкурс “Загадочный ящик”

Каждой команде предлагается ящик, в котором находятся различные предметы (кукуруза, земля в мешочке; фотография И. В. Сталина, на отдельном листочке написано ХХ съезд). Дается время на подготовку для того чтобы, исходя из символичных предметов, описать события связанные с ними. (Освоение Целины, ХХ съезд ЦК КПСС) Максимальный балл – 3 (за наиболее полный ответ).

Конкурс “Свой взгляд”

В большом конверте изречение о деятельности Хрущева. После подготовки команды по очереди высказывают свою точку, зрения согласны ли они с изречением.

Никита Сергеевич Хрущев вышел на бой с разжиревшей партийной, хозяйственной и военной бюрократией и не победил ее. Да и кто ее победит?

Тогда мы были лучше Европы по всем показателям, те тоже зализывали раны. Более того, там бывал и голод и холод. Хрущев вел дело к подобию нынешней китайской модели, расширял права предприятий и сворачивал функции ивласть партии и министерств. 80 процентов стран в мире были друзьями Союза, значительно улучшились (после нескольких воспитательных акций) отношения со Штатами. Темпы роста экономики и науки были потрясающими. Мы были бы иными теперь, не победи бездельники и хапуги. Обвинения его в кукурузе, ботинке в ООН, в безграмотности и пр. - облыжны. Таким человеком нужно гордиться.

Литература

  1. Анашина Н. Ю. “День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения” Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Владимирова О. В. История: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. “Россия в ХХ веке (1941–2008)” М.:АСТ: Астрель, 2009.
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России, ХХ – начало XXI века: учеб. для 9 кл. М.: Просвещение, 2005.

Приложение 1