Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- обогащение словарного запаса по теме «Зима»;
- совершенствование грамматического строя речи;
- дифференциация звуков [с]-[ц] в словах;
- совершенствование навыка чтения и письма.
Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха, мелкой моторики, логического мышления;
- развитие пространственных представлений;
- развитие навыка словоизменения существительных;
Воспитательные:
- формирование доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитание умения работать и играть в коллективе.
Оборудование: поднос, магнитофон.
Наглядность: плакаты о зиме, разрезанная картинка с изображением звёздного волшебника, пособие: «Догадайся, какой слог», ёлка с картинками, деформированный текст, написанный на ватмане;
Атрибуты: свеча; воздушный шарик, колпак звёздного волшебника, снежный ком, шапочки зайчиков, 2 шкатулки, 3 волшебные дорожки.
Раздаточный материал: карточки со словами на каждого ребёнка, пиктограммы.
Предполагаемый результат
Расширение и активизация словаря по теме «Зима»; дифференциация звуков [с]-[ц] в словах; закрепление в речи однокоренных слов по теме. Совершенствование навыка словоизменения существительных; согласование прилагательного с существительным в роде, числе; развитие фонематического слуха, мелкой моторики, логического мышления; формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход занятия
I. Организационный момент
Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку - переходит доброта (Логопед берет в руки зажженную свечу.) Посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
Логопед: У всех хорошее настроение, все готовы активно поработать (садятся за парты).
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Все разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая.
Дети: Зима.
Логопед: Скажите, когда наступает зима: после весны, после лета, перед летом?
Дети: Нет. Зима наступает после осени. Она бывает перед весной.
Логопед: Назовите зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Логопед: Скажите, зима, - она какая?
Дети: Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, теплая, суровая, вьюжная, красивая, ветреная, весёлая, нарядная, злая.
Логопед: Каким, словом можно ласково назвать зиму?
Дети: Зимушка.
(звучит музыка, и в класс влетает воздушный шарик)
Логопед: Ребята, к нам в класс влетел воздушный шарик, а на ниточке привязан конверт. Ребята, что это такое? Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. Здесь разрезные картинки. Давайте соберём картинку и узнаем от кого же письмо (дети собирают картинку).
Всё ясно, письмо нам прислал Звёздный волшебник. Теперь мы можем его прочитать.
Письмо
«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. И по такому замечательному поводу, я приготовил вам сюрприз. Вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания вы найдёте с помощью моих звёзд на небе. Я оставляю вам свой волшебный колпак. Выполнив задания, вы должны собрать все звёзды на мой колпак. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив задания, вы узнаете дорогу к волшебному ларцу. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи?»
Логопед: Звёздный волшебник предлагает прогулку в лес? В какой лес мы пойдём?
Дети: В зимний лес.
Логопед: Каким стал лес зимой?
Дети: Белоснежным, красивым, праздничным, нарядным, чудесным, сказочным, новогодним.
Логопед: Какую одежду наденем?
Дети: Зимнюю одежду.
Логопед: Какие сапоги наденем?
Дети: Зимние сапоги.
Логопед: Какую шапку наденем?
Дети: Зимнюю шапку.
Логопед: Ну что же, в путь. По какой дороге мы пойдём?
Дети: По зимней дороге.
Логопед: Чувствуете, какой мороз. Каким воздухом мы дышим?
Дети: Морозным воздухом
Логопед: Прежде чем отправиться, вспомним, как надо правильно дышать морозным воздухом.
Дети: Дышать нужно через нос. (объясняют, почему)
Логопед: Ребята, начнём путешествие?
Дети: Да.
Логопед: Вот первая звезда. Слушайте задание.
Логопед: Перед вами снежная шкатулка. Собираем в снежную шкатулку «зимние слова» из 1, 2, 3 слогов.
Слова: снег, шарф, ком, снежок, лыжи, санки, снежинки, снеговик, лопата.
Логопед: Сколько слогов в слове снег? Снеговик? Снежинка?
Молодцы, справились с первым заданием. Прикрепим первую звезду на колпак.
Вторая звезда – второе задание
«Догадайся, какой слог». Снежинки упали на слова, написанные на доске, и закрыли слоги. Нужно догадаться, какой слог спрятала снежинка, и написать его. Открыли тетради, записали число. Запишите слова в тетрадь.
Слова: сне -… - ка, лы -…. …па – та, сан - …, … - го – вик.
Дети записывают слова в тетрадь.
Логопед: Какие бывают снежинки?
Дети: Узорные, красивые, резные, белые, блестящие, искристые, серебристые.
Зрительная гимнастика
Логопед: Следите глазами за снежным комом.
Логопед: А сейчас закройте глаза и представьте себе зиму с белым пушистым снегом, замерзшими реками, летящими снежинками, морозными узорами на стеклах, метелью, вьюгой. Представили зиму? Послушайте стихотворение Р.А. Кудашевой «Зимняя сказка».
Вот зима пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое. br>Днем с детьми на коньках все катается;
Ночью в снежных огоньках рассыпается...
В окнах пишет узор льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор со свежей елочкой.
Логопед: Из чего лепят снеговика.
Дети: Из снега.
Логопед: Потрогайте его и скажите, какой он?
Дети: Холодный, белый, липкий, искрящийся.
Логопед: Смотрите, ребята, тут снежный ком, давайте с ним поиграем. Я буду называть слова, а вы мне слово – наоборот:
Грустный - веселый, хороший - плохой, кислый – сладкий, черный - белый, пустой - полный худой - толстый, легкий - тяжелый, умный - глупый, шершавый – гладкий.
Логопед: Ох, ребята, что-то холодно стало! Давайте погреем руки.
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Дети выполняют соответствующие тексту движения.
Логопед: Согрели руки?
Молодцы, справились со вторым заданием. Прикрепим вторую звезду на колпак?
Дети: Да.
Третья звезда – третье задание
Логопед: Найди картинки на ёлке со звуком [ц], а остальные убери. Дети подходят к ёлочке, на которой много картинок. Нужно оставить картинки, в названии которых есть звук [ц].
Молодцы, справились с третьим заданием. Прикрепим третью звезду на колпак.
Четвёртая звезда – четвёртое задание
Звёздный волшебник предлагает нам превратиться в зайчиков и отдохнуть.
Физкультминутка «Зайки»
1. На полянке стайкой
Танцевали зайки
Тра-ля-ля, тра-ля-ля
Танцевали зайки. (Приседают)2. Выставляли ножки
В беленьких сапожках
Тра-ля-ля, тра-ля-ля
В беленьких сапожках. (Ставят ноги на каблучок)3. Прыгали, скакали
Лапками махали
Тра-ля-ля, тра-ля-ля
Лапками махали. (Прыгают)4. Белые зайчишки
Зайчики трусишки
Тра-ля-ля, тра-ля-ля
Зайчики трусишки. (Дрожат)ОЙ! (Присели)
Пятая звезда – пятое задание
Подбор однокоренных слов.
Логопед: Ребята, а вы знаете, от какого слова произошло слово «снеговик»?
Дети: От слова «снег».
Логопед: Что делает снег?
Дети: Идёт, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьётся.
Логопед: От этого слова произошли и другие слова. Я вам буду читать стихотворение, а вы - добавлять слова, связанные со словом «снег». Каждым «снежным» словом (снежинкой) мы будем укрывать ёлочку, чтобы она не замерзла.
Логопед: Какие бывают снежинки?
Дети: Узорные, красивые, резные, белые, блестящие, искристые, серебристые.
Логопед:
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … (снег).С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).На посёлки, на лужок
Выпал беленький … (снежок).Вот веселье для ребят –
Все сильнее … (снегопад).Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в …. (снежки).Словно в белый пуховик
Нарядился … (снеговик).
(С каждым добавленным словом дети укрывают елочку бумажной снежинкой)
Логопед: Вот и укрыли мы ёлочку снегом. Давайте вспомним, какими «снежными» словами мы ее укрывали.
Дети отвечают.
Логопед: Ребята, какие зверей можно встретить в зимнем лесу?
Дети: Лису, зайца, белку, оленя, волка.
Зайчик проскакал, по снегу остались следы.
Чьи это следы? (Заячьи); волк – (волчьи), лиса – (лисьи), белка – (беличьи), оленя – (оленьи).
Дети отвечают.
Молодцы, справились с пятым заданием. Прикрепим пятую звезду на колпак.
Шестая звезда – шестое задание
Ребята в лесу был сильный ветер. Разбросал все слова. Давайте мы с вами попробуем составить словосочетания.
снег ветер река снежинки лёд вьюга |
замерзает блестит кружатся падает свищет бушует |
Молодцы, справились с шестым заданием. Прикрепим шестую звезду на колпак.
Седьмая звезда – седьмое задание
Работа с деформированным текстом (текст написан на ватмане).
Текст: пришла холодная зима закружились в воздухе снежинки ночью выпал густой снег утром на снегу лесные звери оставили глубокие следы
- Посмотрите и скажите, что необычного в тексте, написанном на доске? (в нём нет точек и больших букв).
Правильно. В тексте не выделены предложения, нет заглавных букв в начале предложения и точек в конце предложения.
- Давайте вместе искать в этом тексте предложения и правильно их оформлять. Попробуйте, прочитать этот текст про себя. Мысленно найдите первое предложение.
- О чем говорится в первом предложении? (о зиме)
- Что именно говорится о зиме? (что зима пришла)
- Еще что? (что зима холодная)
- Нам понятна мысль первого предложения?
- Какое слово будем писать с большой буквы? (пришла)
- После, какого слова поставим точку? (зима)
Аналогично разбираем все предложения.
- Сколько всего предложений в тексте? (4)
Запишите 1,2 предложения в тетрадь, правильно оформляя.
Проверяем. Какие слова написали с большой буквы в 1, 2 предложении.
- После, каких слов поставили точки в 1, 2 предложении.
Молодцы, справились с седьмым заданием. Прикрепим седьмую звезду на колпак.
Логопед: Ребята, у нас осталась ещё одна звезда. Давайте прочитаем, что же там написано.
«Вы прошли все препятствия на пути, а теперь вас ждёт впереди 3 дороги: по первой пойдёте – попадёте к лягушкам в болото. К лягушкам в болото. Кому попасть охота? По второй пойдёте – угодите сразу к Бабе-Яге. Здесь в конце дорожки, живёт в ступе Бабка-Ёжка. По третьей пойдёте – ларец волшебный найдёте.
Логопед: Какую дорогу выбираем?
Дети: Третью
Логопед: Тогда вперёд! - А вот и волшебный ларец! А что же внутри? Мы нашли настоящие сокровища! (Шоколадные монеты). Это для вас звёздный Волшебник постарался. Значит, хорошо вы работали на занятии.
Логопед: Что сегодня в нашем путешествии было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Какое задание запомнилось больше всех?
Дети отвечают.
Рефлексия
Пиктограммы.
- Возьмите в конвертах рожицы и покажите своё настроение.