Тип урока: комбинированный с элементами ролевой игры.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, выставка дополнительной литературы.
Цели урока: систематизировать знания и расширить представления о разнообразии земноводных животных, помочь сформировать у учащихся экологически грамотное, бережное отношение к природе.
Задачи:
- Образовательная – продолжить формирование у ребят знаний о биоразнообразии животного мира на примере земноводных
- Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, любознательности и умения работать с дополнительной литературой и компьютерными технологиями
- Воспитательная – воспитывать чувство ответственности человека за окружающий мир и нормы экологически грамотного поведения в природе.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
2. Мотивационно – ориентировочный этап (5 мин)
Подведение итогов изучения, осмысления и систематизации знаний предыдущих уроков по земноводным животным. Нацеливание на изучение нового материала.
Систематизация знаний – опрос с элементами игры.
На экран проецируется текст «Общая характеристика Земноводных» с заведомо включенными ошибками. Учащиеся должны найти и указать все биологические ошибки (20 шт.).
Текст:
«Земноводные это животные, которые обитают на суше. К этому классу относятся лягушки, ящерицы, тритоны, черепахи и жабы. Тело амфибий покрыто сухой кожей и роговыми чешуйками. На голове располагаются органы чувств, имеющие приспособления, связанные с наземным существованием. Глаза земноводных снабжены подвижными веками, которые имеют ресницы. Орган слуха представлен внутренним ухом. Органом обоняния и осязания служит язык, который время от времени высовывает амфибия и пробует воздух. Передвигаются земноводные с помощью пятипалых конечностей наземного типа, которые не имеют перепонок между пальцами. Дышат амфибии с помощью жабр, у них один круг кровообращения и двухкамерное сердце, органами выделения являются мальпигиевые сосуды. Нервная система представлена головным мозгом, включающим 7 отделов, спинным мозгом и отходящих от них нервов. Органы чувств развиты хорошо, особенно зрение и осязание. Размножение земноводных происходит на суше, для них характерно живорождение. Земноводные это теплокровные животные, поэтому они активны в течение всего года. Встречаются амфибии на всех материках, во всех природных зонах.»
После обсуждения перед учащимися ставятся цели и задачи урока: обобщить знания о многообразии земноводных, их распространение и значение в природе.
Учитель объясняет технологию работы с тетрадью: запись темы урока, схемы классификации земноводных (по ходу урока), многообразия амфибий и их значение.
3. Изучение нового материала (32 мин)
Этот этап проводится в форме беседы с элементами ролевой игры с использованием компьютерных технологий. Главный персонаж – Царевна Лягушка (ученица), она ведет диалоги с участниками беседы.
Учитель: В Земноводном царстве, болотном государстве жила была Царевна Лягушка. Давайте познакомимся с ней.
Царевна Лягушка (печально): Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Учитель: Что Царевна так печальна, какие кручины тебя одолели?
Царевна Лягушка: Трудно нам жителям Земноводного царства жить в современном мире. Не любят нас люди. А ведь раньше в мировоззрениях древних народов земноводные играли важную роль. Например, лягушек и жаб многие племена связывали с плодородием и возрождением. В мифах этих народов говорилось, что лягушка держит на спине мир и связана корнями «мирового дерева», а также играет важную роль в возникновении мира. В некоторых странах амфибий использовали в традиционной и народной медицине, колдовстве. В мифологических представлениях древних славян, немцев и других европейских народов лягушки рассматривались как «превращенные» люди. Этот мотив отражен в сказках. И я , Царевна Лягушка, тому подтверждение. К сожалению, отношение людей к моим собратьям все чаще становится негативным. А мне так хотелось бы, чтобы люди про нас больше узнали и полюбили земноводных животных.
Учитель: Давай попробуем осуществить твою мечту и расскажем ребятам о твоих сородичах.
Царевна Лягушка: С удовольствием. Для начала мои подружки лягушки расскажут о биологических особенностях земноводных.
Далее идет просмотр мультимедийной презентации с комментариями учениц.
Царевна Лягушка: А теперь давайте познакомимся с разными представителями Земноводного царства.
Далее идут выступления учащихся с небольшими рассказами об амфибиях, которые сопровождаются иллюстрациями на экране.
Примерные тексты рассказов:
1. «Безногие земноводные или червяги – это самые примитивные земноводные животные. Этот отряд объединяем около 200 видов. Обитают они в тропических лесах Америки, Африки и Азии. Внешне они похожи на кольчатых червей. Живут червяги под землей или в лесной подстилке, в связи с этим они ничего не видят и не слышат, но у них хорошо развито обоняние и осязание. Размножаются червяги, откладывая яйца во влажную землю или живорождением. Для многих видов этих земноводных характерна забота о потомстве»
2. «Отряд хвостатые земноводные объединяет 9 семейств, самые известные из них _ это саламандровые, амбистомовые и тритоновые. Большинство хвостатых земноводных живут в воде или около воды: в болотах, озера. Все они ведут ночной образ жизни.
Самые известные хвостатые земноводные – саламандры. Живут они в сырых, тенистых лесах. Тело большинства из них окрашено в черный цвет с золотисто–желтыми пятнами. Кожа голая, покрыта слизью. Есть такая легенда, что саламандры не тонут в воде и не горят в огне. Если посадить саламандру на горячие угли, то ее кожа покрывается большим количеством слизи, которая хотя и не может спасти от огня, но от жара предохранит. Отсюда и пошел рассказ о том, что саламандра в огне не горит. Многие саламандры окрашены ярко. Это предупреждающая окраска говорит о том, что они опасны, т.к. кожные железы могут вырабатывать ядовитое вещество. С помощью яда саламандры защищаются от врагов.
Самыми крупными представителями земноводных являются японская гигантская саламандра (длина тела 145-165 см) и китайская исполинская саламандра, длина тела которой достигает 180 см, а вес – 70 кг. Раньше в Японии и Китае мясо гигантской саламандры использовали в пищу, применяли как противоинфекционное средство при лечении чахотки и заболеваний органов пищеварения. В настоящее время японская исполинская саламандра находится под охраной, этот вид включен в Красную книгу Международного союза охраны природы.
3. «В нашей стране в горах Тянь – Шаня тоже обитает гигантская амфибия – семиреченский лягушкозуб из семейства углозубов. Длина его тела около 1 м. Это очень медлительное и ленивое существо обитает в мелких холодных ручьях с быстрым течением и каменистым грунтом. Семиреченские лягушкозубы очень редкие животные и занесены в Красную книгу»
4. «В австралийских и европейских пещерах обитают одни из самых легендарных животных – протеи. Бледно окрашенное тело протея напоминает тело угря, длинное, с хвостом в виде плавника, с маленькими лапками, которые даже не сразу заметны. Голова имеет длинную и плоскую форму, как у щуки, зрение отсутствует. По бокам головы расположены ветвистые ярко-красные жабры. Европейский протей обитает исключительно в подземных озерах и речках в гористой области Восточных Альп. Американский протей живет в наземных водоемах с чистой водой»
5. «Самый большой научный интерес из хвостатых амфибий представляет аксолотль.
Обитают эти животные в реках Мексики. В научном мире их долго относили к личинкам тритонов. Но сомнение вызывало то, что они не претерпевают метаморфоза и постоянно живут в воде, имея неизменно ветвистые жабры. Только в 1865 году Парижским обществом акклиматизации было установлено, что аксолотли это личинки животных, очень похожих на саламандр – амбистом, которые водятся в тех же районах Мексики, что и аксолотль. Аксолотль, действительно, личинка амбистомы, но очень своеобразная. У этих личинок может тормозиться завершение метаморфоза и развиваться способность размножения на личиночной стадии. Такая особенность размножения получила название – неотения. Эти особенности размножения амбистомы приобрели в процессе эволюции как приспособление к изменениям климатических условий: метаморфоз завершается в водоемах увлажненных районов, а в сухих местах личинки сами берут на себя функцию размножения»
6. « В Евразии самыми распространенными хвостатыми земноводными являются тритоны.
Обыкновенный тритон – типичный представитель всех тритонов. Длина его 13 -14 см. распространен он от Англии до Алтая, от Тюменской области до юга Саратовской области. По земле тритоны движутся медленно, неуклюже, но в воде плавают хорошо, причем органом движения является хвост. Большую часть года эти животные проводят во влажных, затененных участках леса. В водоемах скапливаются весной в период размножения. Самцы весной преображаются, надевая брачный наряд – большой гребень на спине - и приобретая яркую окраску. Эти животные могут переносить очень низкие морозы и после оттаивания благополучно оживают. У них развита регенерация. Целая конечность, будучи отрезанной у тритона, снова вырастает до прежней величины.»
7. «Отряд Бесхвостые амфибии объединяет самых разнообразных животных, различающихся по местообитаниям, размерам, окраске. Лягушки и жабы приносят большую пользу, уничтожая огромное количество насекомых и наземных моллюсков, защищая сады и огороды от вредителей. В Англии, например, даже скупают жаб сотнями для того, чтобы пустить их к себе в сад. В наших широтах обитают озерные и травяные лягушки, зеленые и серые жабы, чесночницы, краснобрюхие жерлянки.
Наиболее богата фауна земноводных в жарких тропических странах, где огромное количество амфибий обитает не только на земле, они распространились по всем этажам тропического леса. Самыми маленькими и красивыми являются квакши. Живут они на деревьях. У европейской квакши в окраске тела преобладают зеленые и желтые тона, что позволяет им маскироваться среди листвы. Тропические виды древесных лягушек имеют наряд окрашенный, в красный, желтый цвет, с серебристо – белыми пятнами и крапинками. Квакши лазают по деревьям как акробаты, а помогают им в этом подушечки – присоски на лапках. Еще более экзотичны лягушки древесницы, обитающие в Северной Америке. Эти маленькие амфибии (3-3,5 см) очень ярко окрашены. В коже этих лягушек помещается множество ядовитых желез. Яд пятнистой древесницы туземцы используют для приготовления отравленных стрел»
8. Более «приземленными» земноводными являются жабы. С виду это довольно крупные животные, все тело их покрыто бородавками, цвет обычно темно-серый, зеленый, с оливковым или коричневым оттенком. Днем жабы прячутся в укрытиях, выходят только ночью на охоту. Это очень полезные животные, т.к. они поедают большое количество вредных насекомых и слизней, которых опасаются поедать другие животные.»
Царевна Лягушка: Спасибо, ребята. Я очень рада была побывать у вас в гостях, и рассказать о моем царстве и его обитателях.
Учитель: Мир Земноводных огромен и разнообразен. Сегодня вы узнали только нескольких представителей этого мира. Я надеюсь, что вы поняли значимость земноводных животных для человечества. А ведь мы еще не говорили о роли лягушек для биологических и медицинских исследований. С помощью лягушки человек познакомился с электричеством. Ее лапка оказалась высокочувствительным прибором. Луиджи Гальвани первым провел опыты на лягушке, а затем она стала привычным объектом для биологических исследований. В Японии лягушке поставлен памятник как мученику науки. Некоторые виды лягушек служат пищей для человека. Амфибии являются важным звеном в цепях питания в дикой природе.
Земноводные уничтожают большое количество насекомых - вредителей в садах, парках, огородах, лесах. Личинки земноводных, головастики, живущие в воде, поедают большое количество водорослей, предотвращая тем самым зацветание водоема и очищая его.
Из всего этого видно, что амфибиям отдают должное и медики, и биологи, и гурманы, и фермеры. Поэтому мы должны относиться к земноводным не с надменной брезгливостью, а с уважением – как полезным животным.
4. Рефлексия - закрепление и повторение материала (5 мин)
На экран проецируется кроссворд «Земноводные». Ребята угадывают задания, составленные на примере рассказов, услышанных на уроке.
5. Подведение итогов (1-2 мин)
Домашнее задание: творческие работы по теме «Земноводные»: кроссворды, викторины, презентации. Подборка рисунков и фотографий земноводных из Интернета.
Объявление оценок за работу на уроке.
Список литературы:
- Голубева Е.Б. / Земноводные. из серии «Узнай мир».- СПб.: «БКК», 2008.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ - М.: Вентана – Граф, 2004.
- Энциклопедия для детей. Том 2. Биология / Глав. Ред. Аксенова М.Д. –М.: Аванта +, 2000.
- Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области: Методическое пособие/ Авт.-сост. М.В. Пестов, С.В. Бакка, Н.Ю. Киселева и др. – Н.Новгород: ННГУ; Экоцентр «Дронт», 2007.
- Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кумченко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова. – 2-е изд., перераб..- М.: Вентана-Граф, 2004.
К уроку прилагаются иллюстрации и презентация.