Цели урока:
- активизировать знания учащихся, приобретенные в 9 классе;
- учить систематизировать и структурировать приобретаемые знания;
- развивать у учащихся умение критически мыслить, выражать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в паре и группе;
- воспитывать культуру общения;
Методы работы:
- элементы интерактивного обучения;
- проблемное обучение;
- использование мультимедийного материала;
- межпредметные связи (подготовка слайдов для презентации на уроках информатики).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник Боголюбова, тестовый материал, карточки с понятиями.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация учащихся.
- Учебная деятельность (активизация знаний, систематизация понятий, усвоение системы знаний…).
- Заключение.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: Меня зовут Анна Владимировна (я вам напоминаю), я - женщина, мне - 48 лет, я - русская, я отношусь к европеоидной расе, я – учитель, я – мать, жена, бабушка…Мне очень нравится песня в исполнении Аллы Пугачевой «Все могут короли…» - звучит песня:
Жил да был, жил да был, жил да был
Один король!
Правил он, как мог страною и людьми.
Звался он - Луи Второй, звался он – Луи Второй,
Но, впрочем, песня не о нем, а о любви…
В те времена жила красавица одна,
У стен дворца она пасла гусей,
Но для Луи была милее всех она!
Решил Луи, что женится на ней!!! И далее…
Задание 1
Как известно, король Луи не женился на красавице пастушке, зато женился на уродливой принцессе. Почему?
- Назовите самостоятельно тему нашего урока.
«Социальное неравенство» - так звучит тема.
Открывается 1 слайд презентации.
Задание 2
- Перечисляем все ассоциации, связанные с этим понятием. Вспоминаем ранее изученное, обращаемся к жизни, к литературным примерам… - прием «Корзины».
Учитель выписывает на доске все ассоциации, названные учащимися.
Задание 3
Теперь посмотрим на экран, я записала понятия, относящиеся к данной теме. Слайд №2 (социальная группа, стратификация, дифференциация, страта, класс, каста, сословие, социальный статус, социальная роль…).
А у вас на столах лежат карточки с объяснением этих понятий, но нет самого понятия. Нам необходимо объединить наш учебный материал. Я называю понятие, а вы пытаетесь найти его толкование в своей карточке…
Задание 4
А сейчас я перечислю признаки неоднородности общества, а вам предстоит определить, на какие социальные группы подразделяется общество по принципу неравенства:
Общество людей никогда не было однородным. Сама природа позаботилась об этом:
- люди разделы по полу, возрасту, на поколения…;
- на планете существует 3 крупные расы: негроидная, монголоидная и европеоидная (мы различаемся по цвету кожи, разрезу глаз, структуре волос…);
- на нашей планете живет более 300 народов и национальностей со своим языком, обычаями, культурой….
Люди выбирают для себя место поселения и род занятия, или наследуют их от предков:
- на Земле люди селятся в различной местности и делятся на городских и сельских жителей;
- одни люди занимаются физическим трудом, другие интеллектуальным;
- среди людей есть правители и подданные, управляющие и управляемые…;
- люди не равны по отношению к имуществу, есть богатые и бедные….
- Проверим, справились ли вы с заданием.
Слайды №3 и №4.
Обобщение
Социальная группа – социальная общность в широком смысле слова включает не только группы, выделяемые на основе социальных признаков (размер дохода, уровень образования, место в системе властных отношений), но и совокупности людей, объединенных геополитическими, культурно-историческими, территориальными и демографическими признаками. Любая социальная группа объединяет людей со сходным положением и уровнем.
Учитель: Для удобства мы будем подразделять общество на страты – социальные слои, общности, обладающие набором отличительных признаков от других.
Задание №5
Учитель: Посмотрите на следующий слайд и скажите, как правильнее выразить структуру общества при помощи схемы? Слайд №5
Обобщение: социальные слои и группы занимают различные социальные позиции, обладают неравным объемом власти, имущества, привилегий. В этом выражается СТРАТИФИКАЦИЯ общества, ведущая к социальному НЕРАВЕНСТВУ. Социальное неравенство определяется делением общества на низшие, средние и высшие слои.
Учитель: Во все времена людей волновал вопрос общественного неравенства. Как мыслители всех времен и народов, так и простые обыватели, интересовались причинами общественного устройства и искали ответы на острый вопрос – «Почему так?»
Задание №6
Попробуем поискать ответы на поставленный вопрос?
Проверим себя. Слайд №6.
- Божий промысел.
- Фактор рождения.
- За заслуги (заработал, заслужил, сам виноват)
- По причине разделения труда.
- Несправедливое устройство общества.
Мы можем продолжить перечень общественных теорий, но остановимся на этих. Попробуем прокомментировать их. Остановим пристальное внимание на последней…
Опыт борьбы с несправедливым общественным устройством продемонстрировала миру наша страна в ХХ веке. Откажемся от теории К.Маркса и В.Ленина. Какие в современном мире существуют способы усовершенствования общественного устройства.
Задание№7
Работаем в паре в течение 3 минут, и называем существующие способы или предлагаем свои…
- min заработной платы;
- отказ от фиксированного налога на прибыль;
- социальные инвестиции;
- стимулирование предпринимательства и т.д.
Учитель: Как мы знаем, общество – саморегулирующаяся система. Чтобы решить возникающие проблемы, общество развивается и изменяется. От закрытых общественных систем (кастовое, сословное расслоение) общество переходит к открытому типу общественного устройства.
Слайды №7 и №8.
Учитель: Посмотрите на слайд «Апельсин» и попробуйте определить характерные признаки закрытого общества (перегородки, замкнутость, изолированность, барьеры, невозможность или затрудненность перехода).
Слайд №8 позволяет не только наблюдать деление общества на классы – большие группы людей, занимающее различное место в обществе по отношению к собственности, власти, труду, способам получения дохода, но и большей открытостью, возможностью изменить свое положение в системе.
Учитель: возможности, которые люди получают в открытом обществе, ведут к социальной мобильности, т.е. к возможности изменить свое положение.
Слайды № 9,10.
Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной, нисходящей и восходящей. Можно перепрыгивая через ступеньки, оказаться наверху, а можно кубарем слететь на самый низ Можно долго и старательно карабкаться наверх и достичь нового места и положения. Место и положение в структуре общественных отношений называется – СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ. Место, которое ты занимаешь в обществе, требует соответствующего поведения, т.е. такого поведения, которое от тебя ожидают исходя из твоего положения. Соответствующее статусу поведение –< b>ЭТО - СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ.
Факторы, позволяющие менять свой социальный статус, получили название СОЦИАЛЬНЫХ ЛИФТОВ. Их известно – 3. Ученый Питирим Сорокин в качестве лифтов назвал: Армию. Церковь. Школу.
Задание №8
Как вы думаете почему? Приведите исторические примеры.
Какие общественные «лифты» появились с течением времени и существуют сегодня? (Брак, cвязи, политика, криминал, государственная служба…)
Слайды №11, 12,13.
Приведите примеры обратного действия «лифта». Какие общественные явления позволяют в кратчайшие сроки менять социальный статус (революции). Анализ текста революционной песни:
Весь мир насилья мы разрушим до основанья.
А затем, мы наш, мы новый мир построим.
Кто был ничем, тот станет всем…
В каких событиях в России 1917 года это проявилось исторически?
Учитель: Что означает горизонтальное движение «лифта»? Какие ситуации в реальной жизни можно объяснить такими перемещениями?
Слайды №14, 15.
Остановимся на понятиях «социальный статус» и «социальная роль». Чтобы убедиться насколько хорошо мы уяснили эти понятия, мы объединяемся в группы. Ученики 1, 3 парт каждого ряда повернулись лицом к ученикам 2 и 4 парт. Образовали «четверки».
Задание № 9
Ознакомиться с карточкой в конверте, которую вам положил на парту учитель. В конверте скрывается задание. В форме пантомимы вся группа или ее представитель через 3 минуты сыграет роль, определяемую социальным статусом, указанным на карточке. Роль должна соответствовать статусу.
(Монарх, подданный, бизнесмен, бродяга – нищий, служащий банка – менеджер среднего звена, рабочий завода)
Учитель:
Все течет и меняется
Не всегда улыбается
Нам удача, но все-таки
Мир чертовски хорош!
Ждем, что все переменится,
Только ветер изменится,
День сегодняшний часто
Мы не ценим ни в грош.
Ах, как жизнь переменчива!
Мы как дети доверчивы!
Ничего постоянного в мире нынешнем нет!
Что вы? В мире вечных констанций – вечен
Солнечный свет, Божий промысел и богатый сосед…
Кто услышал основную мысль стихотворения?
Задание №10
Выписать в тетрадь 10 основных положений урока. Составить словарь понятий. Написать стихотворение, афоризм или мини эссе на тему «Социальное неравенство».
Литература:
- Гузеев В.В. Образовательная технология: От приема до философии.М., 1996.
- Селевко Г.К.образовательные технологии: Учебное пособие.М.. 1998
- Шевченко Н.И. Педагогические технологии: Социализация школьников на уроках обществознания..М., 2009.
- Обществознание. Учебник для учащихся 19 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2008