«Книга- это великое чудо изо всех чудес,
сотворённых человеком»
М.Горький
Если мы хотим научить ребёнка писать, решать, разбираться в законах природы и общества, воспитать у него высокие нравственные качества, научить его мыслить, надо научить его читать в полном смысле этого слова.
Если книга оказывает глубокое воздействие на взрослых, то на детей её влияние ещё более сильно. Кто не согласится с высказыванием В.А Сухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, то у них складывается структура малодеятельного мозга». Детский возраст – возраст, когда все впечатления воспринимаются особо остро и оставляют глубокий след на всю жизнь. Немалое влияние оказывает чтение книг и на успеваемость детей, так как много читающие дети приобретают навык самостоятельно добывать знания, умеют пользоваться справочной и научно-популярной литературой, периодикой, находить ответы на интересующие их вопросы. Но в последние годы учителя начальных классов констатируют тот факт, что учащиеся едва научившись читать, теряют интерес к чтению. Читают мало и неохотно – предпочитают получить готовую визуальную картину на экране, вместо того чтобы добывать визуальные образы с помощью воображения и абстрактного мышления, как это происходит при чтении.
Как приобщить ребёнка к чтению, научить его воспринимать книгу всей душой? Как сделать книгу надёжным товарищем и наставником ребёнка. Эти вопросы стоят перед каждым учителем начальных классов.
Дети, которые не любят читать, нередко владеют плохой техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребёнка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения, которая, как и любой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования.
Эффективные методы работы на уроке, способствующие развитию техники чтения
Я глубоко убеждена: чтобы хорошо читать, надо читать много.
Урок чтения начинаю с подготовки речевого аппарата ребёнка к работе. Во время разминки отрабатываю чтение труднопроизносимых буквосочетаний, работаю по слоговым таблицам, читаем чистоговорки, скороговорки, даю установку на орфографическое чтение, орфоэпическое. Ведём наблюдение над несоответствием звуков и букв в написании слов. Провожу упражнения способствующие совершенствованию дикции. Даю задание прочитать одну и туже фразу, с разной интонацией (восторга, грусти, удивления, радости, печали, возмущения, гордости, сочувствия); с вопросительной, восклицательной интонацией. Использую различный занимательный материал: ребусы, кроссворды, игровые упражнения, загадки: «Когда так говорим», «Как сказать иначе», найди логическую ошибку и исправь её, подбери антонимы, синонимы, доскажи словечко, продолжи рассказ. Читаем фразу, делая логические ударения на разные слова: «Проворонила ворона воронёнка», «Проворонила ворона воронёнка», «Проворонила ворона воронёнка»,
А сколько интересных упражнений осуществляем по этой таблице: например: собери слово по коду 29,35,43 (лимон), зашифруй слово, фразу ; учитель называет число - ученики слог, учитель слог - ученики число; найди и прочитай слог в порядковом числе которого число единиц в три раза больше чем число десятков; или число единиц соответствует числу десятков; чтение по горизонтали, по вертикали на время, чтение слогов с мягкими (твёрдыми) согласными, чтение слогов чётных (нечётных) номеров. Причём желательно каждое новое задание обыграть: мы разведчики. действуем быстро- промедление может дорого стоить. Придать каждому заданию дух соревнования.
|
1 а |
2 я |
3 о |
4 ё |
5 э |
6 е |
7 ы |
8 и |
9 у |
10 ю |
11 р |
12 ра |
13 ря |
14 ро |
15 рё |
16 рэ |
17 ре |
18 ры |
19 ри |
20 ру |
21 рю |
22 л |
22 ла |
23 ля |
24 ло |
25 лё |
26 лэ |
27 ле |
28 лы |
29 ли |
30 лу |
31 лю |
32 м |
33 ма |
34 мя |
35 мо |
36 мё |
37 мэ |
38 ме |
38 мы |
40 ми |
41 му |
42 мю |
43 н |
44 на |
45 ня |
46 но |
47 нё |
48 нэ |
49 не |
50 ны |
51 ни |
52 ну |
53 ню |
54 с |
55 са |
56 ся |
57 со |
58 сё |
59 сэ |
60 се |
61 сы |
62 си |
63 су |
64 сю |
65 з |
66 за |
67 зя |
68 зо |
69 зё |
70 зэ |
71 зе |
72 зы |
73 зи |
74 зу |
75 зю |
76 б |
77 ба |
78 бя |
79 бо |
80 бё |
81 бэ |
82 бе |
83 бы |
84 би |
85 бу |
86 бю |
87 п |
88 па |
89 пя |
90 по |
91 пё |
92 пэ |
93 пе |
94 пы |
95 пи |
96 пу |
97 пю |
98 г |
99 га |
100 гя |
101 го |
102 гё |
103 гэ |
104 ге |
105 гы |
106 ги |
107 гу |
108 гю |
109 к |
110 ка |
111 кя- |
112 ко |
113 кё |
114 кэ |
115 ке |
116 кы |
117 ки |
118 ку |
119 кю |
120 д |
121 да |
122 дя |
123 до |
124 дё |
125 дэ |
126 де |
127 ды |
128 ди |
129 ду |
130 дю |
131 т |
132 та |
133 тя |
134 то |
135 тё |
136 тэ |
137 те |
138 ты |
139 ти |
140 ту |
141 тю |
142 в |
143 ва |
144 вя |
145 во |
146 вё |
147 вэ |
148 ве |
149 вы |
150 ви |
151 ву |
152 вю |
153 ф |
154 фа |
155 фя |
156 фо |
157 фё |
158 фэ |
159 фе |
160 фы |
161 фи |
162 фу |
163 фю |
164 ж |
165 жа |
ж- |
166 жо |
167 жё |
168 жэ |
169 же |
ж- |
170 жи |
171 жу |
ж- |
172 ш |
173 ша |
ш- |
174 шо |
175 шё |
176 шэ |
177 ше |
ш- |
178 ши |
179 шу |
ш- |
180 х |
181 ха |
х- |
182 хо |
183 хё |
184 хэ |
185 хе |
186 хы |
187 хи |
188 ху |
х- |
189 ц |
190 ца |
ц- |
191 цо |
ц- |
192 цэ |
193 це |
194 цы |
195 ци |
196 цу |
ц- |
197 ч |
198 ча |
ч- |
199 чо |
200 чё |
ч- |
201 че |
202 ч- |
203 чи |
204 чу |
ч- |
205 щ |
206 ща |
щ- |
207 що |
208 щё |
Щ- |
209 щё |
щ- |
210 щи |
211 щу |
щ- |
212 й |
213 ь |
214 ъ |
|
|
|
|
|
|
|
|
На продуктивность чтения и для развития быстрого определения безударного слога, «опасной гласной» очень действенным считаю упражнение, которое регулярно провожу в начале урока как в 1-ом, так и во 2-ом классах. Дети читают слоги, выделяя голосом ударные:
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА. ТА-ТА-ТА
ТПРА-ТПРА-ТПРА, ТПРА-ТПРА-ТПРА
- возвращаемся опять к первой строчке, но теперь уже меняем ударение на другие слоги. Естественно, слоги и количество строк ежедневно будут разными.
ТА-ТА- ТА, ТА-ТА-ТА. ТА-ТА-ТА
ТПРА-ТПРА-ТПРА, ТПРА-ТПРА-ТПРА
Одним из основных эффективных элементов при обучении чтению является жужжащее чтение, то есть чтение, при котором все ученики в течение трёх-пяти минут читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Этот метод является общепризнанным и применяется многими учителями. При такой методике каждый ученик поупражняется в чтении. Я давно удостоверилась в продуктивности жужжащего чтения.
Также хорошо себя зарекомендовали ежеурочные пятиминутки чтения. Когда-то я прочитала, что в школах Монголии дети читают по русски лучше, чем наши русские дети. Оказывается всё очень просто. У каждого ребёнка лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика начинается с того, что дети открывают книгу и в течении 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идёт обычный урок. Я же в своей практике, конечно, не читаю на математике, но на других уроках применяю этот метод.
Поощрение, как действенный способ при обучении чтению
Практика работы показала, что великим стимулятором активной деятельности детей является хорошо продуманная система поощрения. Эмоциональный аспект, запас положительных эмоций даёт уверенность в себе, и являются ещё одним способом улучшения процесса обучения. Мне пришла мысль: поощрять ребёнка за каждую дополнительно прочитанную книгу медалью «Кто много читает, тот много знает» (объём страниц обговаривается предварительно – он увеличивается в зависимости от возраста детей и совершенствования техники чтения. Как только ученик наберёт 10 таких медалек он торжественно, под дружные аплодисменты одноклассников отсчитывает их, обменивая на приз из заветной голубой коробочки (блокнотик, резиночка для косичек, необычная точилочка для карандашей шарик, мыльные пузыри, иногда какая-то сладость)
Для каждого ребёнка момент вручения этой медальки – большая победа, радость и гордость.
В период безотметочного оценивания учащихся я также использую поощрительные медали. Эти незатейливые значки «медальки», полученные за отличное чтение, являются предметом гордости воспитанников, которые их бесконечно пересчитывают, хвалятся их количеством и разнообразием видов перед своими родными и близкими, хранят как «зеницу ока». Одновременно, получившего медаль, я отмечаю в общем списке - таблице. Таким образом, наглядно видно, кто же впереди, у кого больше медалей? Родители тоже, заходя в класс, ревностно поглядывают на таблицу. И уж, конечно, дети, чьи результаты намного опережают одноклассников, чувствуют себя самодостаточно и ни за что не захотят уступать позиции, а другие, непременно хотят их догнать. Возникает здоровый дух соревнования. Он и является добротным подспорьем учителю в совершенствовании навыка чтения.
Детям, если они горят желанием догнать своих сверстников, приходится приходить пораньше и до уроков читать учителю, оставаться после уроков или на больших переменах. На этом этапе целесообразно организовать работу в группах, которую возглавят хорошо читающие дети. Они помогут учителю контролировать чтение учащихся с недостаточной техникой чтения.
В этом же списке – таблице я периодически освещаю итоги проверки навыка чтения учащихся вслух (фронтальную или индивидуальную). Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а я по своему экземпляру текста определяю количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Одновременно определяю способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимания (объяснение слов).
Для себя данные отражаю в таблице (Приложение 1)
Каждый, пусть даже маленький успех ученика, должен быть замечен и отмечен учителем. Важно показать ребёнку результат его труда, вовремя похвалить, поставить в пример другим, оценить его работу высокой отметкой. При такой постановке дела дети работают заинтересованно, увлечённо. Очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними. Каждый их них видит рост, убеждается, что труд приносит успехи. Или если это отставание, следует приложить усилия подтянуться.
Поощрение является важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности. Положительные эмоции способствуют формированию познавательных действий. Поощрение способствует не только оцениванию положительных результатов видимых в настоящий момент, но и само по себе подталкивает, побуждает ребенка к дальнейшей плодотворной работе. Оценивание является естественной составляющей человеческих отношений. И чем младше школьник, тем более он нуждается в оценке каждого своего усилия.
Дети любят слышать и видеть свое имя. Именно поэтому каждый положительный шаг ребёнка не следует оставлять без внимания, а стимулировать его. Я использую «Молнию».
Как радуются дети и гордятся, когда его старания замечены учителем. Улучшил результат чтения, показал отличный результат и твоё имя вписано в «Молнию» «Я МОЛОДЕЦ! Я СТАРАЮСЬ!», «Я ГОРЖУСЬ ВАМИ (ТОБОЮ)» Карточки с фамилиями и маленькими фотографиями детей заготовлены на каждого ребёнка.
Когда, после очередной проверки техники чтения, я бываю недовольна результатами некоторых своих подопечных. Мне приходится навёрстывать упущенное.
Ежедневно после уроков оставляю детей, чтение которых меня не устраивает, детям выбираю незнакомый текст, отсчитываю приблизительно 100 слов. Дети читают его много раз, стараясь уложиться в минуту. Как только достигают этого результата, а контролируют они себя сами, глядя на настенные часы в классе, потом проверяют друг друга самостоятельно, и идут ко мне для подтверждения. Попробуйте! Результат не замедлит сказаться.
Хорошо зарекомендовал себя конкурс выразительного чтения подготовленного произведения или наизусть. Дома прошу детей репетировать перед зеркалом. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительного чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объёму (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения. Естественно, из-за большого количества детей он проводится по группам, в несколько этапов. Оценивает жюри- сами дети, иногда гости: родители, учащиеся из параллельных классов, психолог и др. Самые строгие судьи дети-одноклассники. Они всё подметят: соблюдал ли смысловые паузы, выделял ли логические ударения, соответствует ли темп чтения и интонация содержанию произведения.
Особое внимание уделяю развитию эмоциональной сферы учащихся. Систематически работаю над выразительностью чтения, передачи эмоционального тона, применяю различные формы драматизации: постановка «живых картин», произнесение реплики персонажа с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация и др.
Примерно 2 раза в год провожу проверку чтения про себя. Её процедура такова. В учебнике для чтения выбираю один из прозаических текстов. В своём экземпляре учебника карандашом над каждым словом текста ставлю цифру – его порядковый номер. Ученикам предлагаю взять в руки простой карандаш. По команде учителя ученики углубляются в чтение. По прошествии 2 минут даю команду «Стоп!» Каждый ученик ставит точку карандашом над словом, на котором его застала команда «Стоп!» Он называет это слово, учитель находит его в своей книге и по цифре, которой пронумерованы слова, устанавливает количество прочитанных слов. Это количество делится на два, и получается, сколько слов ученик прочитал за минуту.
Помимо текущей проверки техники чтения, провожу итоговую, рубежную проверку в конце четверти, полугодия, года. Эта проверка носит строго индивидуальный характер. Результаты обязательно с детьми анализируем, обсуждаем, делаем выводы. И опять поощряем лучших. Это позволяет ускорить процесс развития техники чтения.
Устраиваем «Читальный зал». Готовим пословицы, высказывания представителей философской и педагогической мысли о чтении, книгах. Красочно оформляем класс заранее, дети приносят самые интересные на их взгляд книги из дома, делятся между собой, выставляем книги из классной библиотеки и устраиваем коллективное чтение -«читальный зал»
Роль семьи в развитии интереса к чтению
Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Любовь к чтению закладывается годами. Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Как правило, читать любят дети читающих родителей. Родителям следует дать рекомендации:
1. Будьте примером вашему ребенку
Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.д.
Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребенок заставал вас за чтением книги? Помните, ребенок повторяет действия взрослых. Вы - родитель, и для вашего ребенка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребенка. Таким образом, именно родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни.
2. Чаще ходите в библиотеку.
. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом, вы покажете ребенку какую важную роль играет чтение книг. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность.
3. Не поощряйте стремление ребёнка часто смотреть телевизор.
Простейший способ отключить мозги – это включить телевизор. Да, ребенок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и легких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
4. Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.
Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну..
5. Пусть ваш ребенок читает вслух.
Чтение вслух развивает речь вашего ребенка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребенок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребенку. Даже если ваш ребенок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин - это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребенка. Произношение слов, которых ребенок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребенок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.
6. В гостиной должны преобладать книги.
Во многих комнатах главное место должны занимать книги. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. А в детской комнате на полке на видном месте должны стоять детские книги Постоянно выписывайте ребёнку детские периодические издания. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов- всё что угодно! Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
7. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
8. Поощряйте дружбу ребёнка с детьми, которые любят читают.