Урок алгебры в 10-м классе по теме "Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля"

31.05.2010

Цели урока: создать условия для:

образовательные:

  • обобщения и закрепления умений решать уравнения с переменной под знаком модуля;
  • промежуточного контроля и оценки качества усвоения учащимися способов решения уравнений;

развивающие:

  • формирования устной и письменной речи, познавательной активности, творческих способностей учащихся;
  • развития логического мышления;

воспитательные:

  • воспитание навыков самоконтроля;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Тип урока: обобщения и закрепления знаний и умений.

Ход урока

I. Определение темы и цели урока

Совместно с учащимися формулируем тему урока;

Совместно с учащимися ставим цели и задачи урока;

Определяем основные этапы урока.

Для этого обратиться к учащимся с вопросами:

Решением каких уравнений мы занимались на предыдущих уроках?

Что нужно знать для этого?

Каким образом можно это закрепить , проверить?

II. Обобщение и систематизация знаний

1. Учитель: Сформулируйте определение модуля числа.

Ученики: Модулем действительного числа х называется само это число, если х ≥ 0, и противоположное ему число, если х < 0, т.е.

2. Учитель: Основные свойства модуля числа?

Ученики: Для любых действительных чисел х и у :

2 = х2;

3. Учитель: Решение уравнения вида

Ученики: Уравнение

4. Учитель: Решение уравнения вида

Ученики: Т.к.  то

5. Учитель: Решение уравнения вида

Ученики: Уравнения такого вида решаются методом разбиения на промежутки. Для этого надо: 1) найти нули выражений, стоящих под знаком модуля; 2) разбить ОДЗ переменной на промежутки, на каждом из которых выражения, стоящие под  знаком модуля, сохраняют знак; 3) на каждом из полученных промежутков решить уравнение с учётом определения модуля. Объединение решений на указанных промежутках и составляет все решения данного уравнения.

6. Учитель: Решение уравнения, в котором под знаком модуля находится выражение, содержащее модуль?

Ученики: Надо сначала освободиться от внутренних модулей, а затем в полученных уравнениях раскрыть оставшиеся модули.

III. Устная работа

Учащиеся выполняют задания устно, комментируя своё решение.

1. Раскрыть знак модуля:

а)  б)

Решение:

а)

б)

в)

2. Найти множество решений уравнения:

а)   б)    в)   г)

Решение:

а) х+5=1 или х+5=-1

х=-4           х=-6

Ответ: -6; -4.

б) т.к.  при любом х, а -7, то уравнение решений не имеет.

Ответ:

в)

2-8х = 0

х=0,25

Ответ: 0,25

г)

Решений нет

Ответ:

IV. Закрепление умений учащихся решать уравнения

4 ученика решают на доске, остальные в тетрадях. Затем сверяют решения, при необходимости исправляют ошибки. Работающие у доски отвечают на возникающие вопросы.

1) .

Решение: Данное уравнение равносильно совокупности систем:

Ответ: 1,5; .

2) .

Решение:

Ответ: ; 1; 3.

3)

Решение:

3х+4 = 0,   х = -;

х-3 = 0,   х = 3.

1) х < , тогда данное уравнение равносильно уравнению:

-3х – 4 + 2·(3-х) = 16  -3х-4+6-2х = 16 -5х = 14 х = -2,8  - является корнем уравнения.

2) , тогда 3х + 4 +2· (3 - х) = 16 3х + 4 + 6 – 2х = 16  х = 6 – не является корнем уравнения.

3) х > 3, тогда 3х + 4 + 2·(х – 3) = 16  х = 3,6 – является корнем уравнения.

Ответ: -2,8; 3,6.

4) = 4.

Решение: Данное уравнение равносильно совокупности двух систем:

Вторая система решений не имеет. Первая система равносильна совокупности двух систем:  х = 0.

Ответ: 0.

V. Самостоятельная работа (разноуровневая)

Самостоятельная письменная работа в трёх уровнях с последующей сдачей учителю. Ученик может выбрать любой из трёх уровней.

Первый уровень оценивается оценкой «3», второй – оценкой «4», третий – «5».

I уровень

Решить уравнения:

а) ;

б)

II уровень

Решить уравнения:

а) ;

б)

III уровень

Решить уравнения:

а) ;

б) Найти сумму корней уравнения:

VI. Постановка домашнего задания

1. Решить уравнения:

а) х2 = ;
б) ;

 в)

г)

* д) Найти сумму целых решений уравнения

VII. Итоги урока

Какими навыками, умениями овладели?

Какими понятиями, приёмами воспользовались при решении уравнений?

Решение каких уравнений вам показалось сложным?

Чему надо уделить особое внимание?


aid: 574624