Цель: систематизировать знания учащихся, полученные при изучении данной темы.
Оформление: портрет А.П.Гайдара, выставка книг писателя.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя.
Урок я хочу начать с такой короткой характеристики:
Боец, писатель, большевик и гражданин Гайдар
В этом масштабном определении отмечено всё, что можно сказать об этом человеке, об А.П.Гайдаре, человеке, который в 14 лет вступил в ряды коммунистов, а к 17 годам прошёл путь от курсанта до командира дивизии. Вашим родителям, ребята, имя этого писателя очень хорошо знакомо, так как они выросли вместе с героями его произведений “Чук и Гек”, “РВС”, “Дальние страны”, “Голубая чаша”, “Школа”, “Военная тайна”, “Судьба барабанщика”, “Дым в лесу”.
(Выставка книг А.П. Гайдара)
Еще совсем мальчуганом, лет 11, Аркадий прочитал отцу стихотворение, сочиненное про каких – то мотыльков – эфимерок, которые кружатся и порхают, но живут всего два денька:
Мы кружимся, мы порхаем
И купаемся в лучах,
Мы танцуем, мы играем –
Вот один из нас зачах…
Ну, так что же, не боимся!
Кончен наш веселый век,
С жизнью, с песнями простимся –
Пусть живет так человек!
Отец спросил у него: “Зачем ты советуешь человеку прожить так, чтобы он всю жизнь только кружился в развлечениях.” - “Нет, папа, - вспыхнул Аркадий, - я просто хотел сказать, пусть человек лучше коротко живет, но ярко!” Именно ярко прожил Аркадий Гайдар свою короткую жизнь, оставив после себя добрую память и прекрасные рассказы и повести. Одна из них – повесть “Тимур и его команда”. (Cлайд “Обложка книги”).
О чем эта повесть? (Cлайд “Дети на чердаке”). Здесь детская игра из обычного развлечения превращается в общественно – полезное дело. Подростки из дачного поселка, вроде бы, играя, тайно от взрослых создают команду, оборудуют в старом заброшенном сарае штаб, придумывают сигнализацию, ведут разведку, издают приказы. Вместе с тем все эти игровые действия совершаются не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти на помощь людям.
III. Объявляется тема урока. Тренировочные упражнения.
- Сегодня мы с вами, листая страницы этой повести, обобщим полученные знания по теме “Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах”.
1. Сначала проведем словарную диктовку.
Сарай, чердак, командир, телеграмма, поселок, двухэтажный, терраса, разыскивать, ночевка, квитанция, какая-то, мотоцикл, кто-нибудь.
- Назовите слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Назовите слова, написание которых требует знания определенных орфограмм.
2. Cлайд “Женя и Оля”.
- Вот одна из главных героинь повести Женька со своей сестрой Ольгой. Их отец прислал им с фронта телеграмму, в которой предложил своим дочерям остаток каникул провести на даче под Москвой. Оля уезжала раньше, а Женю оставила дома убрать квартиру и отправить отцу телеграмму.
… По приезду на дачу, Оля обошла весь дом… Но что это? (Cлайд “Сарай”)
3. В тетрадях и на доске записывается предложение.
С крыльца террасы был виден неуклюжий двухэтажный сарай, и над крышей этого сарая развевался маленький красный флаг.
- Какое перед нами предложение? (Сложносочиненное, состоящее их двух простых предложений, соединенных союзом и)
- На какие группы делятся все члены предложения и какие к какой группе относятся?
- Вспомним, что такое определение. Найдите в данном предложении определения. Какие они?
(Неуклюжий двухэтажный – это неоднородные определения, так как двухэтажный относится к слову сарай, а неуклюжий к этому словосочетанию. Аналогично – маленький красный. Запятая в данном случае не ставится)
4. Cлайд “Обложка книги”.
- С Московского вокзала Женя не успела отправить папе телеграмму и поэтому, сойдя с дачного поезда, она решила отыскать поселковую почту. Уже смеркалось, и людей вокруг не было видно. Женя открыла калитку чьей – то дачи и вошла вовнутрь, но назад выйти не смогла, так как путь ей преградила огромная собака. Делать было нечего. Девочка положила ключ и телеграмму на край стола и незаметно уснула.
В тетрадях и на доске записывается предложение.
Утром Женя проснулась, откинула волосы, одернула помятый сарафанчик, взяла со стола ключ с телеграммой и хотела бежать.
- Объясните постановку знаков препинания. Какие члены предложения здесь однородные. Постройте схему.
5. Слайд “Женя с письмом”.
- На столе Женя увидела лист бумаги: “Девочка, когда будешь уходить, захлопни крепко дверь.” Ниже стояла подпись “Тимур”. В соседней комнате она увидела старый ободранный револьвер, кривую турецкую саблю. Взяв в руки револьвер, Женя нажала на курок. Грохот ударил по комнате. (Слайд “Предложение”)
Женя вылетела из комнаты и помчалась прочь от этого дома, оставив в нем на столе и ключ, и телеграмму.
- Найдите в предложении однородные члены. Сколько рядов однородных членов в этом предложении? Назовите их. (Вылетела и помчалась оставив и ключ, и телеграмму)
- Объясните постановку знаков препинания при однородных членах. Значит, мы можем сказать, что в предложении может быть один или несколько рядов однородных членов.
6. Слайд “Обложка книги”.
- Скажите, что может быть при однородных членах? Правильно, обобщающие слова. Где могут стоять обобщающие слова по отношению к однородным членам?
В тетрадях и на доске записывается предложение.
Теперь Ольге надо будет рассказывать все: и про собаку, и про ночевку в чужой даче, и про турецкую саблю, и про выстрел.
- Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Построить схему.
- Наконец, найдя свою дачу, Женя начала было рассказывать все сестре, но тут во двор вбежала коза, а за ней какая-то девочка.
В тетрадях и на доске записывается предложение.
Девочка что – то пробормотала и сунула в руки Жени ключ, записку и квитанцию– все то, что ее просили передать.
- Расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Построить схему.
7. Слайд “Сарай”.
- Гуляя по двору, Женя оказалась возле того самого сарая и , не удержавшись, полезла на чердак, который оказался обитаем.
Ребята самостоятельно под диктовку записывают предложение, расставляют знаки препинания, строят схему.
Многие вещи на чердаке: мотки веревок, фонарь, сигнальные флаги, карта поселка и штурвальное колесо – очень удивили Женю.
(Слайд “Предложение со схемой”)
- Проверьте, так ли вы все сделали.
8. Слово учителя.
- Команда Тимура жила дружно. Много добрых и бескорыстных дел делали ребята для жителей дачного поселка (меняются слайды “Дрова”, “Плачущая девочка”, “Банда Квакина”): носили и укладывали дрова, успокаивали постоянно плачущую девочку, дочку убитого на границе лейтенанта, “воевали” с командой Мишки Квакина, которая постоянно ночью обносила чужие сады. И на заборе каждого дома, в котором кто – то нуждался в их помощи, они рисовали вот такие красные звезды (слайд “Звезда”), говорящие о том, что живущие здесь люди находятся под защитой и опекой тимуровской команды.
IV. Итог урока. Тестирование.
Тест
А. Через десять минут инженер Георгий Гараев сбежал с крыльца вывел мотоцикл из сарая крикнул что – то собаке нажал стартер и вскочив в седло помчался к реке разыскивать Ольгу.
Б. На берегу реки было очень шумно
В. Тащились грузовики с бутербродами лимонадом колбасой конфетами пряниками.
Г. На чердак стали подниматься все кто входил в команду Тимура Гейка Коля Колокольчиков Сима Симаков и другие ребята.
Д. Веревка карта мешки флаги все лежало на своих местах.
Задание
1. Укажите предложения с однородными членами: А Б В Г Д.
2. Какое предложение соответствует данной схеме: А Б В Г Д.
3. В каком предложении однородные сказуемые: А Б В Г Д.
4. Какое предложение соответствует данной схеме: А Б В Г Д.
V. Домашнее задание: из любого произведения Аркадия Гайдара выбрать и записать пять предложений с однородными членами и три предложения с обобщающими словами при однородных членах. Построить их схемы.