Цели:
- Познакомить учащихся с классификацией эмоций и чувств, с особенностями их телесных проявлений.
- Научиться распознавать эмоциональное состояние окружающих.
- Закрепить знания об эмоциях и чувствах, о формах эмоциональных состояний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
- отметить отсутствующих;
- объявляется тема, формулируются цели.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
а) что такое эмоции?
б) какие существуют формы эмоциональных состояний?
в) какое влияние оказывает эмоциональное состояние на успешность трудовой деятельности? Ответы детей.
г) 1 человек отвечает письменно.
III. Изучение нового материала (составление конспекта по объяснению учителя).
Учитель: Итак, мы знаем, что такое эмоции и чувства. И Б.И. Додонов предлагает нам классифицировать эмоции и чувства в зависимости от сложности, содержания, влияния на деятельность, силы проявления.
1. По сложности чувства бывают: простые (голод, тревога, испуг) и сложные (моральные, интеллектуальные, эстетические).
Моральные чувства – патриотизм, долг, коллективизм.
Интеллектуальные – отношение к результатам умственной деятельности (чувство удивления, сомнения, удовлетворения).
Эстетические чувства – это чувство красоты, восхищения.
Стенические чувства – это радость, возбуждение, гнев, то есть чувства, вызывающие активное состояние организма, подъём, возбуждение, бодрость.
Астенические чувства – тоска, печаль, уныние, вызывающие пассивное состояние организма.
Настроение – длительное эмоциональное состояние человека, оказывающее влияние на деятельность, на все психические процессы. Зависит от успехов, общения, состояния здоровья, уровня жизни, быта.
Аффект – кратковременное, бурнопротекающее состояние сильного эмоционального возбуждения, возникающее в результате фрустрации.
Страсть – вид эмоционального состояния, встречающийся только у человека, представляющий собой сплав эмоций, мотивов и чувств. Страсть может сыграть большую роль в жизни человека, если направлена на страсть к знаниям, изобретательству и т.д.
Итог этапа: по каким признакам классифицировал Додонов эмоции и чувства?”
Ответы детей.
2. Особенности чувств.
Учитель:
“Особенности наших чувств формировать гораздо сложнее, чем знания, ведь чувства – субъективны.
- Разнообразие чувств. Например, ощущений всего 12 видов, а чувств десятки.
- Полярность чувств. Каждое чувство имеет свою противоположность: любовь и ненависть, радость и печаль и т.д.
- Пластичность чувств. Одна и та же причина вызывает разные чувства – кто-то радуется, а кто-то разочарован. И наоборот, одни и те же чувства могут вызываться разными причинами.
- Единство с деятельностью. Хорошее настроение - и дело спорится. Плохое настроение - и дело страдает.
- Универсальность. Чувства универсальны для всех людей планеты, но есть национальные различия, определяющиеся традициями и обычаями.
Итог этапа: назовите особенности чувств”.
Ответы детей.
3. Особенности телесных проявлений.
Учитель:
а) мимика – изменение положения губ, бровей;
б) пантомимика – жесты, поза;
в) вокальная мимика – тон голоса;
г) вегетативные реакции – изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, покраснение, побледнение, дрожь, потоотделение.
Все ощущения – приятны или неприятны. Поэтому отношение человека к чему или кому-нибудь можно определить по внешним проявлениям, в частности по мимике”.
IV. Закрепление нового материала.
Тест “Понимаете ли вы язык мимики?”
Учитель:
“Предлагаю вам проверить себя! Перед вами 12 выражений лица, в которых закодировано 12 эмоциональных состояний. Попытайтесь их расшифровать, затем я открою правильные ответы, и каждый сравнит свой ответ с ключом”.
Ключ:
1. Безразличие, 2. Враждебность, 3. Веселье, 4. Сильная злость, 5. Грусть, 6. Застенчивая радость, 7. Плохое самочувствие, 8. Злость, 9. Бурная, радость, 10. Глубокая печаль, 11. Скепсис, 12. Скорбь.
Работа в группах.
Класс разбивается на 4 группы. Каждой группе предлагается портрет человека, с которым дети знакомы.
Учитель: “Что вы можете сказать об этом человеке? Какие чувства он испытывает в данный момент?” Идёт обсуждение в группах. Один из учащихся предлагает свой вариант.
Упражнение “Монета”
Учитель:
“Наблюдательность – это искусство, это работа над собой. Сейчас я предлагаю вам упражнение на развитие навыка распознавания.
Нужно разделится на две команды с равным числом игроков и построиться в две шеренги лицом друг к другу. По моей команде вы станете передавать монету за спинами друг друга. По команде “стоп” монета остаётся в руке у участника. Задача – отгадать, у кого находится монета”. Участники играют несколько раз. По окончанию игры учитель организует обсуждение её результатов.
Учитель: “ Сегодня каждый из вас имел возможность проверить наблюдательность, определяя по глазам и мимике лица чувства человека. Каковы ваши впечатления от этого? Чему вы научились?
Происходит обсуждение: ваши впечатления? Чему научились?”
Теперь поговорим о жестах. Что же человек чувствует, демонстрируя тот или иной жест? Насколько он искренен с вами?
Американские психологи Джерерд Ниренберг и Генри Калеро в своей книге “Читать человека как книгу” приводят группы жестов, выражающие различные позиции человека в процессе общения.
Жест неуверенности.
Жест скрытности.
Жест уверенности и превосходства.
V. Заключительная часть
Итог урока.
Вопросы к детям:
1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2. Ребята, а как вы думаете, влияют ли чувства на запоминание?
Домашнее задание: изучение конспекта.
Творческое задание для любознательных: подумайте, как можно управлять своими чувствами? Выставление оценок с комментированием.
Рефлексия.
1. Вам сегодня комфортно было на уроке?
2. Как вы думаете, где могут пригодится знания, полученные сегодня на уроке?
3. Оцените своё состояние на уроке выбором жетона.