Внеклассное занятие по химии: игра "Самый умный"

Разделы: Внеклассная работа


Предложенная игра построена подобно телевизионной игре.

Учащимся разных классов предлагается выдвинуть кандидатуры для участия в игре. Для участия выбирают 6 человек. Игра состоит из 2 этапов. В первом туре участвуют 6 человек, им предлагается выбрать тему из предложенных 12 и ответить на вопросы в течение 1 минуты. Вопросы читает ведущий (учитель или учащийся-ведущий). Каждый участник отвечает на вопросы двух тем. Во второй тур проходят 3 участника, которые по итогам первого тура набрали наибольшее количество баллов (за каждый правильный ответ участник получает 1 балл). Учет полученных баллов каждым участником ведет жюри, состоящее их учащихся 10 или 11 классов. Во втором туре учащиеся отвечают на вопросы по предложенным 3 темам. Учащийся, набравший больше всех баллов, становится победителем.

Задания

1 тур

Растворы Металлы Ученые Секрет
Химические реакции Соли Неметаллы Производство
Периодическая система химических элементов Термины Законы Строение

Вопросы по теме “Растворы”

  1. Раствор с низким содержанием растворенного вещества (разбавленный раствор).
  2. Способность вещества растворяться в том или ином растворителе (растворимость).
  3. Раствор, в котором при заданной температуре содержится максимально возможное количество растворенного вещества (насыщенный).
  4. Величина, равная отношению количества растворенного вещества к объему раствора (молярная концентрация или молярность).
  5. Массовую долю обычно выражают в процентах или …(в долях единицы).
  6. В зависимости от способности растворяться в воде вещества делятся на …(хорошо растворимые, малорастворимые, практически нерастворимые).
  7. Однородные (гомогенные) системы переменного состава, состоящие из двух или более компонентов, называют (растворами).
  8. Кристаллические вещества, содержащие молекулы воды, называют (кристаллогидратами).
  9. Различают растворы жидкие, твердые и …(газообразные).
  10. Величина, равная отношению массы растворенного вещества к массе раствора (массовая доля растворенного вещества).

Вопросы по теме “Химические реакции”

  1. Химические реакции, протекающие с поглощением тепла (эндотермические).
  2. Химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света (горение).
  3. Реакция между кислотой и основанием, в результате которой образуется соль и вода называется …(реакцией нейтрализации).
  4. Реакции превращения атомных ядер, протекающие при бомбардировке более тяжелых ядер элементарными частицами или более легкими ядрами, называют… (ядерными реакциями).
  5. Реакции обменного разложения между различными веществами и водой (гидролиз).
  6. Реакции, протекающие во взаимно противоположных направлениях (обратимые химические реакции).
  7. Реакции, протекающие с изменением степени окисления элементов (окислительно-восстановительные реакции).
  8. Химические уравнения, в которых указывают тепловой эффект реакции, называют (термохимическими).
  9. Химическая реакция, в которой из одного сложного вещества образуются несколько новых веществ, называют (реакцией разложения).
  10. Химические процессы, которые протекают в водном растворе или расплаве между ионами (ионные реакции).

Вопросы по теме “Периодическая система”

  1. Графическое изображение периодического закона – это (периодическая система).
  2. Короткая форма периодической системы была опубликована Д.И. Менделеевым в декабре..(1870 года).
  3. Малые периоды состоят (из 1 ряда).
  4. Каждый период (исключая первый) начинается (щелочным металлом).
  5. Группы элементов делятся на …(главные и побочные подгруппы).
  6. Химические элементы, в атомах которых происходит заполнение электронами S-подуровня внешнего уровня, относят к семейству (S-элементов).
  7. Общее число энергетических уровней, заполняемых электронами, у атомов данного элемента равно (номеру периода).
  8. Какое количество элементов включает второй период (8).
  9. Число валентных электронов определяется (номером группы).
  10. Элементы с порядковыми номерами 58-71 называются …(лантаноидами).

Вопросы по теме “Металлы”

  1. Элемент II группы 4 периода периодической системы Д.И. Менделеева, щелочноземельный металл (кальций).
  2. Разрушение металлов или их сплавов под действием окружающей среды (коррозия).
  3. Все металлы в зависимости от своей плотности делятся на … (легкие и тяжелые).
  4. В природе этот металл встречается в виде минералов, основным из которых является каменная соль (натрий).
  5. Для металлов характерна кристаллическая решетка (металлическая).
  6. Твердый металл с магнитными свойствами (железо).
  7. Благородный металл желтого цвета, растворяется только в царской водке – смеси соляной и азотной кислот (золото).
  8. Серебристый металл, при комнатной температуре являющийся жидкостью (ртуть).
  9. Системы, состоящие из двух или более металлов, обладающие свойствами, характерными для металлического состояния (сплавы).
  10. Самый твердый металл, режет стекло (хром).

Вопросы по теме “Соли”

  1. Соли, которые образуются при неполном замещении атомов водорода в молекулах кислот атомами металлов кислот, называют …(кислыми).
  2. K2SO4 называется (сульфат калия).
  3. Известняк, мрамор, мел имеет формулу (CaCO3).
  4. Водные растворы солей, образованных сильной кислотой и слабым основанием, подвергаясь гидролизу, дают реакцию среды (кислую).
  5. Аммонийная селитра имеет формулу (NH4NO3).
  6. Является ценным калийным удобрением (KCl).
  7. Сложные вещества, диссоциирующие в водных растворах на катионы металлов и анионы кислотных остатков (средние соли).
  8. Важный способ получения солей - реакция нейтрализации. Между какими классами веществ она осуществима (кислота и щелочь).
  9. Кальцинированная сода имеет формулу (Na2CO3).
  10. “Нашатырь” имеет формулу (NH4Cl).

Вопросы по теме “Термины”

  1. Явление существования химического элемента в виде нескольких простых веществ, различных по строению и свойствам (аллотропия).
  2. Способность атомов элемента образовывать химические связи (валентность).
  3. Поглощение растворенных веществ поверхностью твердого тела называется (адсорбцией).
  4. Способность атомов данного элемента в соединениях притягивать к себе электроны, участвующие в образовании химической связи (электроотрицательность).
  5. Условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предложения, что оно состоит только из ионов (степень окисления).
  6. Вещества, подвергающиеся распаду на ионы в растворах или расплавах под действием электрического тока (электролиты).
  7. Условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов (химическая формула).
  8. Наименьшая частица данного вещества, обладающая его химическими свойствами (молекула).
  9. Природные или синтетические неорганические вещества, содержащие необходимые для питания растений химические соединения (минеральные удобрения).
  10. Разновидности атомов одного элемента с одинаковым зарядом ядра, но разными массовыми числами (изотопы).

Вопросы по теме “Ученые”

  1. Какой ученый писал “Простое тело есть вещество, металл или металлоид с рядом физических признаков и химических реакций. Под именем элементов должно подразумевать те материальные части простых и сложных тел, которые придают им известную совокупность физических и химических свойств” (Д.И. Менделеев).
  2. Этот ученый в 1777 году объяснил процессы дыхания и горения и дал название кислороду “oxygenium” – рождающий кислоты. (А. Лавуазье).
  3. В 1813 французский химик, исследовавший свойства йода, дал ему название “iodum” по фиолетовой окраске паров элемента (Ж.Гей-Люссак).
  4. Русский ученый, который разработал корпускулярную теорию строения вещества. По его инициативе в 1755 году был основан первый в России Московский университет (М.В. Ломоносов).
  5. Английский ученый, который в 1766 году собрал выделяющийся при действии кислот на металлы “горючий воздух” и исследовал его свойства” (Г. Кавендиш).
  6. Этот ученый впервые в 1919 году осуществил ядерную реакцию бомбардировкой ядер атомов азота альфа-частицами и предложил ядерную модель строения атомов. (Э. Резерфорд).
  7. В одном моле любого вещества содержится одинаковое количество, равное 6,02?1023 структурных единиц. Эта величина носит название (постоянной Авогадро).
  8. Им были впервые проведены вычисления атомных весов элементов (Д. Дальтон).
  9. В 1774 году шведский химик, получивший хлор окислением соляной кислоты оксидом марганца(IV) (К. Шееле).
  10. Шведский химик, разделивший элементы на 2 класса: металлы и неметаллы (Я. Берцелиус)

Вопросы по теме “Неметаллы”

  1. Химический элемент, образующий в природе аллотропные видоизменения: алмаз, графит, карбин (углерод).
  2. Название элемента происходит от греческого слова, что означает “образующий селитру” (азот).
  3. Входит в группу галогенов. Получил свое название из-за неприятного запаха (бром).
  4. Его название означает “несущий свет” (фосфор).
  5. Второй элемент после кислорода по распространенности в земной коре (кремний).
  6. Важнейшими соединениями этого элемента являются сульфиды (сера).
  7. Воздух содержит около 21% по объему этого вещества (кислород).
  8. Газ, открытый Рамзаем и Траверсом, дает голубое свечение. Название его означает “чужой” (ксенон).
  9. Самый легкий элемент (водород).
  10. Этот элемент был открыт в золе морских водорослей. Черный порошок при нагревании превращался в пары великолепного фиолетового цвета (йод).

Вопросы по теме “Законы”

  1. Одинаковые объемы различных газов при одинаковых условиях содержат одинаковое число молекул. Это называется законом (Авогадро).
  2. Закон постоянства состава вещества был сформулирован (Ж. Прустом).
  3. Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции (Закон сохранения массы вещества).
  4. При постоянном давлении изменение объема газа прямо пропорционально температуре (закон Гей-Люссака).
  5. Закон, связывающий скорость химической реакции и концентрации реагирующих веществ это (закон действующих масс).
  6. При одинаковых условиях объемы газов, вступающих в реакцию, относятся друг к другу, а также к объемам газообразных продуктов, как небольшие целые числа (закон объемных отношений).
  7. Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов (периодический закон).
  8. При постоянной температуре объем данного количества газа обратно пропорционален давлению, под которым он находится (закон Бойля-Мариотта).
  9. Закон, показывающий связь между массой тела и его энергией (закон сохранения энергии).
  10. Закон, объединяющий характеристики: давление, объем, температуру (Менделеева-Клапейрона).

Вопросы по теме “Секреты”.
(Здесь зашифрована тема “Вещества”)

  1. Вещества, замедляющие химические реакции (ингибиторы).
  2. Вещества, образованные из атомов одного элемента (простые вещества).
  3. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород (оксиды).
  4. Вещества, обладающие постоянными физическими свойствами и не разделяющиеся физическими методами на другие вещества, называются… (чистыми).
  5. Аллотропное видоизменение кислорода, газ светло-синего цвета, с характерным запахом (озон).
  6. Раствор этого газа в воде называется аммиачной водой или нашатырным спиртом (аммиак).
  7. Специальные реактивы, изменяющие свой цвет в присутствии определенных химических соединений (индикаторы).
  8. Вещества, которые не распадаются в растворах или расплавах на ионы и потому не проводят электрический ток (неэлектролиты).
  9. Основания, которые растворимы в воде, называются … (щелочами).
  10. Вещества, изменяющие скорость химической реакции, которые могут участвовать в реакции, входить в состав промежуточных продуктов, но не входят в состав конечных продуктов реакции и после окончания реакции остаются неизменными (катализаторы).

Вопросы по теме “Производство”

  1. Чугун – это сплав … (железа с углеродом).
  2. Серный колчедан является сырьем для получения … (серной кислоты).
  3. Из смеси цемента, воды, наполнителей (песок, гравий, щебень, шлак) изготавливают … (бетон).
  4. В промышленности для производства азотной кислоты используют …(аммиак).
  5. Сырьем в керамическом производстве является… (глина).
  6. Сталь получается наиболее высококачественной, если процесс протекает в печах… (мартеновских).
  7. Для производства обычного стекла используются сода, известняк и …(кварцевый песок).
  8. В промышленности аммиак получают из азота и …(водорода).
  9. Аппарат, используемый в кислородно-конверторном способе получения стали из расплавленного чугуна (конвертор).
  10. Порошкообразный вяжущий материал, образующий при смешивании с водой тестообразную массу, самопроизвольно затвердевающую в прочное камневидное тело (цемент).

Вопросы по теме “Строение”

  1. Количество электронов, которое содержится на внешнем энергетическом уровне у атома натрия? (1).
  2. Заряд ядра атома углерода равен…(+6).
  3. Электрон, занимающий s-орбиталь, называется… (s-электроном).
  4. Наименьшая частица химического элемента, входящая в состав простых и сложных веществ называется …(атом).
  5. Количество протонов в ядре атома азота равно …(7).
  6. Ядерную модель строения атома в 1911 году предложил (Э. Резерфорд).
  7. Электроны, движущиеся в орбиталях, образуют электронные слои или (энергетические уровни).
  8. Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне равно …(8).
  9. Сколько энергетических уровней содержит атом кальция? (4).
  10. Если в орбитали находится один электрон, он называется …(неспаренным).

2 тур

3 учащимся предлагается составить название химического элемента из слова “кораблестроение” (сера, бор). Кто первый составит, тот выбирает себе тему из трех предложенных “Кислоты”, “Основания”, “Оксиды”. Второй учащийся выбирает из двух оставшихся тем. Последнему учащемуся достается оставшаяся тема. Каждая тема имеет свой цвет (на слайде). Учащиеся запоминают, под каким номером находится вопрос их темы (на слайде). Выбирая номер вопроса, каждый учащийся отвечает на вопросы ведущего по своей теме или по другим. За правильный ответ по своей теме учащийся получает 2 балла, по другой теме – 3 балла, за ответ на общие вопросы – 1 балл.

Кислоты
1
Основания
2
Основания
3
Общие вопросы
4
Кислоты
5
Общие вопросы
6
Оксиды
7
Кислоты
8
Основания
9
Кислоты
10
Основания
11
Оксиды
12
Основания
13
Общие вопросы
14
Оксиды
15
Оксиды
16
Кислоты
17
Оксиды
18

Вопросы по теме “Кислоты”

1. Продолжите: кислоты – сложные вещества, которые состоят из …(атомов водорода, способных замещаться на атомы металлов, и кислотных остатков).

5. Лакмус в растворах кислот становится …(красным).

8. Во влажном воздухе эта кислота “дымит”. Хранят и перевозят кислоту в стеклянных бутылях, полиэтиленовой посуде, стальных сосудах (соляная кислота).

10. Концентрированная кислота окрашивает растворы белков в желтый цвет (азотная кислота).

17. В 1771 г. эта кислота была получена шведским химиком К. Шееле. Ее хранят в емкостях из парафина, каучука, полиэтилена. Используется в химической, целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве стекла, некоторых металлов (плавиковая кислота).

Вопросы по теме “Основания”

2. Продолжите: основания – сложные вещества, в состав которых входят …(ионы металлов, соединенные с одной или несколькими гидроксильными группами).

3. Каустическая сода имеет формулу (NaOH).

9. Фенолфталеин окрашивает растворы щелочей в (малиновый цвет).

11. Тонкий рыхлый порошок, “пушонка”, получаемый при действии воды на негашеную известь (Са(ОН)2).

13. Белое студенистое вещество, плохо растворимое в воде, обладающее амфотерными свойствами. Используется при очистке воды, т.к. обладает способностью поглощать различные вещества, в медицине (Al(ОН)3).

Вопросы по теме “Оксиды”

7. Продолжите: оксиды – сложные вещества, состоящие из …(двух элементов, один из которых кислород).

12. Бурый ядовитый газ с характерным раздражающим запахом, тяжелее воздуха (NO2).

15. Бесцветный негорючий газ без запаха. В твердом виде называется “сухой лед” (СО2).

16. Порошкообразное вещество красно-бурого цвета, входит в состав красного железняка (Fe2O3).

18. Сернистый ангидрид (SO2).

“Общие вопросы”

4. Состояние системы, при котором скорости прямой и обратной реакции равны между собой называется… (химическое равновесие).

6. Химическая связь, возникшая в результате образования общих для взаимодействующих атомов электронных пар (ковалентная связь).

14. Величина, равная отношению числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу молекул, введенных в раствор (степень диссоциации).