Цели и задачи: формировать представления и знания об особо охраняемых территориях; проверить уровень знаний обучающихся о природных зонах, понимание основных закономерностей распределения природных зон; развивать умение работать с разными источниками географической информации; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карты России – физическая, природных зон; атласы с набором контурных карт; дидактический раздаточный материал, экран, ТСО, электронные носители информации, элементы (предметы) природно-хозяйственных зон.
Тип урока по дидактической цели: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение изученного материала на предыдущих уроках
Географическая разминка
(раздаточный материал на учебных столах у обучающихся)
- Что называют природно-территориальными комплексами (ПТК)?
- Как называется учение о ПТК, кем оно было основано?
- Какие три главных уровня различают в иерархии природных комплексов?
- Является ли природная зона – ПТК? Почему? Какой уровень в иерархии занимают природные зоны?
- Кто из русских ученых дал характеристику ПЗ России и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов?
- Какому закону подчинена смена природных зон на равнинах?
- Как называется закономерная смена природных зон и природных условий в горах?
Географическая реставрация
Приглашаются несколько обучающихся к столу, где представлены некоторые объекты – элементы природно-хозяйственных зон (это могут быть фото ПЗ, пейзажи, олений мох, лед в банке, ветка хвойного дерева или шишка и т.д.).
Задание: необходимо лишь по одному (двум) предметам воссоздать облик ландшафта и определить виды хозяйственной деятельности людей на этой территории.
Работа с картой в атласе
(карта «Природные зоны России»)
Обучающиеся, используя карту, отвечают на вопросы учителя (или один ученик работает у доски).
Вопросы:
- Какие природные зоны встречаются на территории России? Как они расположены? Почему?
- Как и почему происходит последовательная смена высотных поясов в горах?
- От чего зависит набор высотных поясов?
Работа со всем классом (устно)
Вопросы (раздаточный материал на ученических столах):
- Почему ПЗ более правильно называть природно-хозяйственными?
- В пределах какой природной зоны живет большая часть россиян?
- Какие природные зоны наиболее освоены человеком, какие – наименее?
В конце опроса учащиеся делают вывод о том, что человек освоил практически все природные зоны, природные ландшафты превратились в антропогенные.
Слово учителя: К сожалению, интенсивность воздействия человека на природу все более возрастает. В связи с этим возникает определенная проблема. Какая? Послушаем рассказ Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»
Три ученика читают текст по ролям (возможна инсценировка текста).
По окончании рассказа учитель задает вопрос: «О чем этот рассказ?»
Учащиеся высказывают разные мнения. Выдвигается проблема: необходимо сохранить природные комплексы. Вопрос: как ее решить?
III. Изучение новой темы
Объяснение учителя.
Объяснение учителя сопровождается показом слайдов.
Слово учителя: Особо охраняемые природные территории – это природные комплексы и объекты, исключенные полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности. Наиболее распространенные формы охраняемых территорий:
- Заповедники (80)
- Заказники
- Национальные парки (30)
- Биосферные (17)
- Памятники природы
Больше всего охраняемых территорий с общероссийским статусом на Восточно-Европейской равнине, на Урале и Дальнем Востоке, в Южной Сибири, а меньше всего – в Западной и Восточной Сибири.
Старейшим заповедником России по праву можно считать заповедник «Галичья гора» на Среднерусской возвышенности, на берегу Дона. Фактически был открыт в 1882 году! Самый маленький в мире (!) заповедник площадью 231 га.
Далее обучающиеся знакомятся с определениями (рекомендуется запись в тетрадях):
Что такое?
- Заповедники
- Заказники
- Национальные парки
- Памятники природы
Обучающиеся отвечают на вопросы, работая в парах:
1) Чем биосферные заповедники отличаются от других заповедников?
2) Чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков?
3) Чем отличаются памятники природы?
Слово учителя: Специалисты в области охраны природы считают, что площадь заповедников должна быть не менее 3% от общей площади страны: только при таком условии возможно сохранение природы, обеспечение ее устойчивого развития. Приведем примеры:
- Россия – 1,5%
- Чехия – 3,5%
- Япония - 5%
- Швеция – 1,5%
- Словакия – 3,5%
- США – 2,5%
- Великобритания – 4%
Демонстрация творческого домашнего задания
Учащиеся проводят «презентацию» заповедных территорий России:
- «Дальневосточный заповедник»;
- «Кавказский заповедник»;
- «Кандалакшский заповедник»;
- «Башкирский заповедник» и др.
После демонстрации домашнего задания выдвигается вопрос: какие цели лежат в основе выделения охраняемых территорий?
В тетрадях записывается ответ:
Цели выделения охраняемых территорий
1. Сохранение всего разнообразия живых организмов (заповедники, заказники, памятники природы).
2. Сохранение и воспроизводство возобновимых ресурсов (заказники, национальные парки).
3. Охрана окружающей среды (зеленые зоны городов, курортные земли).
4. Предупреждение развития разрушительных природных процессов (противоэрозионные, берегоукрепительные мероприятия и пр.)
IV. Обобщение изученной темы. Подведение итогов работы обучающихся
V. Домашнее задание
На контурной карте с помощью условных знаков обозначить заповедники России, продолжить выполнение творческого задания («презентации» заповедников, памятников природы).