Оборудование урока: ширма для кукольного спектакля, куклы – петрушки: Буратино, Мальвина, костюмы Буратино и Мальвины.
Аудиозапись с городским шумом; индивидуальные карточки с дорожными знаками; раздаточный материал: машинки, куклы; макет городской улицы; демонстрационный материал: дорожные знаки, иллюстрации, книжки – памятки, сувениры (закладки – светофорики); медали знатокам правил уличного движения; учебник – тетрадь для 1 класса “ Я и мир вокруг”. Часть 3.
Цели:
- познакомить учащихся с правилами дорожного движения,
- разучить основные знаки дорожного движения;
- предупредить наиболее распространённые ошибки в поведении детей на дороге и на улицах наших городов;
- развивать внимание и наблюдательность;
- воспитывать уважение к водителям и пешеходам.
- развитие творческих способностей.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ширма. Мини – спектакль. Звучит заставка: шум большого города, визг тормозов, битого стекла, сирена скорой помощи, милицейских машин. На фоне записи происходит кукольное действие. Буратино идёт по улице, нарушая правила дорожного движения, не обращая внимания на дорожные знаки и светофор.
Буратино: Ну-ну, разъездились здесь, спокойно перебежать улицу не дают! (Грозит водителю автомобиля, который резко притормозил)
Мальвина: Буратино! Осторожно! Будь внимателен: горит красный свет светофора! Стой! Остановись!
Буратино: (останавливается). Чего кричишь? Без тебя разберусь!
Мальвина: Ты не знаешь правил дорожного движения, а это значит, что ты в опасности!
Буратино: А кто их знает? Все ходят и ездят, как им хочется!
Мальвина: Вот и нет! Пойдём со мной на урок в первый класс, и ты сам убедишься в том, что даже самые маленькие девчонки и мальчишки учат азбуку дорожного движения! (Мальвина и Буратино уже в костюмах выходят из-за ширмы к первоклассникам)
2. Объяснение нового материала. Знакомство с правилами дорожного движения.
Учитель: Здравствуйте! Проходите, присаживайтесь. Мы очень рады, что вы к нам пришли на урок. Ребята, вы, наверное, догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Ученики: О том, как себя нужно вести на улице, о правилах дорожного движения.
Учитель: (читает стихотворение Я. Пишумова)
Город, в котором
С тобой мы живём
Можно по праву
Сравнить с букварём.
Вот она, азбука, -
Над головой:
Знаки развешены
Вдоль мостовой.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог
Город даёт нам
Всё время урок.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Открывает на доске тему урока: УЧИМСЯ БЫТЬ ПЕШЕХОДАМИ.
Учитель: С нами будут учиться не только Буратино и Мальвина, но и наши две подружки Лена и Маша, с которыми произошла вот такая история.
Однажды Лена и её подруга Маша пошли гулять. Мамы не разрешали им ходить на большую улицу. Но девочкам так хотелось быть взрослыми…
(На макете городской улицы или объёмная заставка на магнитной доске, выставляются две куклы – девочки, игрушечные машинки, светофор, дорожные знаки). Разыгрывается диалог:
Маша: Как много здесь машин и людей! И никто никому не мешает! Интересно почему?
Лена: Мне Миша рассказывал, что есть специальные правила поведения на улице для людей и машин.
Учитель: Правильно Лена! Для того чтобы люди и машины не мешали друг другу на улице, придуманы специальные знаки. Некоторые из дорожных знаков очень сердитые. Учитель обращает внимание детей на знаки запрещающие. Знаки выставляются на магнитной доске в графе “запрещающие знаки” каждый знак внимательно рассматривается и комментируется. Например: эта группа знаков не случайно расположилась в кругу с красным окаймлением или красным фоном “Въезд запрещён”, “Проход закрыт”.
Учитель: (показывает знак и читает стихотворение). Шли из школы мы домой.
Видим – знак на мостовой:
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
Что это за знак?
“Велосипедное движение запрещено”
Посмотрите на нашу улицу. Как вы думаете, где можно поставить эти знаки и почему именно ваш выбор пал на это место?
(Ребята располагают знаки на макете городской улицы. Объясняют свой выбор)
Буратино: С этими кружочками всё понятно! Всё запрещено да запрещено. Вот поэтому они и называются: “Подскажите - ка, ребята!” (Дети хором отвечают: “Запрещающие!”). А вот что это, за треугольники с бегущими детьми, они, наверное, как я спешат гулять.
Учитель: Это не просто “треугольники”! Это знаки предупреждающие! Кто ребята из вас сможет объяснить, что обозначает знак с бегущими детьми?
Ребята: Он предупреждает водителей о том, что рядом находятся дети.
Учитель: Где вы видели такие знаки?
Ребята: Около школ, детских садов, парков.
Учитель: (обращается к Буратино) Буратино, теперь ты понял, что это особенный знак! Предупреждающий!
Буратино: А можно мне поставить знак на нашей улице? (Буратино ставит знак напротив макета школы).
Учитель: Как вы думаете, о чем предупреждает следующий знак? (Учитель показывает знак “железнодорожный переезд без шлагбаума”).
Ребята высказывают свои предположения.
Знак “опасный поворот” (учитель комментирует изображение на знаке).
Лена:
Нарисован человек.
Землю роет человек.
Почему проезда нет?
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты…
Буратино:
В сундуке большом лежат?
Их сюда, наверно, встарь
Спрятал очень жадный царь?
Учащиеся: Осторожно! Здесь дорожные работы!
Мальвина: Вот и закончились строгие знаки! Есть на наших улицах очень добрые знаки. Они разрешают!
Учитель: Это знаки на круге голубого цвета. Они разрешают, предписывают движение в указанном направлении, движение легковым автомобилям, указывают велосипедную дорожку, дорожку для пешеходов. Это знаки предписывающие. (Учитель демонстрирует каждый, названный знак и вывешивает в графу “предписывающие знаки”), а теперь посмотрите на серию иллюстраций и найдите на какой из них, изображены предписывающие знаки. (На доске и на стендах иллюстрации, с изображением детей совершающих ошибки в правилах поведения на дороге). Учащиеся находят изученные знаки и объясняют ошибки детей с иллюстраций.
Мальвина: Путешествуя по городу, я обратила внимание на то, что кроме кругов голубого цвета есть знаки на голубых квадратах!
Учитель: Умница! Ты очень внимательная. Знаки на голубых квадратах подсказывают, где пешеходный переход, подземный переход…
Где нет дорожки пешеходной,
Там есть подземный переход.
Ты по нему всегда свободно
Иди, как ходит весь народ.
Какой это знак?
“Подземный переход”
Эти знаки - называются информационно-указательные! (Учитель демонстрирует каждый названный им знак и вывешивает в графу “информационно-указательные знаки”). Учащиеся расставляют знаки на макете, находят их в серии иллюстраций, объясняют ошибки в поведении героев.
Маша: Как здорово, теперь мы знаем правила дорожного движения! И можем спокойно отправляться в большой город?
Учитель: А я сейчас проверю, как вы усвоили первую часть урока!
3. Первичное закрепление и проверка усвоения знаний.
Учитель предлагает ребятам выполнить первое практическое задание. (Рисунок № 1)
4. Проверка выполненных работ. Учитель сам просматривает работы.
5. Работа по учебнику. (Рисунок № 2). Учащиеся рассматривают знаки.
Самостоятельно читают информацию. После прочтения про себя, читает вслух учитель и комментирует. Учащиеся закрывают учебник.
Учитель: Найдите изображение дороги, где есть линии, по которым можно переходить улицу? (Учащиеся быстро находят “зебру”)
Буратино: А где изображена дорога с одной белой линией посередине? (Ребята обращают внимание на ширму с изображением дороги и объясняют: по одной стороне от этой линии машины едут направо, по другой стороне - налево)
Лена: А мне Миша говорил, что самый главный на улице – светофор. Ему подчиняются все - и пешеходы, и водители.
Учитель: А вы знаете, кто придумал светофор? (Историческая справка. Рисунок № 3). (Примечание: учитель может коротко рассказать о светофоре, опуская подробности)
Учитель: У светофора три стеклянных глаза: верхний – красный обозначает “Стойте!”. Движение пешеходу запрещено!
Под красным – жёлтый обозначает “Ждите!”
В самом низу – зелёный обозначает “Идите!”
Учитель демонстрирует макет светофора.
6. Игра “Светофор”. (Цель: закрепить сигналы светофора, развивать внимательность).
Условие игры. (Если учащимся показывают сигнал красного цвета - они спокойно стоят на месте, если желтого - хлопают в ладоши, зелёного - шагают или двигаются вперёд). Игру могут провести сказочные герои. (Рисунок № 4)
7. Работа в тетрадях. Задание. (Рисунок № 5). (Читает Маша)
Маша: Определите, какие сигналы горят на светофорах и раскрасьте их.
8. Взаимопроверка.
Буратино: Какие на улице строгие правила!
Мальвина: Это чтобы никто не попал в беду!
9. Итог урока.
Учитель: Вот и подходит к концу наше путешествие по городским улицам. Какие выводы вы для себя сделали?
Учащиеся: Правила дорожного движения должны знать ВСЕ!
Учитель: Слушайте правила внимательно и отвечайте старательно!
(Учитель говорит начало правила, а учащиеся продолжают)
Переходить дорогу можно только по переходу на зелёный сигнал светофора!
При переходе улицы смотри сначала налево, а затем – направо.
Нельзя играть и бегать вблизи проезжей части!
Автобусы и троллейбусы надо обходить сзади, а трамвай – спереди!
Дорожные знаки - наши помощники!
А теперь выполните задание. (Рисунок № 6)
Задание. Постарайтесь дорисовать всё, что забыл художник. Покажите стрелкой, где можно переходить улицу.
Учитель и помощница Мальвина проверяют задание.
Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с заданием! Я хочу подарить вам книжечки – памятки. (Рисунок № 7). Внимательно просмотрите и найдите в них те знаки, о которых мы не говорили! (Ребята обратят внимание на знаки сервиса)
Учитель: Это группа знаков – голубые прямоугольники с рисунками: то ложка с вилкой, то красный крест, то палатка, то кровать… Не трудно догадаться, что эти знаки указывают: рядом – столовая, неподалёку – медицинский пункт, хотите отдохнуть – вот место отдыха… Это знаки СЕРВИСА.
Учитель: У каждого из вас на столе лежат кружочки, треугольники, квадраты.
С обратной стороны надписи. Прочитайте подписи к этим знакам, дорисуйте их и раскрасьте. (Рисунок № 8). (Самопроверка по книжке – памятке)
Мальвина: Спасибо вам ребята за урок! (В знак благодарности Мальвина раздаёт ребятам закладки для книг и медали “Знаток правил уличного движения”. (Рисунок № 8)
Буратино: Мне тоже понравился ваш урок я многое узнал, но мне ещё многому надо учиться!
Ребята дарят Буратино книгу “Азбука города”.
Учитель:
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
Сказочные герои уходят за ширму. Куклы-петрушки. Мальвина, Буратино, Лена, Маша по очереди читают стихотворение С. Михалкова “Шагая осторожно…”
Буратино:
Движением полон город:
Бегут машины в ряд.
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Мальвина:
Шагая осторожно
За улицей следи -
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там её переходи!
Лена:
И там, где днём трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить, зевая!
Нельзя считать ворон!
Маша:
Шагая осторожно,
За улицей следи –
И только там, где можно,
И только там, где можно,
И только там её переходи!