Цель: воспитание терпимости к людям иной национальности на примерах народной педагогики.
Форма: беседа, обсуждение.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая “чужим” - враждебным, злобным, непонятным силам природы. “Они”, эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство “мы”. “Они” и “мы” противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным…
Бог наказал человечество: Он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что “мы” - это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это “они”.
Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали - в зависимости от того, кто был сильнее: “мы” или “они”.
Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или… или ему вообще придется отказаться от этих понятий?
С тех пор так и повелось: разные народы, разные языки. У каждого народа свои обычаи, своя культура, своя история.
Сегодня мы с вами остановимся на пословицах, поговорках, загадках народов Сибири – бурят, якутов, тувинцев. Ведь в них отражается многовековой опыт народа, своеобразный кодекс народа, регламентирующий воспитание подрастающего поколения.
2. Мини-сообщения учеников.
Ученик 1.
Исторически народы Сибири жили в условиях изолированности и отдалённости от других, в суровых природно-климатических условиях. В народе всегда высоко ценились дружба и товарищество, которые принимались как признак нравственности, а одиночество всегда осуждалось. Среди всех народов Сибири и Крайнего Севера бытует поговорка типа: “У хорошего человека друзей много, у хорошего коня хозяев много” - тувинская; “Если поможешь другим, будет полезно и для тебя” - бурятская. А такие формы взаимоотношений между людьми как взаимопомощь, взаимоподдержка выработаны бесправным положением населения при колониальном режиме. Люди привыкли сочувствовать обездоленным, бесправным.
Отличительной чертой северного человека всегда была высокая степень гостеприимства, сравнимая разве что с горскими традициями приема гостей. Это неподдельное чувство доброжелательства местного населения помогало многим поколениям путешественников и политссыльных. Без такой поддержки местного населения вряд ли были бы достигнуты выдающиеся результаты научных экспедиций и геолого-изыскательских работ. Даже открытия вилюйских алмазов было связано с именами представителей коренного населения. Роль местных проводников – каюров здесь во многих случаях не менее значительна, чем талант и умение алмазо- и золотоискателей.
Двери якутских балаганов-изб всегда были открыты для приезжего человека. Домашний уют и тепло камелька-печки согревали душу гостя в любое время года. У народа саха не было привычки запирать свой дом. Ему было просто не свойственно брать, тем более присваивать чужое, за исключением чрезвычайных обстоятельств. Во всех других случаях присваивать чужое считалось большим грехом. И.А. Гончаров после посещения Якутии писал: “Я в самой беднейшей юрте… принят очень хорошо. В камин подложили дров, уступили мне передний угол, принесли молока… Сколько холодна и сурова природа, столько же добры и мягки там люди…” Отношения между людьми регулируются рядом неписанных правил: “Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших”; “Всегда обогрей замёрзших, накорми голодных, приюте бездомных”; “Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами”; “Не подчёркивай при разговоре физические недостатки людей” и т.д.
Ученик 2.
Особое место у народов Сибири занимает культ предков, старших, родителей . Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главным хранителем житейского опыта и норм поведения. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: “без любви к старым нет и любви к детям”; “без дедов нет мудрости, без внуков нет радости”; “советы матери запоминай, наказы отца выполняй” (тувинская).
С момента рождения ребёнок знакомился с со своей родословной. Например, бурятские дети должны были знать своих предков до 10-12 колена, знать, откуда они родом, какого племени и рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Народный поэт Бурятии Николай Дамдинов так воспел свою родословную:
“В старину когда - то бывало у бурят:
Если вдруг они о предках заговорят,
До двадцатого колена на пальцах сочтут
Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, учтут не спеша,
Для почину подзовут любого малыша:
А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,
Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?”
Ученик 3.
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Привязанность к родным местам у народов Сибири, вероятнее всего, связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животным миром люди связывали свои судьбы. Без связи с ними они не смыслят себя, свою жизнь. “Человек имеет родину, птицы - гнездо”, - говорят тувинцы.
Сибиряки воспитывали у детей бережное отношение к природе чаще через определённое табу - “нельзя”, которое отчасти имело и религиозную окраску. Так, считалось греховным осквернять огонь, воду (“нельзя бросать мусор, грязь в огонь, плевать в него”; “нельзя выливать в воду молоко, кровь или другое, загрязняющее её” и т.д.), так как этим можно вызвать гнев хозяев огня и воды. Или: нельзя ломать деревья, ветки, наоборот, нужно “одаривать” крупные ветвистые деревья, как это принято, например, у якутов. Такое дерево они называют “баай тиит” (“богатое дерево”), развешивают на ветках “саламу” (разноцветные куски материи), проявляя этим своё преклонение перед хозяином леса. Не то что ломать ветки, деревья, убивать без необходимости зверей, более того, считалось гревным даже громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу, чтобы не разбудить нечистые силы и не разгневать хозяев леса, воздуха, воды.
Каждый сибиряк с младенчества усваивает мудрый совет: будь добр с природой. Недаром у северных народов распространенным афоризмом является: “Земля кормит оленей, олени кормят нас”.
Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, которая развивает их умственные силы. Разум человека, его мудрость, здравомыслие всегда ценились в народе. Сибирские народы ограниченного человека сравнивают с дубиной (“глупый человек-чурбан, умный человек – море”; “умный человек рассказывает то, что видел, глупый – о том, что ел”; “сильный побеждает одного, умный - армию” - бурятские).
Остроумны и загадки сибиряков. Они развивали мыслительную деятельность, остроумие и сообразительность детей. Так, например, “Заходит мокрый, выходит - сухой” (хлеб) - бурятская; “Вечером моя мать родила, утром я мать мою родила” (замерзание и таяние льда)- тувинская; “Без рук, без ног, а всему учит”(книга)- якутская; “Что такое девять доблестей мужчин?
1. Превыше всего – согласие.
2. В море – пловец.
3. На войне – богатырь.
5. Во власти – отсутствие лукавства.
6. В работе - мастерство.
7. В речах – мудрость.
8. На чужбине – непоколебимость.
9. В стрельбе – меткость” - бурятская.
Ученик 4.
Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания бурят, тувинцев, якутов. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Так бурятская народная поговорка гласит: “Пусть глаза привыкают к работе”. Эта же мысль отражается в ряде пословиц: “Любишь мясо есть - лучше ухаживай за скотом” (бурятская); “Трудолюбивому – почёт, ленивому - насмешки” (тувинская); “Перед неумейкой деревья плачут” (якутская).
У всех народов Сибири принято с малых лет приучать мальчиков к “мужскому труду”, девочек – “женскому”. Так, мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, рыболовству, девочек – к обработке шкур, доению домашних животных, шитью одежды, приготовлению пищи и т. д. Соответственно мальчикам прививают умения, необходимые оленеводам, чабанам, охотникам, рыболовам, - мужество, правдивость, трудолюбие, преданность семье. А в девочках стараются воспитать черты, присущие будущей хозяйке, матери – женственность, ласковость, доброту, хозяйственность, скромность, гордость. Недаром в семье оленевода первый подарок мальчику- арканчик, девочке – корзинка с нитками. Народная мудрость гласит: “Трудолюбивый человек приумножает свою честь”; “От работы бежишь - в нужду попадаешь” (бурятские); “От учения бежишь – в ошибку попадаешь” (тувинская).
Ученик 5.
Важное место в народной педагогике занимает народное творчество, которое является как бы зеркалом своего времени. Устное народное творчество бытует среди народов Сибири и Севера в виде больших героических эпосов – олонхо, улигеров, сказаний, так и сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Часто взрослые долгими вечерами пели народные песни, часто аккомпанируя на самодельных музыкальных инструментах - хомусе (якуты), морин хууре (буряты), загадывали детям сказки, развивающие ум, сообразительность, воображение. Олонхосуты (як.), улигершины (бур.), нимнгаканы (также улгур, самэлкил - эвенк.) в своих сказаниях воспевали красоту родного края, его героев, борющихся за утверждение счастья, добра, справедливости.
У сибирских народов много подвижных игр, отличительным признаком которых является разнообразие движений. Эти игры формируют качества, нужные охотникам, табунщикам, чабанам, оленеводам, которые живут и трудятся непосредственно общаясь с живой природой в условиях бездорожья и экстремальных ситуаций: ловкость, выносливость, настойчивость…
Своеобразным видом театрализованной игры является “осуохай” (якутский хоровод, не похожий на русский). На него похож бурятский танец “ёхор”, эвенкийский “ехорье”, эвенский “хэдэ”. Эти хороводы сопровождаются импровизированным пением, в такт которому участники совершают различные танцевальные движения.
Учитель. Давайте с вами обратимся к строкам наших русских поэтов, в которых они затрагивали культуру данных народов.
Ученик 6.
Среди коренных народов, населяющих сибирские просторы, особое место занимают эвенки. Когда в 1692 г. Пётр I организовал русское посольство в Китай, одной из его задач было изучение жизни незнакомых народов и, в частности, тунгусов. Непосредственно эту миссию взял на себя подрядчик по постройке кораблей Российского военного флота голландец И.Избрант, участник посольства. В своём дневнике он рассказывал о язычниках, называвшихся низовскими тунгусами, этом “крепком высоком народе”. Свои длинные волосы они связывали сзади пучком, который висел у них на спине. “Они большие любители красоты и поэтому очень тщательно украшают себе лицо- лоб, щеки и подбородок”. Свою кожу на теле они прошивают нитками, создавая различный орнамент. У них интересные игры и забавы, а в хижинах у них имеются вырезанные из дерева идолы, которых они кормят лучшей пищей. Охотясь и промышляя рыбной ловлей, они безбоязненно плавают по большим рекам.
В1843 г. из Баргузина известный поэт В. Кюхельбекер подробно писал о тунгусах и бурятах, делая акцент на “дикости” этих народов. Письмо сосланного декабриста было адресовано Пушкину. Но великий поэт переосмыслил эту информацию друга.
Учитель.
Вспомним строки А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.Хочется обратить ваше внимание на то, что Пушкин, во- первых, включил тунгусов в ряд наций и народностей России, подчёркивая тем самым их исконное неотъемлемое равенство, ставя их в строку вслед за “гордым внуком славян”и “финном”. Во- вторых, поэт ввёл в структуру стихов синекдоху “всяк сущий в ней язык”, подчёркивая причастность этого народа к языковой сфере, выражая уверенность, что эта этническая группа воспримет “слух” о нем, а возможно, и поэзию его, Пушкина. В- третьих, автор “Памятника” пророчески предвидит будущее развитие упомянутого им народа, что и побудило его присовокупить к выражению “дикий тунгус” значимое слово “ныне”.
Пророчеству Пушкина довелось сбыться. После того как в 1930 г. в состав Красноярского края России включили Эвенкийский автономный округ, началось интенсивное развитие этнокультуры тунгусов, отныне называвшихся эвенками
Вступая в своеобразный диалог “через горы времени” с великим классиком российской литературы, эвенкийский поэт А. Платонов говорит с ним в стихотворении “Пушкину”. Он подтверждает дальновидность прогноза автора “Памятника”: “Слова твои звенящие / Над севером летят”. Эвенки услышали русского поэта. Платонов убеждён а том, что Пушкин, со своей стороны, слышит песни его народа “Ты, Пушкин, погляди / На дикого тунгуса”- Ведь это я – эвенк, / Навек теперь свободный / И счастьем прорастает / Таёжная земля. / Твоё, твоё пророчество / Сбылось, великий Пушкин”. Весьма примечательно, что в своём стихотворении, посвященном Пушкину, поэт Л.Берг нарисовал образ старика – тунгуса, приехавшего на съезд в Москву и внимательно всматривающегося в черты русского поэта, воплощенного в Опекушиным в бронзе: “Старик глядит на памятник высокий / И на родном тунгусском языке / Тихонько шепчет пушкинские строки”.
С детских лет мы привыкли к словам: “Россия - многонациональная страна”. Но не всегда задумываемся о том, какой великий смысл заложен в этой привычной фразе. В нашей стране перемешались множество разных народов, языков и культур. Чтобы сполна ощутить великолепие этой “смеси”, нужно помнить о следующем:
1. Каждый народ, каким бы он маленьким не был, достоин уважения и почтения.
2. Проявлять это уважение нужно корректно и искренне.
3. Дружба между народами (как, впрочем, и между отдельными людьми) начинается не с пустых призывов, а с актов конкретной помощи, полезного сотрудничества.
4. Нужно стараться активно овладевать языком, читать литературные произведения, знакомиться с творчеством народов, которые живут рядом с нами.
Это просто замечательно, что мы, живущие в нашей стране, на Земле, такие разные! И, вместе с тем, как похожи друг на друга, когда счастливы и дружны!
В заключение классного часа вновь хочется вернуться к легенде о “Вавилонском столпотворении”.
…Шли века. Проходили тысячелетия. И вот, наконец, деление на своих и чужих стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и слабость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его “Я”. Человек может быть добрым и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой. И он имеет право быть собой.
Литература
- Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: издательство “Бэлиг”, 1993.
- Воробьёва О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся.Москва: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь Спб: Речь. 2007.