Из опыта применения технологий активного обучения в объединениях дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Cегодня большое внимание уделяется вопросам непрерывного образования как единой системе, включающей в себя общеобразовательную, профессиональную школу, дополнительное образование и тому подобные социальные институты. В связи с этим меняется и роль обучающегося в процессе обучения. Он уже не просто человек, добивающийся информации, а активный преобразователь этой информации, которая выступает для него средством для освоения действий и операций профессиональной деятельности.

Основным отличием системы дополнительного образования детей от системы среднего образования является отсутствие единых обязательных государственных стандартов на содержание образования. Эта особенность привносит качественные изменения в методы обучения и воспитания. Учитывая, что в учреждения дополнительного образования дети приходят добровольно (в отличие от школ, куда дети приходят в обязательном порядке), педагог особое внимание уделяет методам стимулирования и мотивации обучения. В выборе содержания образования он исходит из запросов и интересов школьников, более активно реагируя на инновации. Таким образом, содержание образования не дублирует школьный курс, а расширяет и углубляет его. Безусловно, педагог может применить все известные методы обучения, однако приоритетными остаются методы стимулирования и мотивации обучения, исследовательской деятельности (поскольку внеурочная работа позволяет более эффективно применять нелинейные методы обучения, каковыми являются исследовательские), игровые формы организации занятий.

В качестве реализации вышеизложенной идеи можно предложить проведение серии интегрированных уроков, основанных на применении технологий активного обучения (ТАО).

Так, при изучении темы “Введение в программирование”, обучающимся 3 ступени было предложено выполнить следующие задания:

  • составить семантическую схему раздела;
  • составить тест по данной теме, содержащий пять теоретических и десять практических заданий;
  • набрать составленный тест в текстовом процессоре MS Word, подготовить документ к печати и распечатать его;
  • реализовать тест на компьютере в программе КТС.net2;
  • выполнить тест товарища, а взамен предложить ему свой (работа в парах);
  • разработать презентацию по выполненной работе (работа в мини-группах).

Что дают такие задания для получения знаний и усвоения темы?

Во-первых, составляя семантическую схему, дети как бы раскладывают материал “по полочкам”: какие разделы были изучены, какие подразделы в них рассматривались, каков порядок изложения материала, какие понятия и операции были рассмотрены и т.п.

Во-вторых, при самостоятельном составлении тестовых заданий происходит полное повторение темы, причем не только практических умений, но и теоретической базы.

В-третьих, происходит изучение и применение профессиональных возможностей программы MS Word, а именно редактора формул MS Equation Editor, а так же практическое применения программы КТС.

В-четвёртых, у детей возникает необходимость в изучении дополнительных программ, где данные функции можно реализовать проще.

Также достигаются и дополнительные эффекты:

  • получение коммуникативных навыков (точно выражать свои мысли, аргументировать высказывание и т.д.);
  • развитие презентационные умений;
  • выработка уверенности в себе и своих силах;
  • формирование устойчивых навыков рационального поведения в условиях неполной информации;
  • развитие навыков эффективного поведения при решении многопрофильных комплексных проблем;
  • осуществление самооценки;
  • осваивание партнерских отношений;
  • получение положительной мотивации (дети лучше посещают такого рода занятия).

В процессе занятий формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, укрепляются личностные ценности и установки.

По классификации технологий активного обучения, разработанной Н.В. Борисовой, выбранная модель передачи знаний относится к разряду игровых имитационных ТАО и позволяет пробудить познавательную активность ребёнка, содействовать становлению самостоятельности в мышлении и деятельности. Анализ ошибок, проводимых при подведении итогов, снижает вероятность их повторения в дальнейшем на “старших” ступенях обучения.

Особенность применения данной идеи состоит в том, что в некоторых случаях оптимальное решение предложенной учебной задачи у педагога уже имеется и ребёнку остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел и как его можно реализовать. В большинстве случаев задачи не имеют готового решения или могут иметь несколько вариантов решений.

“Дай человеку рыбу – и он будет сыт один день, научи человека ловить рыбу – и он будет сыт всю жизнь” – так говорят мудрые китайцы. Для того, чтобы дети занимались каким-либо видом творчества (в том числе научного), они должны чётко видеть практическое применение полученных знаний.