«При
обычном
и
повседневном положении дел
спрос на
любые товары
предшествует
их предложению»
Д.Рикардо
Цель урока:
Обучающая - раскрыть действия рыночного механизма экономики, проанализировать законы спроса и предложения, познакомить с понятиями эластичности спроса и предложения.
Познавательная - актуализировать жизненный опыт учащихся о законах рынка.
Воспитательная - воспитание экономической культуры
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка знаний учащихся
Разноуровневые задания, нацеленные на подготовку к ЕГЭ
1 уровень - задания с выбором ответа (часть А)
1. Неценовая конкуренция предусматривает
А) рост качества продукции
Б) снижение цен
В) скидки, премии
Г) дешевые распродажи
2. В каждой экономической системе главные вопросы экономики решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решаться на микроэкономическом уровне?
А) каким образом достичь уровня полной занятости
Б) что и сколько производить
В) как избавиться от инфляции
Г) как стимулировать экономический рост
3. Установить соответствие характеристик экономических систем и их типов
Характеристика экономических систем |
Типы экономических систем |
1. Многообразие форм собственности. 2. Контроль за производством со стороны государства. 3. Действие закона спроса и предложения. 4. Плановое ценообразование. 5. Экономическая независимость товаропроизводителей |
А. Командно-административная Б. Рыночная |
4. Проблема ограниченности возникает потому что
А) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры
Б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает
В) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство
Г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен
5. Ценовая конкуренция предусматривает
А) особые формы рекламы
Б) дополнительные гарантии
В) снижение цен
Г) качество продукции
6. Экономика как наука изучает
А) исторический аспект развития общества
Б) юридические законы
В) развитие науки и техники
Г) различные аспекты экономических отношений людей
7. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?
А) конкуренция
Б) централизованное планирование
В) частная собственность
Г) свобода предпринимательства
8. В государстве А. экономические блага производятся с незапамятных времен старым способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве
А) традиционная экономика
Б) рыночная экономика
В) командная экономика
Г) смешанная экономика
9. Плата за пользование капиталом или прибыль от его использования называется
А) рентой
Б) заработной платой
В) процентом
Г) прибылью
10. Проблемы «что, как и для кого производить могут иметь отношение
А) только к командной экономике
Б) только к рыночной экономике
В) только к отсталой экономике
Г) К любому обществу безотносительно его социально-экономической и политической организации
2 уровень
Задание 2. Прочитайте утверждения и укажите какие из них верные, а какие ошибочные. Аргументируйте свой выбор. (к заданиям ЕГЭ С6-7)
1. Проблема ограниченности ресурсов будет решена, когда люди смогут полностью реализовать достижения научно-технического прогресса.
2. Процент является доходом на капитал.
3. В одно и то же время потребности людей в различных странах одинаковы.
4. Картофель, выращенный фермером можно рассматривать как фактор производства.
5. Объектом макроэкономики является регулирование денежного обращения.
6. В странах с рыночной экономикой планирование недопустимо.
Задание3. (к заданиям ЕГЭ С5)
1. Что означает понятие факторы производства. Составьте два предложения с этим понятием.
2. Что означает понятие экономический рост. Составьте два предложения с этим понятием
3. Что означает понятие конкуренция. Составьте два предложения с этим понятием
4. Что означает понятие экономический рост. Составьте два предложения с этим понятием
5. Что означает понятие экономический цикл. Составьте два предложения с этим понятием
3 уровень (к заданиям ЕГЭ С8)
Задание 4.
Составьте развернутый план ответа на вопрос «Измерители экономической деятельности».
Составьте развернутый план ответа на вопрос «Экономические системы».
Составьте развернутый план ответа на вопрос «Измерители экономической деятельности».
III. Изучение нового материала
План изучения
1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса.
2. Предложение. Величина предложения. Закон предложения.
3. Рыночное равновесие. Изменения равновесной цены при изменении спроса и предложения.
Основные понятия темы: закон спроса, закон предложения, цена, равновесная цена, эластичность спроса, эластичность предложения, величина спроса, величина предложения
(обсуждение ситуаций)
1. Вы покупатель. Вам необходим новый телевизор. Ваши действия. Купите ли вы первый попавшийся телевизор?
2. Вы хотите открыть в городе кондитерскую, на рынке уже есть несколько аналогичных предприятий. Как вы рассчитываете привлечь покупателя?
1. Спрос. Величина спроса. Закон спроса.
Этот термин, а точнее его полный вариант «платежеспособный спрос» ввел в научную лексику английский экономист Т.Р.Мальтус. И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Адам Смит говорил: «Даже очень бедный человек может, в определенном смысле , обладать спросом на карету, запряженную шестеркой лошадей, он может даже желать иметь ее; но его спрос никогда не станет реальным спросом, поскольку этот товар никогда не поступит на рынок для удовлетворения желаний именно этого человека».
Таким образом, спрос – это платежеспособная потребность.
Объем спроса - то количество товаров, которое готов приобрести потребитель по определенной цене в определенное время.
Между ценой товара и объемом спроса существует определенная зависимость (слайд1 презентации).
Эта взаимосвязь может быть сформулирована следующим образом: при прочих равных условиях чем выше цена товара, тем меньше объем спроса на данный товар, и, наоборот, чем ниже цена товара, тем выше объем спроса на него.
Эта зависимость носит название закона спроса. Экономисты называют закон спроса первым законом экономики. Закон спроса - величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара. Информацию можно представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса (слайд 2) , где Р – цена, Q - объем спроса.
Обратный характер зависимости объясняется эффектом дохода и эффектом замещения.
Эффект дохода – связь между ценами не связанных по потребительским свойствам товаров через расходы потребителей. (Если потребитель при повышении цен тратит больше денег на данный товар, то у него остается меньше средств на покупку других товаров. Следовательно, спрос на другие товары снижается)
Эффект замещения - связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам. (При отсутствии одного товара можно использовать его заменитель. Повышаются цены на кофе, покупают чай, спрос на чай увеличивается, его цена растет)
Помимо цены товара на формирование спроса влияют ряд других факторов (слайд 3).
(рассматриваются неценовые факторы спроса)
Эластичность спроса по цене – это масштаб изменения величины спроса при изменении цены на один процент
,
где Е – коэффициент ценовой эластичности, - Q1-первоначальное значение спроса,Q2 - измененное значение спроса, P1- первоначальный уровень цены, P2 - измененный уровень цены
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости
Снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает – эластичный спрос (Е >1) |
Снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной – единично эластичный спрос (Е=1) |
Снижение цены обуславливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает – неэластичный спрос (Е<1) |
2. Предложение. Величина предложения. Закон предложения.
Предложение – это товары, которые производители или доставили, или могут доставить на рынок. Изучая действия продавцов на рынке нетрудно заметить , что количество товаров, которое предлагается на продажу зависит от складывающихся цен. Количество товаров называется величиной предложения.
Величина предложения - объем товара определенного вида, который продавцы готовы предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне цен.
То есть существует связь величины предложения с уровнем цен (слайд 4)
Чем выше цена товара, тем больший объем товаров могут предложить продавцы.
То есть существует прямая взаимосвязь между ценой товара и величиной предложения Эта зависимость носит название закона предложения. Закон предложения – повышение цен обычно ведет к росту величины предложения, а снижение цен - к ее уменьшению.
Информацию можно представить графически в виде кривой, которая называется кривой предложения (слайд 5), где Р – цена, Q - объем спроса, S - кривая предложения
Помимо цены товара на формирование предложения влияют ряд других факторов (слайд 6)
(рассматриваются неценовые факторы предложения)
Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то можно говорить об эластичности предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения.
,
где Е – коэффициент эластичности предложения, - Q1 - первоначальная величина предложения, Q2 - измененная величина предложения, P1 - первоначальный уровень цены, P2 - измененный уровень цены.
3. Рыночное равновесие. Колебания равновесной цены при изменении спроса и предложения.
Рыночное равновесие – это такая ситуация на рынке, когда совпадают интересы продавца и покупателя. Цена, при которой возникает рыночное равновесие называется равновесной ценой . Ситуацию можно рассмотреть на графике, если построить одновременно кривую спроса и кривую предложения (слайд 7). В результате соотношения спроса, предложения и цены могут возникать ситуации избытка (когда предложение больше спроса), ситуация дефицита (когда спрос превышает предложение)
В рыночной экономике механизм цен играет центральную роль . Адам Смит назвал его «невидимой рукой рынка». Закономерности изменения цен показаны в виде экономических весов (слайд 8)
IV. Закрепление изученного материала
1. Проанализируйте рыночную ситуацию. Повышение розничных цен на бензин. Объясните возможные причины повышения цен на бензин. Изложите прогнозируемые последствия повышения цен на бензин.
2. Что случится с кривой предложения йогуртов, если цена йогуртов снизится в два раза при прочих равных условиях. Построить кривую.
3. Как вы понимаете высказывание Д. Рикардо, вынесенное в эпиграф урока?
V. Домашнее задание
Практическая работа на дом
Построить кривые спроса и предложения
1. Спрос неизменен, предложение увеличивается
2. Спрос неизменен, предложение уменьшается
3. Предложение неизменно, спрос увеличивается.
4. Предложение неизменно, спрос уменьшается
Литература
- И.В.Липсиц Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.2004
- О.И. Медведева Экономика 10-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград. Учитель, 2009
- Г.Э.Королева Экономика 10-11 класс. Раздаточные материалы. Вентана-Граф, М.2009
- П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»
- Т.П.Бегенева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровеньМ.2008