Спаренный урок по природоведению в 5-м классе по теме "Сохранение жизни на Земле"

Разделы: Биология


Цели:

  • расширить знания учащихся о последствиях влияния деятельности человека на живые организмы;
  • познакомить учащихся с примерами негативной деятельности человека, с основными мерами сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Учащиеся должны знать: причины сокращения видового разнообразия растений и животных на земле, основные меры сохранения разнообразия организмов и среды их обитания.

Учащиеся должны уметь: определять виды исчезнувших животных по изображениям.

Оборудование: компьютер, проектор, CD.

Ход урока

I. Вступительная часть

Подсчитано, что до появления на Земле человека один вид животного исчезал в среднем за одну тысячу лет, с 1850 по 1950 г. – один вид за десять лет (т.е. в 100 раз быстрее!), после 1950 г. – за один год. А сейчас ежедневно(!!!) исчезает один вид растений животных или грибов. Если так пойдет и дальше, то уже через несколько лет каждый прожитый людьми час будет отмечен гибелью одного вида организмов.

II. Основная часть

Ученик. Всем известна Международная Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды животных и растений. Существует и Черная книга - список животных и растений, навсегда исчезнувших с лица Земли уже в историческое время. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчет этого списка ведется с 1600 года.

2 ученик. Если Красная книга – сигнал тревоги и призыв к действию, то Черная книга служит предостережением человеку и напоминает о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. Мы хотим рассказать вам о некоторых из них.

1 ученик. Пожалуй, самый известный из птиц, внесенных в Черную книгу, - громадный нелетающий голубь дронт.

Эти неуклюжие птицы размером с индюка обитали на Маскаренских островах, затерянных в Индийском океане. В условиях жизни на изолированных островах с мягким климатом, где полностью отсутствовали наземные хищники, и созревал обильный урожай плодов, у предков дронтов отпала необходимость в полете. Уже не сдерживаемые законами аэродинамики, росли размеры и масса тела голубей, ставшие ненужными крылья уменьшились. Птицы перешли на наземный образ жизни, подбирая опавшие дары леса.

Истребление  этих  птиц  произошло   так быстро, что не удалось сохранить даже музейных чучел. Потомкам досталось несколько неполных скелетов да оставшиеся от старого чучела лапа и голова обыкновенного дронта. О внешнем облике  дронтов мы можем судить сейчас лишь по     старинным рисункам и описаниям. 

Избиение дронтов начали матросы, стосковавшиеся по свежему мясу во время морских странствий. Они   убивали птиц просто палками, а те никуда не убегали, полностью потеряв за тысячелетия безбедной жизни инстинкт самосохранения. Португальские и испанские моряки называли птиц “додо” - дурак, глупец. Под этим названием дронты прочно.

Довершили уничтожение додо свиньи, собаки и кошки, завезенные на острова людьми. Они во множестве  разоряли гнезда птиц, расположенные прямо на земле (слайд №4). Презентация

2 ученик. Этот некрупный длиннохвостый голубь обитал на Североамериканском континенте от Гудзонова залива на севере до Мексики на юге, и от Скалистых гор на западе до Атлантического побережья на востоке. К середине XIX века он оставался самой многочисленной птицей на земле.

Массовые перелеты этих птиц поражали воображение очевидцев. Некоторые скопления насчитывали до миллиарда птиц. Стаи диких голубей закрывали солнце, становилось темно, как в сумерки, слышался непрерывный шелест крыльев.

Не менее впечатляли гнездовья голубей. Деревья, густо усеянные гнездами, до сотни на одном дереве, не видны даже листья и мелкие веточки, выглядели словно очищенные топором. Кругом стоял оглушительный шум и крики, почва была покрыта толстым слоем помета, лежавшего сугробами, как снег.

Конечно, человек не мог пройти мимо такого изобилия дичи. Узнав о гнездовании голубей, местные жители ночью приходили в лес, рубили деревья с гнездами и тысячами убивали взрослых птиц и птенцов. На места гнездовий пригоняли свиней, которые пожирали упавших птенцов. Фургоны и повозки с горами битой дичи отправлялись на деревенские и городские рынки, где тушки голубей продавались по одному центу за пару.

К 80-м годам XIX века стаи незаметно поредели, и на рубеже столетий стало очевидным, что странствующий голубь куда-то исчез.

Пожалуй, за всю историю взаимоотношений с дикой природой человечество не получало более жестокого урока. Долго не могли оправиться от шока ученые и защитники природы (слайд № 6).

3 ученик. Пингвинов, населяющих Южное полушарие, знают все, но мало кому известно, что само слово “пингвин” - северного происхождения. “Пинг-уинг” - так называли английские рыбаки бескрылую гагарку. Пингуинус импеннис - научное название этой птицы. Бескрылая гагарка была хорошо известна европейским морякам, и, встретив в южных морях подобных птиц, они окрестили их пингвинами

Бескрылая гагарка была крупной, с гуся, птицей. Рост ее достигал 90 сантиметров. Оперение спинной стороны тела отливало блестяще-черным цветом. Брюшко и полоска на крыле из кончиков маховых перьев были белыми. Горло - черно-бурого цвета. Клюв и ноги - черные. У самцов в брачном наряде перед глазом красовалось большое белое пятно овальной формы.

Добыть бескрылую гагарку не стоило особого труда. “Северные пингвины” больше пугались шума, чем зрительных восприятий, и этим ловко пользовались охотники.

Их убивали палками, загоняли в лодки по перекинутой через борт доске столько, сколько их туда могло уместиться. От островов отходили корабли с набитыми гагарками трюмами. Издавна велся и промысел яиц. Жители островов нагружали ими большие лодки до самых бортов.

Когда стало ясно, что дни “северного пингвина” сочтены, цены на чучела гагарок резко подскочили, а многие музеи не считались ни с чем, чтобы заполучить последние экземпляры.

Когда гагарок было много, добыча их была еще охотой. Разумной или хищнической, но охотой. Когда же началась погоня за последними особями, это уже было убийством. Убийством биологического вида (слайд № 9).

4 ученик. Это неуклюжее животное достигало в длину 10 метров и весило до 4 тонн. Небольшая голова постепенно, почти без шейного перехвата, переходила в удлиненное вальковатое туловище, заканчивающееся хвостом наподобие китового. Грудные плавники, необходимые для медленного плавания и передвижения по мелководью, по описанию самого Стеллера, чем-то напоминали лошадиные копыта. Питались эти животные водорослями. Вот как писал Стеллер об их образе жизни: “Эти ненасытные твари, не переставая, едят и из-за своей неуемной прожорливости почти всегда держат голову под водой… В то время, когда они вот так пасутся, у них нет других забот, как только через каждые четыре или пять минут высунуть наружу нос и вместе с фонтанчиком воды вытолкнуть из легких воздух. Звук, который они при этом издают, напоминает одновременно и лошадиное ржание, храп и фырканье… Они мало интересуются тем, что делается вокруг, не заботясь вовсе о сохранении собственной жизни и безопасности”. Это, видимо, их и погубило. Уже к 1754 году морские коровы были полностью истреблены близ острова Медного, а к 1768 году - и у острова Беринга. Промышляли их из-за жира и мяса. “А той одной коровы мясо всем тридцати трем человекам на один месяц с удовольствием происходило в пищу” (слайд № 12).

Физкультминутка

5 ученик. Самым известным из вымерших по вине человека африканских животных стала квагга. Последние особи были убиты около 1880 года, а последняя в мире квагга умерла в 1883 году в Амстердамском зоопарке.

При первом взгляде на кваггу трудно отделаться от впечатления, что перед тобой некий гибрид лошади, осла и зебры. Полосы на голове и шее делают ее похожей на зебру, светлые ноги придают сходство с ослом, а однотонный буланый круп напоминает лошадиный. Однако телосложение, форма головы, короткая стоячая грива и хвост с кисточкой на конце выдают в животном настоящую зебру, правда, необычно окрашенную.

Когда-то многотысячные табуны квагг громом копыт сотрясали пространства южноафриканской степи - вельда. Все путешественники прошлого знали, что квагга - самый обычный вид зебр, обитающих к югу от реки Лимпопо. Как и другие сородичи, она вела кочевой образ жизни, постоянно передвигаясь в поисках корма - травянистой растительности.

В конце XVIII - начале XIX века положение начало постепенно меняться. Высадившиеся на южной оконечности материка голландские колонисты - буры начали оттеснять обитателей дикой природы все дальше на север, занимая землю под пастбища, посевы и фермы. В вельде зазвучали первые ружейные выстрелы.

Казалось бы, квагге ничего не грозило - трофей она была никудышный, так как не обладала ни вкусным мясом, ни красивыми рогами, как антилопы, ни ценной шкурой, как хищники. Изредка мясом квагг белые поселенцы кормили туземных невольников, кожа животных шла на ремни, а из желудка иногда изготовляли бурдюки для воды. Правда, скотоводы считали кваггу, как и других копытных, конкурентом своего домашнего скота и временами устраивали грандиозные облавы, уничтожая сотни животных (слайд № 14).

6 ученик. Тарпа?н - вымерший предок современной лошади, являющийся подвидом лошади Пржевальского, ещё в XVIII–XIX веках был широко распространён в степях Европейской части России, ряда стран Европы и на территории Западного Казахстана.

Животные имели длинную густую шерсть серого (“мышастого”) цвета с широкой тёмной полосой вдоль спины. Ноги, грива и хвост - тёмные. Густая шерсть позволяла тарпанам переживать холодные зимы. Крепкие копыта не требовали подков. Высота в холке достигала 136 см у степных тарпанов, лесной подвид был несколько меньше.

Общепринято считать, что тарпаны вымерли из-за распашки степей под поля. Их вытеснили стада домашних животных, занимавших пастбища и водопой.

В 1918 году в имении близ Миргорода в Полтавской губернии умер последний (степной) тарпан.

На данный момент выведена порода, внешне похожая на мышастую лошадку. Однако фактически это лишь порода домашней лошади, предназначенная для того, чтобы демонстрировать её в зоопарках как “живого предка” домашней лошади. Встретить эту породу можно в Польше, называется она “польский коник”. Это некрупные (около 130 см в холке) плотные лошадки со стоячей гривой, как у тарпанов. Однако они совсем не боятся людей и больше похожи на обычных пони, чем на диких, быстроногих тарпанов (слайд № 17).

Кроме этих животных в черной книге есть еще множество и других. Например: эпиорнис, моа, гуйя, стеллеров баклан, тур, фолклендская лисица, тасманский тигр, туранский тигр (слайд № 19, 20).

Гимнастика для глаз

Учитель. Почему же исчезают живые существа? Из-за нарастающего воздействия человека на природу. Это воздействие проявляется в основном в двух формах (слайд № 21, 22, 23).

Одной из важнейших задач человека сегодня – сохранение биологического разнообразия (слайд № 24).

Что же люди делают для спасения живой природы? (Слайд № 25, 26, 27, 28, 29, 30)

III. Закрепление

  1. Посмотрите внимательно на изображения исчезнувших животных. Кого из них вы запомнили?
  2. Почему же вымирают животные и растения?
  3. Какие меры принимают люди для сохранения жизни на Земле?

VI. Домашнее задание

Нарисовать эскиз плаката по теме “Сохраним жизнь на Земле”.