Цели и задачи:
- Объяснить значение понятий: «конституция», «принцип разделения властей», «президент», «Госсовет» «депутат»;
- объяснить и охарактеризовать систему органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан;
- задуматься над проблемой воспитания в себе законопослушности, ответственности перед законом и государством.
- Продолжить формирование ключевых умений и навыков: анализа, сравнения, участия в эвристической беседе, дискуссии; работы с документами, выделения главного в тексте, актуализации изученного материала;
Тип урока: урок-путешествие.
Оборудование урока: учебник «Обществознание» А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой, рабочая тетрадь, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, электронная слайдовая презентация Microsoft Office Power Point (Приложение 1), видеофильм о Государственном Совете Республики Татарстан».
План урока:
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
1. Определение понятия «конституция»
2. Система органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.
3. Где и как рождается закон?
4. Депутаты и их роль в жизни общества.
III. Подведение итогов урока
IV. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Введение в материал
Учитель: Китайский философ IV в. до н.э. Шан Ян, предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным, обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию - взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. На таких наглядных примерах Шан Ян научил общинников доверять законам.
Вопросы к классу:
1. О чем рассказывает эта притча?
2. Назовите главную идею притчи.
(выслушиваются ответы учащихся)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия
Учитель: Подумайте, как содержание притчи связано с темой нашего урока? (Выслушиваются мнения учащихся).
Если на предыдущих уроках мы с вами изучали смысловое содержание термина «закон», то сегодня на уроке мы узнаем, где же рождаются законы, выясним, кто такие депутаты и какова их роль в нашей жизни, рассмотрим систему органов государственной власти в Российской Федерации и Республике Татарстан.
- Как вы думаете, с чего мы должны начать поиск ответов на эти вопросы?
Ребята высказывают свои предположения.
1. Понятие «конституция»
Учитель: Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю совершить экскурсию в удивительную страну под названием «Закония». Первая наша остановка будет на станции под названием «Конституция – основной закон страны».
Учитель: Какие ассоциации возникают у вас при слове «конституция»?
На доске записываются варианты ответов учащихся.
Учитель: А теперь проверим, насколько интуитивно мы сумели дать определение конституции, и у кого это получилось лучше всего. Давайте прочитаем, как автор нашего учебника дает определение этому понятию (стр. 96)
Учитель: Термин «конституция» произошел от латинского слова constitution – что означает устройство, установление. Она определяет общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан (по ходу объяснения на доске появляется схема):
2. Система органов власти в Российской Федерации и в Республике Татарстан
Учитель: Наша следующая остановка в путешествии называется «Система органов власти в Российской Федерации и Республике Татарстан»
Задание
На странице нашего путеводителя по стране «Закония» изображена схема «Органы власти Российской Федерации».
Давайте внимательно ее рассмотрим, она не до конца выполнена, видимо, художник поторопился и не закончил ее.
Попробуем восполнить его недоработку, используя полученные знания на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Высший Арбитражный Суд, Федеральное Собрание, Верховный Суд, Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации, Конституционный Суд.
Учитель: Посмотрите внимательно на схему. На ней хорошо видно, что в Конституции нашей страны закреплен принцип разделения властей (каждая ветвь власти выполняет свои задачи).
- Какие три ветви власти существует в нашем государстве?
- Как вы думаете, почему они стоят раздельно?
Действительно, реализуя принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.
Учитель: Ребята, вы уже знаете, что Республика Татарстан является субъектом Российской Федерации и соответственно она имеет собственную модель системы органов власти. Давайте постараемся на основе текста Конституции Республики Татарстан составить схему «Органы государственной власти Республики Татарстан». А помогут вам полученные знания на предыдущей станции, и следующие термины: Президент, Государственный Совет, Конституционный суд, Кабинет Министров.
Подводятся итоги обсуждения и делаются выводы
3. Где и как рождается закон?
Учитель: Ребята, на предыдущих станциях мы с вами рассмотрели структуру органов государственной власти РФ и РТ, узнали, что Конституция – это основной закон страны, а вот на следующей станции нам предстоит выяснить, где же рождаются законы. И будем мы это выяснять на примере нашей республики. Итак, наша следующая станция «Где рождаются законы?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю посмотреть вам видеофильм. Посмотрев его, вы узнаете много нового и интересного.
Демонстрация видеофильма о Государственном Совете Республики Татарстан»
- А как бы вы сейчас ответили на этот вопрос «Где рождаются законы?»? (в парламенте)
- Как называется парламент Республики Татарстан? (Государственный Совет)
- Кто возглавляет Государственный Совет Республики Татарстан? (Мухаметшин Фарид Хайруллович).
- Какова главная задача Государственного Совета? (принятие Конституции республики и внесение в нее изменений; принятие законов и их толкование.)
- Назовите комитеты, которые образуются для ведения законопроектной работы.
(Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению, Комитет по законности и правопорядку, Комитет по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, Комитет по экономике, инвестициям и предпринимательству, Комитет по бюджету, налогам и финансам, Комитет по социальной политике, Комитет по экологии, природопользованию и аграрным вопросам)
- Какие законы вы знаете? (Закон об образовании, Семейный кодекс Республики Татарстан, Кодекс об административных правонарушениях Республики Татарстан, Бюджетный кодекс, Закон о культуре, Закон о государственных символах Республики Татарстан, Избирательный кодекс, Экологический кодекс Республики Татарстан и др.).
4. Депутаты и их роль в жизни общества
Учитель: Я нисколько не сомневаюсь, что последняя наша остановка вам покажется интересной, потому что носит она название «Депутатская».
Задание
- Ребята, а вы знаете кто такие депутаты?
- А как вы считаете, депутат – это профессия или призвание?
- А как можно стать депутатом?
- Достигнув какого возраста, можно стать депутатом?
Выслушиваются ответы учащихся.
- Я предлагаю «оживить» станцию и «нарисовать» портрет депутата.
Разобьемся по группам:
Первая группа - описывает внешний облик депутата, манеры поведения.
Вторая группа - профессиональные качества, уровень образования, широту знаний, эрудицию.
Третья группа - необходимые черты характера (пунктуальность, тактичность, доброжелательность, выдержку и т.д.).
Четвертая группа - моральные качества.
Группы выполняют задание, и по ходу презентации работы групп на доске появляется «портрет» депутата.
Учитель: Мы построили с вами образ идеального депутата, нам стал понятен его внешний и внутренний мир.
- Какую же роль в жизни нашего общества играют депутаты?
- Перед кем ответственен депутат?
Высказываются мнения ребят и подводятся итоги работы.
III. Подведение итогов занятия
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в интересную страну «Закония».
- Вспомните, какие станции мы посетили?
- Что вам запомнилось больше всего?
- О чем новом для себя вы узнали?
IV. Домашнее задание
Выучить § 18 и письменно выполнить задание: «Подготовить информацию о Госсовете РТ, основываясь на материал главы 1 раздела IV Конституции Республики Татарстан».