Урок географии с использованием ИКТ по теме "Особо охраняемые природные территории"

Разделы: География


Цели и задачи: формировать представления и знания об особо охраняемых территориях; проверить уровень знаний обучающихся о природных зонах, понимание основных закономерностей распределения природных зон; развивать умение работать с разными источниками географической информации; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карты России – физическая, природных зон; атласы с набором контурных карт; дидактический раздаточный материал, экран, ТСО, электронные носители информации, элементы (предметы) природно-хозяйственных зон.

Тип урока по дидактической цели: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение изученного материала на предыдущих уроках

Географическая разминка

(раздаточный материал на учебных столах у обучающихся)

- Что называют природно-территориальными комплексами (ПТК)?

- Как называется учение о ПТК,  кем оно было основано?

- Какие три главных уровня различают в иерархии природных комплексов?

- Является ли природная зона – ПТК? Почему? Какой уровень в иерархии занимают природные зоны?

- Кто из русских ученых дал характеристику ПЗ России и показал, что каждая зона состоит из закономерного сочетания ландшафтов?

- Какому закону подчинена смена природных зон на равнинах?

- Как называется закономерная смена природных зон и природных условий в горах?

Географическая реставрация

Приглашаются несколько обучающихся к столу, где представлены некоторые объекты – элементы природно-хозяйственных зон (это могут быть фото ПЗ, пейзажи, олений мох, лед в банке, ветка хвойного дерева или шишка и т.д.).

Задание: необходимо лишь по одному (двум) предметам воссоздать облик ландшафта и определить виды хозяйственной деятельности людей на этой территории.

Работа с картой в атласе

(карта «Природные зоны России»)

Обучающиеся, используя карту, отвечают на вопросы учителя (или  один ученик работает у доски).

Вопросы:

- Какие природные зоны встречаются на территории России? Как они расположены? Почему?

- Как и почему происходит последовательная смена высотных поясов в горах?

- От чего зависит набор высотных поясов?

Работа со всем классом (устно)

Вопросы (раздаточный материал на ученических столах):

- Почему ПЗ более правильно называть природно-хозяйственными?

- В пределах какой природной зоны живет большая часть россиян?

- Какие природные зоны наиболее освоены человеком, какие – наименее?

В конце опроса учащиеся делают вывод о том, что человек освоил практически все природные зоны, природные ландшафты превратились в антропогенные.

Слово учителя: К сожалению, интенсивность воздействия человека на природу все более возрастает. В связи с этим возникает определенная проблема. Какая? Послушаем рассказ Ш. Сильверстайна «Щедрое дерево»

Три ученика читают текст  по ролям (возможна инсценировка текста).

По окончании рассказа учитель задает вопрос: «О чем этот рассказ?»

Учащиеся высказывают разные мнения. Выдвигается проблема: необходимо сохранить природные комплексы. Вопрос: как ее решить?

III. Изучение новой темы

Объяснение учителя.

Объяснение учителя сопровождается показом слайдов.

Слово учителя:  Особо охраняемые природные территории – это природные комплексы и объекты, исключенные полностью или частично из хозяйственного пользования в целях их сохранения, а также из-за особой научной, учебно-просветительской, эстетической, исторической и рекреационной ценности. Наиболее распространенные формы охраняемых территорий:

  • Заповедники (80)
  • Заказники
  • Национальные парки (30)
  • Биосферные (17)
  • Памятники природы

Больше всего охраняемых территорий с общероссийским статусом на Восточно-Европейской равнине, на Урале и Дальнем Востоке, в Южной Сибири, а меньше всего – в Западной и Восточной Сибири.

Старейшим  заповедником России по праву можно считать заповедник «Галичья гора» на Среднерусской возвышенности, на берегу Дона. Фактически был открыт в 1882 году! Самый маленький в мире (!) заповедник площадью 231 га.

Далее обучающиеся знакомятся с определениями  (рекомендуется запись в тетрадях):

Что такое?

  • Заповедники
  • Заказники
  • Национальные парки
  • Памятники природы

Обучающиеся отвечают на вопросы, работая в парах:

1) Чем биосферные заповедники отличаются от других заповедников?

2) Чем заповедники отличаются от заказников и национальных парков?

3) Чем отличаются памятники природы?

Слово учителя: Специалисты в области охраны природы считают, что площадь заповедников должна быть не менее 3% от общей площади страны: только при таком условии возможно сохранение природы, обеспечение ее устойчивого развития. Приведем примеры:

  • Россия – 1,5%
  • Чехия – 3,5%
  • Япония - 5%
  • Швеция – 1,5%
  • Словакия – 3,5%
  • США – 2,5%
  • Великобритания – 4%

Демонстрация творческого домашнего задания

Учащиеся проводят «презентацию» заповедных территорий России:

  • «Дальневосточный заповедник»;
  • «Кавказский заповедник»;
  • «Кандалакшский заповедник»;
  • «Башкирский заповедник» и др.

(Приложение 1)

После демонстрации домашнего задания  выдвигается вопрос: какие цели лежат в основе выделения охраняемых территорий?

В тетрадях записывается ответ:

Цели выделения охраняемых территорий

1. Сохранение всего разнообразия живых организмов (заповедники, заказники, памятники природы).

2. Сохранение и воспроизводство возобновимых ресурсов (заказники, национальные парки).

3. Охрана окружающей среды (зеленые зоны городов, курортные земли).

4. Предупреждение развития разрушительных природных процессов (противоэрозионные, берегоукрепительные мероприятия и пр.)

IV. Обобщение изученной темы. Подведение итогов работы обучающихся

V. Домашнее задание

На контурной карте с помощью условных знаков обозначить заповедники России, продолжить выполнение творческого задания («презентации» заповедников, памятников природы).