Цели урока:
Оборудование: исторические карты, презентация к уроку, ИКТ.
Ход урока
I. Организационный момент.
Куда б ни шёл: налево ли, направо ли,
В любом краю, на всякой территории
Ты должен помнить, изучать
Историю страны – свою историю.
Сообщение темы и целей урока. (Слайд № 1)
II. Проверка домашнего задания.
В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет синий цвет.
На чём и как писали раньше? (Сообщения детей)
Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
Как выглядели первые книги? (Сообщения детей)
Карточки по изученному материалу
Карточка 1
(Раздаются 5-6 ученикам, которые выполняют работу во время сообщений)
1. Назовите создателей славянской азбуки.
а) Нестор;
б) Кирилл;
в) Мефодий.
2. Как называлась славянская азбука?
а) латиница;
б) кириллица;
в) клинопись.
3. Самая известная летопись Древней Руси:
а) повесть прошлых лет;
б) рассказ о прошлом;
в) повесть временных лет.
4. Автором “ Повести временных лет” является..
а) Нестор;
б) Кирилл;
в) Мефодий.
5. Пергамент - это материал для письма из…
а) берёзовой коры;
б) телячьей кожи;
в) папируса.
Карточка 2
Соединить слова с их значением.
НЕСТОР | ЗАПИСИ О ВАЖНЫХ СОБЫТИЯХ |
ПЕРГАМЕНТ | СОЗДАТЕЛИ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ |
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ | СОЗДАТЕЛЬ “ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” |
ЛЕТОПИСЬ | СТОЛЬНЫЙ ГРАД ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ. |
КРЕМЛЬ | ЦЕНТР ДРЕВНЕГО РУССКОГО ГОРОДА |
ПАПИРУС | РУКОПИСНЫЕ КНИГИ ДРЕВНЕЙ РУСИ |
КИЕВ | ЦЕНТР ДРЕВНЕГО РУССКОГО ГОРОДА |
КРЕМЛЬ |
III. Работа над новой темой.
1. Рассказ учителя.
В ХIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники монголо-татары. Выясним, кто это. Это кочевые племена. Занимались разведением скота. Жили в юртах. (Слайд № 2)
Это был очень неприхотливый народ. Они могли не есть по три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а с другими племенами и народами враждовали постоянно. Они отличались беспощадностью в борьбе с врагами. О них ходила молва, как о жестоких и свирепых людях, а в их войсках царила железная дисциплина. По словам древнего историка они имели “мужество львиное и терпенье собачье”.
Рассмотрите рисунки с изображением монгольского и русского воина. Сравните их. (Слайд № 2)
Поход на Русь возглавил хан Батый- внук Чингисхана.(Слайд № 3). Первым русским городом на пути несметных батыевых полчищ оказалась Рязань. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился к владимирскому черниговскому князьям за помощью, но те не откликнулись на призыв о помощи. Пять дней жители Рязани мужественно оборонялись, но на шестой день их силы иссякли, войско Батыя ворвалось в город, разгромило и сожгло его, а все жители погибли.
Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир. Сожгли и разрушили эти прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 тысячи вражеских воинов погибли у стен города, но и сами жители погибли. Монголо-татарам достались одни развалины, и хан Батый приказал стереть этот город с лица земли. А в 1240 году был разрушен и Киев.
Почти вся Русь попала в зависимость к Золотой Орде – так стало называться монголо-татарское государство. Пришлось выплачивать дань Орде, русские князья должны были ездить к Батыю за разрешением на владение княжеством.
- Почему же русские города покорились завоевателям, хотя и доблестно сражались? (Ответы детей: не было мира и согласия между русскими князьями)
Постепенно Золотая Орда распалась на отдельные княжества и зависимость Руси от неё ослабла. От чужеземного ига русская земля освободилась только при Иване III, который перестал повиноваться ханам и создал крепкое государство. Но это произошло в 1480 году, ещё через 200 лет.
2. Воросы по усвоению нового материала.
- Кто напал на Русь в ХIII веке?
- Какие города были разрушены? Покажите на карте путь следования Батыя?
- Когда Русь освободилась от монголо-татарского ига?
- Почему это стало возможным?
V. Физкультминутка.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.
VI. Продолжение работы над новым материалом.
1. Самостоятельная работа с учебником (стр. 62).
Подготовить рассказ в парах по следующим вопросам:
- Какая новая угроза возникла на Руси в 1240 году?
- Почему немецкие рыцари-крестоносцы решили напасть на русские земли именно в это время? (Слайд № 4, 5)
- Где проходила битва и кто её возглавил?
Дополнительная информация: Рыцарями-крестоносцами руководил военачальник Биргер. Во время боя сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник
Савва подрубил столб его шатра. Шатёр упал. Шведы дрогнули и в панике побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Князю Александру в это время было всего лишь 20 лет.
- Какое прозвище князь Александр получил после этого сражения?
2. Рассказ учителя.
Два года спустя после невской победы крестоносцы вновь появились на русских землях. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Александр Невский вновь стал во главе русского войска. Решающее сражение произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера около Вороньего камня и вошло в историю под названием Ледовое побоище. (Карта)
В бою рыцари строились клином. Его остриё составляли конные рыцари, закованные с ног до головы в железо. Зная об этом, Александр поставил свои войска особым образом. (Слайд № 6)
И вот битва началась. Прикрывшись щитами, рыцари двигались вперёд. Они пробили серединный полк, но русские отступили за специально сделанную преграду из саней, за которыми начинался усыпанный камнями берег. За ними устремились и крестоносцы и оказались в западне: весенний лёд не выдержал рыцарей в тяжёлых доспехах и они вместе с конями пошли на дно. Оставшиеся спасались бегством.
Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр на мир согласился, предупредил: “ Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!”
3. Чтение материала учебника (cтр. 63).
4. Значение Ледового побоища (cлайд № 7).
“Ледовое побоище” нанесло тяжелейший удар по Ливонскому ордену. Эта битва остановила начатое крестоносцами продвижение на Восток, имевшее целью покорение и колонизацию русских земель. Дружине Александра Невского поставлен памятник на горе Соколиха. (Слайд № 8)
На течение и значение битвы в истории существует несколько противоречащих мнений. Мы рассмотрели одно из них.
VII. Закрепление изученного.
Вопросы написаны на карточках, которые выдаются ученикам.
- Кто нападал на Русь в ХIII веке?
- Кто возглавил войско монголо-татар?
- Какие русские города были разорены во время нашествия?
- Какое значение имело это нашествие?
- Какая новая угроза появилась в 1240 году на северо-западных рубежах Руси?
- Где состоялась битва?
- Кто возглавил русские войска?
- Когда состоялась решающая битва с немецкими рыцарями-крестоносцами?
- Какое значение имела эта победа?
VIII. Домашнее задание.
Стр.59-63 (прочитать, пересказать).
Стр.64 (ответить на вопросы).