Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Природа необычного, фантастического в литературном тексте"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить с природой необъяснимого в отношениях между людьми;

2. Продолжить разговор с детьми о природе “необычного”, показать, что необычное может быть миром “наоборот”, когда нарушаются причинно-следственные связи; что оно может иметь сказочную природу; развивать у учащихся выразительное, беглое чтение, речь;

3. Воспитывать любовь к литературе, чувство дружбы.

Оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, видеорепортаж, аудиокнига “Конек-Горбунок”, проектор, компьютер, диск с песней “Дружба”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Дома вы познакомились со стихотворением (“Мир наоборот”)

- Как поняли, почему оно так называется? (Здесь все наоборот, построено по принципу перевертышей)

- Для чего автор использует этот прием? (Чтобы было весело и интересно)

- А попробуйте все поставить на свои места, будет так же интересно? Прочитайте.

- Ваши впечатления?

- Значит, фантазировать - это интересно?

- Какое у героя было настроение?

- А что вы скажете об авторе?

- Дома вы сами фантазировали. Что у вас получилось? (Заслушиваются ответы детей)

III. Сообщение цели урока

- Одному интересно было фантазировать?

- А с кем интереснее? (С другом)

С другом весело играть,
Фантазировать, мечтать.
А за что ты дружишь с ним,
Можешь рассказать?

IV. Работа по новой теме

- Пофантазируйте, разгадайте зашифрованное название произведения, которое будем читать. У Г У Р Д (“Другу”)

- Откройте учебник на стр. 117. Прочитайте фамилию автора. (Виталий Шленский)

(Стихотворение читает учитель)

- Какие качества в людях ценит лирический герой?

- Какой вопрос он ставит перед собой, мысленно обращаясь к своему другу? (“А тебя за что?”)

- Прочитайте четыре последние строчки. Как вы их понимаете? (Если мне трудно, то я обращусь именно к другу, а не к другим людям)

- Что означают слова: “ ... и все?” (То, что с другом можно решить любые проблемы)

(Просмотр видеорепортажа самих учеников о своих друзьях)

- Расскажите, как выглядит ваш друг. Он фантазер? Что он любит делать?

- А что вы делаете вместе?

- Разгадайте кроссворд и узнайте, что является, важным в отношениях между людьми.

1. Друг Мишки из рассказов В. Драгунского. (Дениска)

2. Подруга Кая из сказки Х.-К. Андерсена “Снежная королева”. (Герда)

3. Друг Элли из сказочной повести Волкова “Волшебник Изумрудного города”. (Чучело)

4. Друг Ежика из сказки С. Козлова “Ежик в тумане”. (Медвежонок)

5. Друг Крокодила Гены из сказочной повести Э. Успенского. (Чебурашка)

6. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

- Какое слово получилось по вертикали? (Дружба.)

- Что же такое дружба?

Словарь Ожегова. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

V. Физкультминутка

Танец под клип “Дружба”.

VI. Продолжение работы по теме

- А может ли друг быть необычным, фантастическим? Отгадайте, о ком идет речь?

Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек.
Удивительный конек
По прозванью ... (Горбунок)

- Откройте учебник на стр. 118. Прочитайте комментарий автора учебника. (“Все самое фантастическое возможно с таким другом)

- Узнали друга? (Конек-Горбунок)

- Из какой сказки? Кто автор?

(Рассказ о П.Ершове учениками)

Петр Павлович Ершов (1815-1869) - автор сказки “Конек-Горбунок” родился в Сибири. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего “Конька-Горбунка” - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-Горбунке. Многое взял Ершов для “Конька-Горбунка” из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 г. А. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о “Коньке-Горбунке”.

Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме “Конька-Горбунка”, он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А “Конек-Горбунок”, появившийся более ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.

- А сейчас мы прочитаем с вами отрывок из этой сказки.

(Чтение О.Табаковым из аудиокниги)

- Все ли было понятно?

- Найдите старинные слова.

Не утаися - не скрывай.

Лиходей - человек, приносящий беду.

Светлица - светлая комната.

Много непокою - много беспокойства.

- Кто такой Конек-Горбунок? (Маленькая необычная лошадка, волшебный помощник героя)

- Как и в чем он Ивану хочет помочь? (“Царь велит достать Жар-птицу в государеву светлицу”)

- А кем еще он является для героя? (Другом)

- Докажите о словами из текста.

- А каким другом он оказался? (Верным, заботливым)

- Подтвердите словами текста.

- Можно ли сказать, что у Конька необычная внешность? (Да два горба, мордочка и ушки, как у ослика; сам маленький· с длинным хвостом)

- Красив ли он?

- Почему же Иван дорожил им и все свои беды и трудности делил с ним? (Внешность не главное в дружбе)

- А почему Конек-Горбунок дружил с Иваном?

- Что является главным в дружбе? (Взаимовыручка, понимание, взаимопомощь)

VII. Работа в парах. Соберите пословицы.

1. Нет друга - ищи... а) цены нет.

2. Настоящему другу... б) а старых не теряй.

3. Новых друзей наживай... в) а нашел - береги. (1-в, 2-а, 3-б.)

- Объясните смысл пословиц. Выберите, какие из пословиц подходят к тексту. Докажите.

VIII. Итог урока

- Что объединяет произведения, прочитанные на уроке? (Тема дружбы)

- Так за что вы дружите? Можете объяснить? (Это трудно объяснить, это всегда немножко загадка)

IX. Домашнее задание

1. Нарисовать портрет друга.

2. Составить рассказ о друге.