Интегрирование информационных технологий в учебно-воспитательный процесс – это обоснованная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Сегодня наблюдается возрастание объема программного материала. Его содержание модернизируется в соответствии с современными условиями. Однако у учащихся наблюдается дефицит умений:
- работать с текстом;
- давать развернутые ответы;
- обращать внимание на детали;
- осуществлять поисковый вид деятельности;
- сопоставлять, сравнивать анализировать материал.
Решать эти задачи мне помогает использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
В частности, на уроках окружающего мира я часто использую мультимедиа программу “Природа и человек”. В ней предлагается 250 интерактивных заданий, выполняя которые ученик учится размышлять и самостоятельно находить верные ответы, пользоваться дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц. (Приложение 1) Дает возможность мне, учителю, составлять свои дополнительные вопросы для выполнения заданий, учитывая уровень готовности класса и индивидуальные возможности детей.
Программа работает в трех режимах: обучение с “обратной связью” под управлением программы, обучение в свободном режиме, тестирование. Результаты работы выводятся на экране.
Предлагаю урок по окружающему миру в 3 классе с использованием данной программы.
Цели:
- формировать представления о здоровом образе жизни;
- развивать умение нахождения в тексте информацию, заданную в явном или неявном виде и уметь применять;
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.
Оборудование: компьютерная программа “Природа и человек”, презентация, выполненная в Microsoft Power Point, учебники, рабочая тетрадь к учебнику, карточки с вопросами для работы в паре.
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на работу проходит с помощью психологической игры “Настроение”. Дети становятся в круг, берут друг друга за руки и поворачиваясь друг к другу, желают хорошего настроения друг другу или просто улыбаются.
2. Введение в тему урока.
Фронтальная работа.
– Над каким разделом мы работаем на уроках окружающего мира? (Мы и наше здоровье.)
На экране появляется тема раздела. (Приложение 2. Слайд 1.)
– Какие темы мы рассмотрели в этом разделе? (Организм человека, органы чувств, опора человека, питание, органы дыхания, кровообращения.)
По мере высказываний детей на экране появляются заставки с названием тем.
(Приложение 2, Слайд 1).
– Если обратиться сейчас к теме нашего раздела “Мы и наше здоровье” (обращаюсь к презентации на экране), мы говорили, о какой части раздела? (Мы говорили о нас “мы”, о строении человека, его органах.)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О нашем здоровье.) На экране появляется заставка “ Наше здоровье”.
(Приложение 2, Слайд 2.)
3. Работа в программе “Природа и человек.”
Даю алгоритм работы и задание каждой паре при работе с заданием программы. (Приложение 3.)
– Сейчас вы пойдете к компьютерам, на столе у вас лежат карточки с вопросами к тексту на экране, после того как найдете в паре ответы на эти вопросы, выполните задания компьютера.
– Дети работают в парах.
Я наблюдаю за работой детей, оказываю необходимую помощь.
– Проверка выполнения задания через демонстрацию заданий на большом экране с объяснением каждой пары.
Дети рассказывают, как выполнили задание. Остальные оценивают выполнение, задают вопросы.
4. Физкультминутка.
5. Выведение правил здорового образа жизни.
– А теперь подумайте, какой совет можно дать исходя из вашего задания?
По мере формирования совета на экране появляются таблички с советами.
(Приложение 2. Слайд 3.)
(Сочетай труд и отдых, занимайся спортом, следи за своей осанкой, соблюдай правила гигиены, правильно питайся, не заводи вредных привычек.)
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Над какой темой работали сегодня на уроке?
– Что делали?
– Какой вывод сделал каждый для себя?
После высказываний детей, подвожу итог урока и на экране появляется вывод “Веди здоровый образ жизни”. (Приложение 2. Слайд 3.)
– Оцените свою работу.
8. Домашнее задание.