Цели урока:
1. Познакомить с природой необъяснимого в отношениях между людьми;
2. Продолжить разговор с детьми о природе “необычного”, показать, что необычное может быть миром “наоборот”, когда нарушаются причинно-следственные связи; что оно может иметь сказочную природу; развивать у учащихся выразительное, беглое чтение, речь;
3. Воспитывать любовь к литературе, чувство дружбы.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, видеорепортаж, аудиокнига “Конек-Горбунок”, проектор, компьютер, диск с песней “Дружба”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
- Дома вы познакомились со стихотворением (“Мир наоборот”)
- Как поняли, почему оно так называется? (Здесь все наоборот, построено по принципу перевертышей)
- Для чего автор использует этот прием? (Чтобы было весело и интересно)
- А попробуйте все поставить на свои места, будет так же интересно? Прочитайте.
- Ваши впечатления?
- Значит, фантазировать - это интересно?
- Какое у героя было настроение?
- А что вы скажете об авторе?
- Дома вы сами фантазировали. Что у вас получилось? (Заслушиваются ответы детей)
III. Сообщение цели урока
- Одному интересно было фантазировать?
- А с кем интереснее? (С другом)
С другом весело играть,
Фантазировать, мечтать.
А за что ты дружишь с ним,
Можешь рассказать?
IV. Работа по новой теме
- Пофантазируйте, разгадайте зашифрованное название произведения, которое будем читать. У Г У Р Д (“Другу”)
- Откройте учебник на стр. 117. Прочитайте фамилию автора. (Виталий Шленский)
(Стихотворение читает учитель)
- Какие качества в людях ценит лирический герой?
- Какой вопрос он ставит перед собой, мысленно обращаясь к своему другу? (“А тебя за что?”)
- Прочитайте четыре последние строчки. Как вы их понимаете? (Если мне трудно, то я обращусь именно к другу, а не к другим людям)
- Что означают слова: “ ... и все?” (То, что с другом можно решить любые проблемы)
(Просмотр видеорепортажа самих учеников о своих друзьях)
- Расскажите, как выглядит ваш друг. Он фантазер? Что он любит делать?
- А что вы делаете вместе?
- Разгадайте кроссворд и узнайте, что является, важным в отношениях между людьми.
1. Друг Мишки из рассказов В. Драгунского. (Дениска)
2. Подруга Кая из сказки Х.-К. Андерсена “Снежная королева”. (Герда)
3. Друг Элли из сказочной повести Волкова “Волшебник Изумрудного города”. (Чучело)
4. Друг Ежика из сказки С. Козлова “Ежик в тумане”. (Медвежонок)
5. Друг Крокодила Гены из сказочной повести Э. Успенского. (Чебурашка)
6. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
- Какое слово получилось по вертикали? (Дружба.)
- Что же такое дружба?
Словарь Ожегова. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
V. Физкультминутка
Танец под клип “Дружба”.
VI. Продолжение работы по теме
- А может ли друг быть необычным, фантастическим? Отгадайте, о ком идет речь?
Скачет лошадь непростая,
Чудо-грива золотая,
По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек.
Удивительный конек
По прозванью ... (Горбунок)
- Откройте учебник на стр. 118. Прочитайте комментарий автора учебника. (“Все самое фантастическое возможно с таким другом)
- Узнали друга? (Конек-Горбунок)
- Из какой сказки? Кто автор?
(Рассказ о П.Ершове учениками)
Петр Павлович Ершов (1815-1869) - автор сказки “Конек-Горбунок” родился в Сибири. В детстве он слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал. Ершов очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал зло и стоял за правду, справедливость, добро. Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал сказки Пушкина. Они тогда только что появились. И он тут же задумал написать своего “Конька-Горбунка” - веселую сказку о смелом Иванушке - крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке-Горбунке. Многое взял Ершов для “Конька-Горбунка” из старинных народных сказок. Сказка была напечатана в 1834 г. А. Пушкин прочитал и с большой похвалой отозвался о “Коньке-Горбунке”.
Окончив университет, Ершов вернулся из Петербурга в Сибирь, на свою родину, и там прожил всю жизнь. Много лет он был учителем гимназии города Тобольска. Ершов горячо любил свой суровый край, изучал его и хорошо знал. Кроме “Конька-Горбунка”, он написал еще несколько произведений, но они сейчас уже забыты. А “Конек-Горбунок”, появившийся более ста лет назад, по-прежнему остается одной из любимых сказок нашего народа.
- А сейчас мы прочитаем с вами отрывок из этой сказки.
(Чтение О.Табаковым из аудиокниги)
- Все ли было понятно?
- Найдите старинные слова.
Не утаися - не скрывай.
Лиходей - человек, приносящий беду.
Светлица - светлая комната.
Много непокою - много беспокойства.
- Кто такой Конек-Горбунок? (Маленькая необычная лошадка, волшебный помощник героя)
- Как и в чем он Ивану хочет помочь? (“Царь велит достать Жар-птицу в государеву светлицу”)
- А кем еще он является для героя? (Другом)
- Докажите о словами из текста.
- А каким другом он оказался? (Верным, заботливым)
- Подтвердите словами текста.
- Можно ли сказать, что у Конька необычная внешность? (Да два горба, мордочка и ушки, как у ослика; сам маленький· с длинным хвостом)
- Красив ли он?
- Почему же Иван дорожил им и все свои беды и трудности делил с ним? (Внешность не главное в дружбе)
- А почему Конек-Горбунок дружил с Иваном?
- Что является главным в дружбе? (Взаимовыручка, понимание, взаимопомощь)
VII. Работа в парах. Соберите пословицы.
1. Нет друга - ищи... а) цены нет.
2. Настоящему другу... б) а старых не теряй.
3. Новых друзей наживай... в) а нашел - береги. (1-в, 2-а, 3-б.)
- Объясните смысл пословиц. Выберите, какие из пословиц подходят к тексту. Докажите.
VIII. Итог урока
- Что объединяет произведения, прочитанные на уроке? (Тема дружбы)
- Так за что вы дружите? Можете объяснить? (Это трудно объяснить, это всегда немножко загадка)
IX. Домашнее задание
1. Нарисовать портрет друга.
2. Составить рассказ о друге.