Цели урока: Предметный уровень.
Обучающие.
- Знания – продолжить знакомство с новыми понятиями; безналичные денежные средства; безналичный расчет; концерн; бартер; наличный расчет.
- Умения – формировать умение пользоваться экономическим инструментарием, необходимым учащимся в жизни для продолжения изучения курса экономики в следующем звене школы.
- Навыки - формировать навыки учащихся, развивать кругозор.
Развивающие цели.
Знания
- с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения.
Умения
- дальнейшее развитие интеллекта.
- развитие осознанного позитивного отношения к самому себе и окружающему миру.
Навыки
- совершенствование уровня речи, навыков общения со сверстниками.
- развитие самостоятельного и ответственного выбора поведения;
- развивать культуру экономического мышления, учить пользоваться экономическим инструментарием; развивать экономическое и историческое мышление.
Воспитательные цели.
- любовь и любознательное отношение к окружающему миру;
- чувство взаимовыручки, товарищества, внимательное отношение друг к другу в группах.
Уровень общеучебных навыков.
Продолжить работу над:
- дальнейшим формированием мыслительных операций;
- анализ, синтез, аналоговое мышление;
- выстраиваем их на основе эффективных стратегий мышления;
- коммуникативными навыками работы в группе, принятие ответственного решения в ситуации выбора;
- умением работать с письменными и устными инструкциями;
- развитие навыков планирования деятельности;
- развитие умений рефлексировать.
Ход урока и содержание
1. Организационный момент (мотивация)
2. Представление материала факультативного занятия.
3. Работа по группам.
4. Рефлексия.
1. Организационный момент.
У. Сегодня встречаемся на занятии экономики с лесными жителями. Прочитайте тему урока на слайде.
Д. Расчет между покупателями и продавцами.
У. Подумайте, какую учебную задачу мы поставим перед собой.
Д. Узнать новые экономические понятия.
Д. Узнать о жизни лесных друзей.
У. Давайте вспомним, как идут дела у наших лесных друзей. Напомните, кто живет в этой части леса, а кто в той.
Д. В этой части леса живет Белка с друзьями. Это добрая часть леса.
Д. В той части леса живет Филин.
У. Расскажите о печальном событии, которое произошло у наших друзей. О нем мы узнали из сказки на прошлом занятии.
Д. В лесу произошел пожар. Сгорел склад Филина.
Д. Сгорел склад, где Белка хранила свой товар. Несколько дней лес обсуждал это событие. Больше всего переживала Белка.
У. Какой выход надо найти, чтобы исправить случившееся?
Д. Выход есть. Его нашел Фукс. Он предложил потребовать компенсацию за принесенный ущерб.
У. Что же такое компенсация? Вы тоже так считаете?
Д. Компенсация – это возмещение ущерба, урона.
Д. Товар Белки лежал на складе Филина, значит, он несет за него ответственность.
У. Все ли друзья придерживались мнения Фукса?
Д. Да, все, но Белка сказала, что Филин не считает себя виновным, так как загорелась тара наших друзей.
У. Как дальше разворачивались события?
Д. Сорока принесла счет от Филина, он считает, что понес убытки.
У. Какое новое слово мы изучили на прошлом уроке?
Д. Арбитраж – это способ разрешения спора.
Д. Арбитражный суд - это постоянно действующий официальный государственный суд для разрешения коммерческих споров между организациями, предприятиями, фирмами.
У. А теперь вернемся к нашим друзьям и, будем изучать новую сказку и знакомиться с новыми словами. Вы действительно хотите узнать, как идут дела у наших лесных жителей. Что больше всего вас интересует?
Д. Очень хочу. Мне все нравится, что изучаем на экономике.
У. Замечательно. Я верю, что вы будете активны и внимательны на занятии, не забывайте пользоваться полученными знаниями. Что вы ожидаете от нашего урока?
Д. Хотим вместе учиться экономики.
Д. жду интересных событий в сказке.
Д. Я хочу узнать о видах расчета с покупателями.
У. Хорошо! Задача поставлена. Познакомиться с новыми событиями лесных жителей, вспомнить экономические понятия, узнать новые.
2. Работа по теме занятия.
У. Читаем сказку. Откройте книги по закладке. Прочитайте название сказки.
Д. “Раз денег нет – будем меняться”.
У. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?
Д. Думаю о деньгах или об обмене товара на товар.
У. Возьмите в руки карандаши, будем читать, и отмечать трудные слова и экономические понятия. Читаем первый абзац. Объясните слова – арбитражный суд. Продолжаем читать дальше.
Д. Нам встретилось новое слово – пудинг. Это – пирог. Трудное слово – раскошелиться. Это значит заплатить штраф.
Д. Ему еще надо судебные издержки заплатить.
У. Объясните, что это значит?
Д. Это значит заплатить за адвоката.
У. Продолжаем чтение, что вы узнали из этого отрывка?
Д. Наших друзей встретил Филин и сказал, что они зря радуются. Друзья узнали, что Цапля не будет с ними торговать.
Д. Не будет, так как Филин запретил проводить все безналичные расходы с Цаплей через банк.
У. Найдите объяснение нового экономического понятия со “Справочном бюро” Читаем дальше, о чем ведет речь в сказке Филин,
Д. Он говорит о сплочении, о слиянии всех банков леса в один банковский концерн.
Д. Филин собрался все контролировать сам. Он назвал это все финансовым контролем.
У. Читаем дальше. Что вы узнали из этого отрывка?
Все друзья очень расстроились из-за Филина.
Д. Решили сами обойтись без него. Раньше Белка сама все расчеты вела через банк Филина.
Д. Фукс предложил рассчитываться наличными деньгами.
У. Объясните новый термин – наличные деньги.
Д. Это деньги, которые имеются в наличии. Белка протестует, так как это очень большие деньги – целые мешки.
У. Читаем сказку до конца. Что стало вам известно? Нашли ли выход наши герои?
Д. Фукс предложил меняться товар на товар.
Это новое слово – бартерная сделка.
У. Дети оцените поступок Филина. Должен ли так поступать партнер?
Д. Филин нарушил деловую этику делового партнера.
У. Дети давайте сделаем вывод по сказке. Чему она нас учит?
Д. Мы изучили новые экономические понятия и узнали о жизни героев сказки
У. Назовите новые слова.
Д. Это безналичные денежные средства.
Д. Безналичный расчет и концерн.
Д. Бартер и наличный расчет.
У. Запишите эти слова в словарик. Запомните их правописание.
4. Закрепление.
У. А теперь решаем экономические задачи из учебника. Откройте страницу 46-47. Рассмотрите иллюстрации к заданиям и прочитайте задание. Обсудите проблему в парах. Что такое бартер?
Д. Бартер – это обмен товара на товар.
Д. Первая сделка соответствует бартеру, так как происходит обмен товара на товар.
Д. Второй обмен тоже бартер. Услуга за услугу.
У. Теперь работаем по схемам.
Д. Цапля и Белка обменялись товаром. Цапля – клюкву, а Белка маринованные огурцы. Это бартер.
Д. “Ателье Дикобраз” за ткань для кабачка “У Летучей Мыши” получила деньги из банка Филина.
Д. Я думаю, что здесь покупка по безналичному расчету.
Д. На следующей схеме плата услуга за услугу. “Постоялый двор “Барсучья нора” предоставляет жилье и питание трем котятам на месяц. А колледж “Ученый Кот” за месяц обучит трех барсучат распознавать грибы. Думаю что это бартер, так как это плата услуга за услугу.
У. Молодцы, ребята. А теперь поиграем в игру: “Снежный ком”. Проверим, как вы помните термины из прошлых занятий. Начинающий говорит слово, второй повторяет его и говорит свое слово и так далее.
5. Работа по тестам в парах.
У. Дети, у вас на партах тесты прочитайте и обсудите их. Проверяем. Внимание на слайды. Молодцы вы правильно решили тесты.
6. Повторение терминов и упражнение в их употреблении. Игра “Справочное бюро”. Дежурный Андрей. Справка стоит грошик. Помогает дежурить Егор. Молодцы мальчики все у вас получилось.
7. Экономические задачи.
№ 35 с. 20. Как ты порадуешься вместе с человеком, добившимся успеха?
Например:
- Как я рад за тебя…
- Ты это заслужил…
Д. Я горжусь тобой.
Д. Я верил в тебя.
У. Достаотчно. №37, с.21. А как ты утешишь человека огорченного неудачей?
Д. Ничего у тебя все получится.
Д. Не вешай нос.
Д. Выше голову.
У. Я довольна вашей работой.
8. Рефлексия.
У. Подошло к концу наше занятие, и я хочу узнать ваше мнение о нем. Подойдите все к доске и встаньте в кружок. Я вам даю сердечко, у кого сердечко, тот и высказывается.
У. Что понравилось вам на экономике?
- Что порадовало?
- Что огорчило?
- Доволен ли ты своей работой?
- Что произвело на вас большое впечатление?
- Дайте оценку нашему занятию. Интересное или неинтересное. Хотели ли вы еще поработать на экономике? Спасибо за работу.
- Дома придумаете конец сказки и выучите новые слова. Занятие окончено.